Ландышей букетик

Одним из видов контроля по литературе в 5 классе может быть тест. Дети выполняют его письменно, каждому желательно раздать отдельный пакет заданий. Всего 2 варианта, чтобы избежать списывания.

Тест состоит из нескольких частей: в первой части предлагается текст и вопросы по его содержанию и интерпретации (А1-А17). Во второй части (А18-А22) проверяется читательский кругозор.

Тест по чтению для 5 класса

Фамилия, имя_________________________

Внимательно читайте задания теста. Если не можете выполнить задание, переходите к следующему. Не забудьте вернуться к тем, которые у вас не получились. Пишите аккуратно.

Часть I (А1-А17)

Внимательно прочитайте текст. Выберите один ответ на вопрос.


Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться.

- До чего ж я хороша! – радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски. – Жаль, никто-никто этого не замечает.

Но однажды ей повезло. По лугу ходила Девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. А Девочка увидела её и сказала:

- Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!

- Ах так! – рассердилась Гусеница. – Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде больше меня не увидит.

Дал слово – нужно его держать, даже если ты Гусеница. И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, потом на ветку, с ветки на листок. Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться.

Трудилась она долго и наконец сделала кокон.

- Уф, как я устала! – вздохнула Гусеница. – Совершенно замоталась.

В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула.

Проснулась она от того, что у неё ужасно чесалась спина. Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно – не вниз, а вверх. И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую Девочку.

«Какой ужас! – подумала Гусеница. – Пусть я некрасива, это не моя вина, но теперь  все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!»

И Гусеница упала в траву. А Девочка увидела её и  сказала:

- Какая красивая!

- Вот и верь людям, - ворчала Гусеница. – Сегодня они говорят одно, а завтра – совсем другое.

На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? Перед ней – незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё колышутся большие разноцветные крылья.

«Ах вот что! – догадалась она. – Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо! Я стала Бабочкой! Это бывает».

И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала. (По В. Берестову.)

А 1. Укажите, в какое время года происходит действие, описанное в тексте:

1. Весна     2. Лето    3. Осень    4. Зима

А 2. Где происходит действие, описанное в данном тексте?

Действие происходит ________________________________________________

А  3. Что решила сделать  обидевшаяся на Девочку Гусеница?

Гусеница решила ___________________________________________________
__________________________________________________________________

А  4. Как ты думаешь, почему слова Гусеница и Девочка автор написал с большой буквы?

Гусеница и Девочка - это ______________________________________________
____________________________________________________________________

А 5. Перечисли главных героев этого текста.

Главные герои - это___________________________________________________

А  6. Как бы ты озаглавил этот текст?

Это текст можно озаглавить так_________________________________________

А 7. Как ты думаешь, к какому жанру относится данный текст?

1. Повесть     2. Рассказ    3. Сказка    4. Пьеса     5. Басня

А  8. На сколько частей по смыслу делится этот текст?

В этом тексте я выделил ___________частей.

А  9. Озаглавь выделенные тобой части.

Первая часть называется: _____________________________________________

Вторая часть называется: _____________________________________________

Третья часть называется:______________________________________________

А 10. Составь план, по которому можно рассказать данный текст.

План

____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

А 11. Запиши три определения, которые показывают, какой характер был у Гусеницы.

Гусеница была _______________________________________________________
____________________________________________________________________

А 12. Продолжи предложение:.

Автор этого текста  Валентин Берестов - человек наблюдательный, чуткий к красоте, мудрый, ироничный________________________________________ .

А 13. Почему Гусеница не сдержала честное гусеничное слово.

Гусеница не сдержала честное гусеничное слово, потому что ...
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

А 14. Говоря о  Гусенице, автор написал: «Дал слово – нужно его держать, даже если ты Гусеница». Что это означает?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________

А 15. Что имел в виду автор, говоря  «…даже смотреть на тебя противно»? Когда еще можно так сказать? Приведи пример.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

А 16. Назови тему данного произведения.
___________________________________________________________________

А 17. Кратко сформулируй главную мысль данного произведения.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________

 

Часть II (задания А18-А22)

А  18. Назови любимые произведения, относящиеся к различным жанрам.

Название сказки:_____________________________________________________
ее автор (если он есть)________________________________________________

Название рассказа:__________________________________________________
его автор__________________________________________________________

Название повести:__________________________________________________
ее автор___________________________________________________________

Название стихотворения:_____________________________________________
его автор___________________________________________________________

Название пьесы:_____________________________________________________
ее автор____________________________________________________________

А  19.  Перечисли стихотворения, которые ты знаешь наизусть. Запиши фамилию автора и название.

