Орфографический блок в КИМах (тесте) ЕГЭ по русскому языку (задания 9-12), как показывает практика, считается самым трудным для учащихся.

Анализ результатов экзамена по русскому языку 2022 года показал, что наиболее успешно выпускники справились с заданием на правописание корней (процент выполнения 67,3).

Но в задании 9 экзаменационной работы в 2023 году изменены формулировка и спектр предъявляемого языкового материала. Ранее оно относилось к разряду заданий «классифицирующего» типа. В настоящее время задание по формату стало аналогичным орфографическим заданиям 10–12.

Изменение формы предъявления материала сделало задание более практико-ориентированным, требующим от экзаменуемого решения практической задачи правописания корней слов. Теперь для правильного выполнения необходимо выбрать несколько вариантов ответа, где во всех словах пропущена одна и та же буква.

Ответ может представлять последовательность из двух, трех или четырех цифр. За это можно получить один первичный балл.

И при подготовке к этому заданию было замечено, что учащиеся испытывают трудности именно в правописании безударной проверяемой гласной корня. Ошибки связаны с тем, что неправильно подбираются проверочные слова, старшеклассники не понимают значения слова.

Так, например, вызвали трудности в написании следующие слова: полЕмический, благослОвить, чЕстолюбие, обрАмление, покАрать, укрОтитель, экстрЕмальный, оснАщение, обвИнить, умАлять (значение), посвЯтить (стихотворение), испЕщренный.

Поэтому считаем целесообразным использовать следующее упражнение-тренажер для отработки умения  проверять безударную гласную в корне.

1)Разг… вор, п…стреть, сл…варный, перс…наж, вд…леке,

2) скр…пучий, разув…рять, увл…каться, побл…дневший, д…йствительный,

3) ум…ротворенный, р…скошный, расп…лить, экон…мический, сц…пление,

4) ре…листичный, с…тевой, зерк…ло, в…рсистый, упр…вляющий,

5) оч…ртить, тр…пещущий, конс…рвировать, прим…рять (вещи), ог…рчение,

6) неисс…каемый, п…мощник, посм…треть, напр…гаться, р…дколесье,

7) пров…нциальный, гориз…нтальный, осозн…вать, по…вление, вопл…тить,

8) пр…стейший, оф…рмлять, сб…р…жения, пок…сившийся (дом), вр…чебный,

9) сомн…ваться, асф…льтировать, пот…плевший, загром…ждать, обр…мление,

10) ч…стота (сердцебиения), симп…тичный, исст…ри, прив…заться, разм…шать,

11) кл…ссический, т…мнота, кр…тиковать, ок…менеть, колл…кционный,

12) кор…левский, пр…вительство, зап…тевать, доб…жали (до финиша), р…дчайший,

13) дов…рительно, пер…одический, те…ретик, вл…стелин, пок…рать,

14) пок…ряющий, с…риал, упл…тняя (бетон), укр…титель, сов…щание,

15) интелл…ктуальный, неисч…рпаемый, выгл…деть, ут…шение, обв…нить,

16) вы…вить, св…щенный, пр…вительство, г…рдиться, разг…варивать,

17) п…лезный, л…петать, отв…чать, гарм…ничный, отв…рить (картофель),

18) (гости) п…руют, сгор….ча, пом…стить (в колбу), бл…городный, ф…рмализм,

19) прибл…жаться, изд…лека, эфф…ктивный, мот…вировать, эм…лированный,

20) впл…тную, ч…рующий, г…рдиться, аргум…нтировать, м…ссивный,

21) отред…ктировать, д…ревяшка, осн…щение, симм…тричный, сп…собный,

22) с…дина, расст…гнуть, пол…скать (ребенка), пол…мизировать, см…рение,

23) выцв…тший (материал), погл…щать, к…гтистый, раскр…снеться, нр…воучение,

24) п…стух, изм…рение (скорости), т…рминология, усл…жненный, осл…пительный,

25) запл…тить, разг…дать, ут…нченный, д…лекий, экз…менатор,

26) т…инственно, энциклоп…дист, од…чать, вр…дители, разв…литься (на части),

27) ут…шение, перекл…каться, б…снописец, изд…вать, сбал…нсированный,

28)  г…лосовой, взгл…нуть, одр…хлевший, прив…заться,  рец…нзент,

29) рекл…мировать, прис…гать (Родине), в…ртеть, сомн…ваться, ск…зание,

30) м…тинговать, р…систый (луг), прогр…ссивный, повт…рять, ум…лять (значение),

31) лингв…стический, препод…вать, умн…жать, напр…вление, фин…нсист,

32) посв…тить (в рыцари), нав…вать (воспоминания), возр…ждение, см…гчить (тон), др…матургический,

33) ут…пический, в…новатый, разр…дить (обстановку), осв…тить (дорогу), запл…мбировать,

34) ст…ринный, зак…ренелый, упр…щенный (вариант), скр…пленный, зап…вала (в хоре),

35) оч…рование, разв…вать (память), прор…дить (всходы), в…рховье, разв…твление,

36) ш…птаться, в…щественный, прогр…ммировать, либер…лизм, ан…логичный,

37) нагром…ждать, про…вление, осл…пленный,  с.рдечный, орн…ментальный,

38) в…шневый, ск…льзить, мат…риализовать, экспр…ссивный, см…шать,

39) пл…нитальный, вы…вленный, л…гичный, г…рделивый, щ…бетать,

40) ск…птический, др…бить, неув…дающая (красота), обог…щение, ч…столюбие,

41) контр…лировать, вбл…зи, обл…котиться, огр…ничение, уд…вительный,

42) исп…щренный, прод…лжение, просл…влять, прил…пает, зап…вать(водой),

43) сд…ржаться,  гер…ический, потр…сение, г…ревать, к…сички,

44) опр…вдать, обл…денение, ст…лист, незас…ленный, выл…нять (от стирки),

45) г…тический (собор), вибр…ционный, р…птать, эк…логия, зак…ленный.

Памятка

Напомним способы проверки безударной гласной в корне слова путем подбора формы слова того же слова.

У существительных изменить число: толпа – толпы, паруса – парус.

У прилагательных заменить полную форму краткой: босой – бос, седой – сед, нагой – наг.

У глаголов: а) изменить число: хожу – ходим; б) изменить время: варил – варит, показал – покажет, привязал – привяжет; в) изменить род (у глаголов прошедшего времени): принесла – принес, отвела – отвел.

Проверяя безударную гласную в глаголе, нужно иметь в виду, что нельзя использовать глаголы с суффиксом -ыва- (-ива-) в качестве проверочных слов, так как у них происходит чередование о – а.

Таким образом, слово опоздать проверяем наречием поздно, а не глаголом опаздывать.

 

Список литературы

  1. Хазанова А.С., Цвейг Л.В. Русский язык: Практическое руководство: В 2 ч. Ч.1. Москва: Творческо-производственный центр «Полифакт». Московская издательская группа, 1992.
  2. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / под ред. В.В. Лопатина. – М.: АСТ-Пресс, 2020.

Яндекс.Метрика