Что учитываем, когда составляем текст контрольного диктанта? Учитываем класс, уровень подготовки, объем текста и задания к нему, программу, конкретные темы раздела, количество и типы изученных орфограмм.
Подбираем такие тексты, в которых изученные орфограммы и пунктограммы были бы представлены двумя-тремя случаями. В тексты могут быть включены те вновь изученные орфограммы, которые достаточно закреплялись на 2-3 предыдущих уроках.
В диктанте должно быть: в 5-м классе - до 5 слов, в 6-м - 7-м классах – не более 7 слов, в 8-м - 9-м классах - не более 10 различных слов с непроверяемыми написаниями.
Объем диктанта: для 5 класса - 90-100 слов, для 6 класса - 100-110 слов, для 7 класса - 110-120 слов, для 8 класса - 120-140 слов, для 9 класса - 150-170 слов, для 10-11 класса - 200-250 слов. При подсчете учитываются как самостоятельные, так и служебные слова. Если диктант сопровождается грамматическим заданием, объем его сокращается на 10 слов.
При оценивании диктантов принимаем во внимание ошибки негрубые, однотипные и повторяющиеся. Если в одном непроверяемом слове допущены две ошибки, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте 5 поправок (исправления неверного написания на верное) отметка снижается на один балл (но не ниже отметки «3»). Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
«5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
«4» - при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
«3» - допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5-м классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.
В пятом классе допускается выставление оценки «3» при наличии 5 орфографических и 5 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
При большем количестве ошибок диктант оценивается отметкой «2».
Обращаем внимание на предел, превышение которого не позволяет выставлять какую-либо отметку. Таким пределом является для «4» - 2 орфографические ошибки, для «3» - 4 орфографические ошибки (для 5-го класса - 5 орфографических ошибок).
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, отдельно оценивается диктант и задание.
При оценивании выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
«5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
«4» - ученик выполнил правильно не менее 2/3 заданий.
«3» - выполнена половина заданий.
«2» - за работу, в которой выполнено менее половины заданий.
Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при оценивании диктанта.
Объем словарного диктанта: для 5 класса - 15-20 слов, для 6 класса - 20-25 слов, для 7 класса - 25-30 слов, для 8 класса - 30-35 слов, для 9 класса - 35-40 слов, для 10-11 класса - до 70 слов (до конца 1 четверти, а в 5-м классе - до конца 1 учебного полугодия сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса).
При оценке контрольного словарного диктанта ставим:
«5» за диктант, в котором нет ошибок.
«4» допустили 1-2 ошибки.
«3» допущено 3-4 ошибки.
«2» - 7 и более ошибок.