Снимки бывают удачными и неудачными. Как описать фотографию на устном собеседовании?

На уроках русского языка обучающиеся сочиняют письменные описания репродукций картин и цветных фотографий. Работать с чёрно-белой фотографией – настоящее мучение: о цветовой гамме можно только догадываться и предполагать, какого цвета тот или иной предмет.

Однако устные сочинения в рамках учебного занятия с большим классом непродуктивны. Сказанное можно услышать единожды, а повторить другому человеку что-то подобное практически невозможно. В устной речи трудно рождаются фразы и много пауз, пока обдумывается следующее предложение. На создание текста-описания требуется время, нужны ключевые слова, редактирование написанного. А как можно отредактировать или поправить то, что звучит спонтанно да ещё на экзамене, когда участник собеседования волнуется и переживает?

В ситуации стресса на экзамене описание фотографии даётся невероятно трудно. Для наблюдения и фиксации запечатлённого необходимо схватить мгновение, увидеть общую композицию и детали, передний план и фон кадра, действующих лиц и их положение.

Структура описания ученикам известна: от общего представления через отдельные признаки прийти к впечатлению и оценке.

Уместны уточнения для описания именно фотографических снимков в виде вопросов:

 - Что запечатлено (или кто) на снимке? Какой именно момент или событие?

- Что на крупном плане? Какие есть детали в композиции кадра? Что и почему привлекло внимание?

- Какие чувства и мысли вызвала фотография?

Рассмотрим несколько фотографий. Две похожи тематически: на первой – балетная тренировка, на второй – занятие в танцевальном классе.

Балетная тренировка

Если вы человек творческий и занимаетесь танцами, возможно, сможете описать эти снимки с профессиональной точки зрения. Ведь вам знакомы помещения для тренировок и репетиций – залы с зеркалами от пола до потолка, станками у стен, большими окнами.

На репетиции балерины надевают тонкое трико, купальник, юбку на запахе, пуанты. Комплект одежды зависит от вида танца. На первой фотографии наставница и ученица одеты почти одинаково: обе гладко причёсаны, в чёрных балетных пачках и балетках, но у педагога плечи и руки скрыты тонкой тканью и леггинсы без стопы, у девочки купальник на бретельках и белые колготы. Они у станка отрабатывают танцевальные па.

Хореограф поправляет осанку маленькой балерины, фиксируя правильное положение с высоко поднятой ногой и прямым станом без наклона. Фотограф запечатлел момент напряжённой работы. Наставница внимательно следит за позой ученицы, а девочка удерживает равновесие, грациозно раскинув руки в стороны. Ученица прямо смотрит в объектив, улыбаясь от того, что у неё всё получается и тренер ею довольна.

Танцевальная студия имеет специальный пол (линолеум, ламинат или паркет), прочный и долговечный, гладкий и нескользкий. Широкое и светлое пространство предназначено для свободного передвижения танцоров.

Регулярные занятия и нагрузки укрепляют тело, улучшая гибкость и координацию, формируя привычку красиво двигаться. В балетной студии занимаются увлечённые классическим танцем люди. Через движение можно выразить различные эмоции и чувства. А в танце раскрывается красота тела и гармония души.

Итак, мы описали внешний вид людей, запечатлённых на фотографии, указали на особенности интерьера, обратили внимание на то, как педагог и ученица относятся к своему делу, назвали те качества, которые развиваются через занятия балетом.

Занятие в танцевальном классе

На другом снимке композиция иная – многокомпонентная: три пары танцоров смотрят прямо в объектив фотографа и отражаются в зеркальной стене танцевального класса. Крупным планом изображена первая пара. Возможно, это тренеры. Танцовщица одета в платье с одной широкой бретелькой, украшенной большим бантом, светлые волосы гладко зачёсаны и убраны в пучок на затылке. Одной рукой она грациозно обнимает партнёра, другой опирается на его руку, слегка наклонившись назад. Оба улыбаются. Ещё минута – и они начнут танцевать.

Замерли в подобных танцевальных позах и другие пары. Партнёрши одеты в повседневные безрукавные блузки и свободные юбки разной длины. Наверное, они пришли впервые на тренировку. Однако их партнёры одеты строго одинаково: белый верх и тёмный низ, лакированные туфли. Скорее всего, они обучают двух девушек, которые ещё не умеют танцевать и робеют от неуверенности перед партнёрами. Это видно по их стеснительным улыбкам и неловким позам. Они начали посещать танцевальную студию и очень хотят грациозно двигаться и скользить по паркету. Но чтобы добиться лёгкости в движениях, нужно разучить шаги, чувствовать ритм танца. Тренировки могут быть групповыми, и каждому участнику нужно взаимодействовать с партнёром и работать в команде. Ведь танцы помогают человеку лучше раскрыться, выразить себя без слов, приучают к дисциплине и развивают хороший вкус.