1-ое стихотворение (его название):_____________________________________
его автор __________________________________________________________

2-ое стихотворение (его название):_____________________________________
его автор___________________________________________________________

А  20. Закончи пословицы.

1.  Грамоте учиться__________________________________________________

2.  С кем поведёшься, от того__________________________________________

3. В гостях хорошо________________, а  дома___________________________

4.  По одёжке встречают,_____________________________________________

5. Что написано пером,_______________________________________________

А 21. Укажи, из каких книг взяты эти тексты. Соедини стрелочкой текст с типом книги.
                                           

                                    Текст                                              Тип книги
1.  Космос, - а, м.  Мир, вселенная, а также ближайшее

пространство за пределами земной атмосферы. 

Освоение космоса. (От греч. космос – «вселенная».)            А. учебник

2. Я видел, как работал Гайдар. …Придумывал на ходу

фразы, потом записывал их, потом опять придумывал…
-    Хочешь, я прочту тебе повесть?
Я, конечно, очень хотел послушать её.
-    Так вот, слушай!
-    Где же рукопись?..
-    Зачем мне рукопись! Она отдыхает на столе.                   Б. Словарь

3. Предки спартанцев пришли с севера Балканского

полуострова и обосновались в Южной Греции.

В долине реки Еврот в области Лакония несколько

соседних поселений объединились и стали

называться Спартой.                                         В. Художественное произведение
 

А 22. Опиши своего любимого героя.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________

 

II вариант

Фамилия, имя_________________________

Внимательно читайте задания теста. Если не можете выполнить задание, переходите к следующему. Не забудьте вернуться к тем, которые у вас не получились. Пишите аккуратно.

Часть I (А1-А17)


Внимательно прочитайте текст. Выберите один ответ на вопрос.


Все ветки на дереве давно уже зазеленели. Только одна оставалась чёрной и голой, будто никакой весны не было.

Сел на неё Дятел, постучал клювом и сказал:

- Так-так! Абсолютно сухая ветка.
Проснулась Ветка от его стука и ахнула:

- Батюшки! Никак уже лето! Неужто я весну проспала!

- Засохла ты, - прошелестели Ветки-соседки. – Хоть бы ветер тебя поскорее сломал или человек срубил, а то ты всё дерево портишь.

- Ничего, - ответила Ветка. – Скоро и я зазеленею.

- Слыханное ли дело, чтобы среди лета почки раскрылись? – заворчали Ветки-соседки. – Весной надо было зеленеть, весной!

- Если я собираюсь зеленеть, значит, я не совсем сухая, - ответила Ветка.

- Хворостина ты! – рассердились соседки. – Палка, дубина, чурка, полено, коряга!

- Говорите что хотите, - сказала Ветка. – А я всё равно оживу.

Но её твёрдые почки так и не раскрылись.

Осенью листья на ветках пожелтели и ну летать, кружиться. Ветки-соседки заснули. Теперь они сами стали чёрными, голыми. Сухая Ветка ничем от них не отличалась. Даже Дятел как ни в чём не бывало сел на неё и спросил:

- Чего не спишь? Давай спи, набирайся сил до весны! – И тут он узнал её. – Какой же я рассеянный! Хворостине о весне говорю! – вспорхнул и улетел. А Ветка выпрямилась и сказала:

- Поживём – увидим.

Пришла зима. Упали снежинки на Ветку, укрыли её, стало тепло и тяжело, словно от листьев. Иголочки инея выросли на Ветке. Она так и засверкала в лучах морозного солнца.

Долгая была зима. Но вот поглядела Ветка вверх: небо тёплое, голубое. Поглядела вниз: под деревьями чёрные круги. Растаял снег. Проснулись Ветки-соседки и удивились:

- Ишь ты! Хворостина-то за зиму не сломалась. Видать, крепкая.

Услышала это Ветка и загрустила. Тут на неё сел Дятел:

- Привет-привет! Не беспокоят ли жучки-короеды?

- Дятел, Дятел… - вздохнула Ветка. – Опять ты всё перепутал – сухую ветку за живую принял.

- Какая же ты сухая? – удивился Дятел. – Ты просто разоспалась. Другие вовсю зеленеют, а у тебя только почки раскрылись. Кстати, куда девалась хворостина, которая тут торчала?

- Так это же была я! – обрадовалась Ветка.