Таким образом, мы описали внешний вид людей на фотографии, обратили внимание на особенности интерьера и детали, отметили, как серьёзно люди относятся к делу, которым заняты, и что дают им занятия танцами.

Эти две фотографии – самые удачные для устного описания. Никакого подтекста, всё очевидно и понятно.

Варианты описания фотографий этих фотографий из Интернета.

1 текст

На фотографии изображена балетная тренировка. В кадре мы видим педагога и маленькую балерину, занимающихся у станка. Обе одеты в балетные костюмы: у ребёнка чёрная пачка и балетки, а педагог одета в облегающую чёрную форму. Они выглядят сосредоточенными и увлечёнными процессом тренировки.

Зал светлый и просторный. На заднем плане видны большие окна, пропускающие много естественного света, а также классический балетный станок, используемый для тренировки. Пол деревянный, что является стандартным покрытием для занятий балетом.

Люди на фотографии относятся к занятию очень серьёзно и ответственно. Видно, что педагог внимательно следит за движениями ученицы и корректирует её позу. Девочка старается выполнить упражнение как можно точнее, демонстрируя свою любовь к танцу и желание совершенствоваться. Такие занятия воспитывают в ней стремление к красоте и гармонии.

Занятия балетом развивают множество качеств: улучшают координацию, гибкость и выносливость. Балет способствует формированию правильной осанки, укрепляет мышцы и помогает развить музыкальное восприятие. Кроме того, он учит дисциплине, трудолюбию и способности преодолевать трудности. Балет – это не просто физическая активность, а настоящее искусство, которое помогает выразить эмоции и чувства через движение.

 

2 текст

На фотографии изображены люди, занимающиеся в танцевальном классе. У большинства на лицах улыбки, что создаёт тёплую и дружелюбную атмосферу. Среди участников есть как мужчины, так и женщины. Они одеты в удобную, но элегантную одежду, подходящую для занятий танцами: у девушек платья или юбки, а у мужчин – рубашки и брюки.

Интерьер танцевального класса прост и функционален. На заднем плане видны большие зеркала. Они помогают танцорам следить за своими движениями. Пол, скорее всего, деревянный или паркетный – идеальное покрытие для занятий танцами.

Люди на фотографии относятся к танцам с большим энтузиазмом и интересом. Видно, что они полностью погружены в процесс и наслаждаются этим занятием. Пары танцуют вместе, и их движения выглядят синхронными и хорошо скоординированными.

Занятия танцами развивают множество полезных качеств. Они помогают улучшить физическую форму, осанку и координацию движений, способствуют развитию уверенности в себе, вырабатывают чувство ритма и повышают эмоциональную устойчивость. Кроме того, они помогают лучше понимать партнёра и развивают навыки работы в команде. Занятия в танцевальном классе – это не только физическая нагрузка, но и отличный способ получить положительные эмоции, познакомиться с новыми людьми и развивать своё творческое начало.

 

Продолжим анализировать те фотографии, что были предложены на экзамене.

Увлечение

Фотография с мальчиком, который держит перед собой маленький противень с печеньями, не очень удачна. Разве что нравится сам улыбающийся паренёк в белой рубашке и поварском фартуке. Его позитивное настроение, увы, нам не помогает. Что у него за печенюшки? С чем они? Конфитюром, повидлом, джемом, ягодами, апельсиновыми дольками? Испачкан ли фартук мукой или это отблеск фотовспышки? На чёрно-белом снимке это понять затруднительно.

На снимке еле видны мука и яйца, стеклянная посуда. Фотография обрезана, потому и лишена массы любопытных подробностей. Такой снимок невозможно описать развёрнуто. А причина проста: на дальнем фоне видны надписи на английском языке, можно разобрать слово «food» и разглядеть двух девочек, одна из которых тоже в фартучке.  На нём тоже видны какие-то светлые пятна. Тоже испачкалась в муке?

К сожалению, подобной фотографии из нашей российской школы не нашлось. Домоводство сейчас в новом (старом) предмете «Труд (технология)» урезано и заменено другими модулями…

Очень странно, что помогающие ученику (или вредящие ему?) вопросы к данной фотографии односложные (третий вопрос даёт ответ по сути на первый вопрос!):

  • Кто запечатлён на фотографии?
  • Где происходит действие?
  • Чем занят подросток?
  • Какие эмоции (чувства) он испытывает?

 

Вариант описания фотографии из Интернета:

На фото я вижу подростка, держащего в руках лист с приготовленными печеньями. Вероятно, действие происходит в школе, на уроке труда. На заднем плане можно увидеть девочек и плакаты с картинками на стенах.

Этот улыбающийся мальчик занят кулинарией. Слегка запачканный мукой передник и его довольный вид показывает, что печенья с вареньем он приготовил сам! Понятно, что он горд и доволен собой. Его улыбка это доказывает. Хотя он, наверное, смущён, потому что впервые готовил без посторонней помощи.

Когда ты умеешь готовить, то точно не останешься голодным. Можно приготовить то, что любишь есть только ты или попробовать что-то новенькое, интересное. Пока я могу сделать омлет в духовке, простой суп, компот, жареную картошку или пюре.

Кулинария не слишком меня привлекает, больше нравится ходить в походы. Летом мы уходим в лес на неделю с родителями, готовим на костре, спим в палатке, много купаемся в озере. Мама хорошо знает разные травки и показывает, какие можно в суп положить и с какими получается вкусный и полезный чай. Папа приносит сухие поленья для костра и ловит рыбу. Это интересно и весело.

 

Ещё один снимок отсылает нас к увлечению лошадьми. Мы оказываемся на конюшне и должны описать, где происходит действие, что делают люди, каков внешний вид девушки, как ведут себя лошади.

Посещение конюшни

Не раз мы указывали на неудачные вопросы-подсказки, по которым выстроить композицию описания нельзя.

Бывали ли вы на конюшне когда-нибудь? Когда в последний раз видели коня? Подходили к нему? Кормили? Ухаживали за ним? Умеете ли ездить верхом? Для городского ребёнка это теперь экзотика, как и коровы, куры, козы и тому подобная живность.

А если вы не занимаетесь конным спортом, то «лошадной» лексикой (денник, амуничник, уздечка, вальтрап, амортизатор, скребок, подпруга, стремена и т.д.). вы точно не владеете. Значит, описание этой фотографии будет непростым делом.

Конюшня – это общее помещение для содержания лошадей, а денник – индивидуальное стойло для одного животного. В конюшне находятся инструменты для ухода за лошадьми, корма. Кроме чистки, кормления, человек общается с животными. Конюх следит за чистотой содержания коней, их здоровьем, состоянием, выгулом, обучением, питанием и доступом к воде. Он поддерживает уют и порядок на конюшне, готовит снаряжение, седлает лошадь, дежурит ночью.

В конюшне чисто и светло, горят электрические светильники. По обеим сторонам помещения расположены денники, где ночуют лошади.

Девушка на снимке спокойна и дружелюбна, она привыкла к общению с лошадьми, в её обязанности входит, видимо, уборка. В её руках метла, с которой она готова войти в стойло. Она общается с конем, гладит его. Уздечка уже приготовлена и висит на дверце денника. Значит, скоро конь отправится на прогулку, а она будет убирать помещение.

На заднем плане виден мужчина, который уже привёл лошадь после прогулки и ожидает, когда девушка обратит на них внимание. Оба одеты по-летнему: в джинсы, футболку, клетчатую рубашку, завязанную спереди узлом, кроссовки и высокие ботинки.

Лошади спокойны, ухожены, они привыкли к такому ежедневному ритуалу и приветливо ведут себя с людьми.

 

Вариант описания фотографии из Интернета:

На фотографии изображено помещение конюшни. Действие происходит в просторном и чистом помещении, предназначенном для содержания лошадей. На переднем плане мы видим девушку, которая стоит рядом с одной из лошадей и ласково гладит её. В другой руке у неё метла, что говорит о её заботе о чистоте в конюшне. На заднем плане виден ещё один человек, ведущий лошадь.

Девушка выглядит ухоженной и дружелюбной. Она одета в повседневную удобную одежду: рубашку в клетку, джинсы и ботинки, подходящие для работы в конюшне. На её лице спокойное и доброжелательное выражение, что свидетельствует о её любви к животным и внимательном отношении к ним.

Лошадь на фотографии ведёт себя спокойно и дружелюбно, с интересом тянется к девушке. Видно, что между ними есть взаимопонимание и доверие.

Забота о лошадях воспитывает в человеке ответственность, терпение и внимательность. Общение с этими благородными животными улучшает эмоциональное состояние, приносит радость, создаёт особую связь между человеком и живым существом.

 

Каким рекомендациям можно следовать при описании фотографий? Вероятно, сначала нужно хорошо рассмотреть центр снимка и персонажей, передний и задний планы, интерьер, действия и внешность людей, чтобы передать впечатление. Безусловно, полезно обращаться к тому справочному материалу ,который есть на карточке участника собеседования с наводящими вопросами.

Яндекс.Метрика