- Перестань говорить глупости! – сказал Дятел. – То была абсолютно сухая ветка. Чего-чего, а живую ветку от сухой уж как-нибудь отличу. Я же всё-таки головой работаю. (По В. Берестову.)

 

А 1. Укажите, в какое время года происходит действие, описанное в тексте.

1. Весна     2. Лето    3. Осень    4. Зима

А 2. Где происходит действие, описанное в данном тексте?

Действие происходит ________________________________________________

А 3. Что должно было произойти, по мнению Веток-соседок,  с засохшей Веткой?

Засохшую Ветку должны были_________________________________________

А  4. Как ты думаешь, почему слова  Ветка, Дятел, Ветки-соседки автор написал с большой буквы?

Ветка, Дятел, Ветки-соседки - это ______________________________________

А 5. Перечисли главных героев этого текста.

Главные герои - это___________________________________________________

А  6. Как бы ты озаглавил этот текст?

Это текст можно озаглавить так________________________________________

А 7. Как ты думаешь, к какому жанру относится данный текст?

1. Повесть     2. Рассказ    3. Сказка    4. Пьеса     5. Басня

А  8. На сколько частей по смыслу делится этот текст?

В этом тексте я выделил ___________частей.

А 9. Озаглавь выделенные тобой части.

Первая часть называется: _____________________________________________

Вторая часть называется: _____________________________________________

Третья часть называется:______________________________________________

А 10. Составь план, по которому можно рассказать данный текст.

План

 __________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________

А 11. Запиши два-три определения, которые показывают, какой характер был у  Веток-соседок. Подчеркни в тексте слова, которые тебе об этом рассказали.

Ветки-соседки были ________________________________________________
_________________________________________________________________

А 12. Продолжи предложение:

Автор этого текста  Валентин Берестов - человек наблюдательный, чуткий к красоте, мудрый, ироничный_________________________________________.

А 13. Кратко скажи, что могла объяснить  своим соседкам Ветка.

Ветка могла бы сказать  своим соседкам, что ...___________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

А 14. Как ты думаешь, почему  Ветки-соседки недолюбливали  Ветку?
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________

А 15. Как объяснял Дятел, почему  Ветка  оказалась живой, а он её не узнавал?

Дятел сказал  Ветке, что ...___________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

А 16. Назови тему данного произведения.
__________________________________________________________________

А 17. Кратко сформулируй главную мысль данного произведения.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

 

Часть II (задания А18-А22)

А  18. Назови любимые произведения, относящиеся к различным жанрам.

Название сказки:____________________________________________________
ее автор (если он есть)_______________________________________________

Название рассказа:__________________________________________________
его автор__________________________________________________________

Название повести:__________________________________________________
ее автор___________________________________________________________

Название стихотворения:_____________________________________________
его автор__________________________________________________________

Название пьесы:____________________________________________________
ее автор___________________________________________________________

А  19.  Перечисли стихотворения, которые ты знаешь наизусть. Запиши фамилию автора и название.

1-ое стихотворение (его название):_____________________________________
его автор __________________________________________________________

2-ое стихотворение (его название):_____________________________________
его автор___________________________________________________________

А  20. Закончи пословицы.

1. Семь раз отмерь, _____________________________________

2. Что написано пером,______________________________________________

3. Дарёному коню____________________________________________________

4. Лучше один раз ___________________, _______________________________

5. Сколько волка  не корми, ___________________________________________

А 21. Укажи, из каких книг взяты эти тексты. Соедини стрелочкой текст с типом книги.

                                              Текст                                          Тип книги

1. Очень приятно, когда в ясное, морозное утро

ноги будто сами несут тебя по мёрзлым кочкам!

Попадёшь с разгона носком в лужицу – лёд

с хрустом проломится, зазвенит, а ты уж помчался

дальше, и подошвы сухие. А потом как хорошо

после переменки с холода вбежать в светлый класс!                  А. Учебник

2.  Растения - основа жизни на Земле. Они насыщают

воздух кислородом. Они создают сложные

органические вещества из простых неорганических.

Только благодаря растениям на земле появились

и существуют животные.                                                           Б. Словарь

3. Растение, -я, ср. Организм, обычно

развивающийся в неподвижном состоянии,

получающий питание (в отличие от животных)

из воздуха (путём фотосинтеза) и почвы.

Царство растений. Высшие растения.                В. Художественное произведение

А 22. Опиши своего любимого сказочного героя.
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________

Яндекс.Метрика