Возвращаясь к прошлому учебному году, хотелось поделиться своим вариантом промежуточной аттестации по литературе для 9 класса в дистанционном формате.
Время пандемии не заканчивается, поэтому, разбирая свой прошлогодний архив, решила обнародовать некоторые свои разработки. надеюсь, пригодятся!
Инструкция
Ребята, сегодня Вы выполняете промежуточную аттестацию по литературе.
Каждый из Вас помнит номер своего варианта, как Вы обычно сидите в классе. Приступите к выполнению своего варианта (а не того, который кажется легче!).
Постарайтесь отвечать на вопросы полно, развёрнуто, последовательно переходя от первого задания к следующему. Будьте внимательны и не пропустите ни одного вопроса в заданиях.
Когда закончите работу, сфотографируйте свои записи в тетради и пришлите мне для проверки на мою почту.
Напоминаю, что эта работа может повлиять на выведение итоговой оценки за год, так что постарайтесь написать как можно лучше.
Желаю успеха!
ВАРИАНТ I
1. Древнерусскую литературу можно охарактеризовать следующими определениями: религиозная, светская, переводная, оригинальная. Объясните смысл данных 4 определений и подберите примеры-доказательства для них, опираясь на жанровую систему древнерусской литературы.
2. В «Слове о полку Игореве…» постоянно ощущается связь с устным народным творчеством на уровне образов и художественной выразительности. Опишите не менее 5 признаков связи данного произведения с фольклором.
3. В русском классицизме существовала строгая иерархия жанров, так называемая «система трёх штилей». Чем отличались стили по жанрам, тематике, языку?
4. В литературу М.В. Ломоносов вошёл как создатель оды. Они посвящены историческим лицам и событиям, природе и мирозданию. Докажите, что ода имеет много общего с ораторским выступлением.
5. Кого из героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» можно назвать резонёром и почему?
6. Романтизм получил широкое распространение по всей Европе и в России. Увлечены им были В.А. Жуковский и К.Ф. Рылеев. Какое миропонимание лежит в основе романтизма и каковы отличительные черты романтических произведений (приведите примеры)?
7. Из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» можно создать каталог афоризмов. Как в ней обыгрываются ситуации падения (приведите примеры)? В чём состоит комичность этих ситуаций?
8. Из деревенской глуши Татьяна Ларина переезжает сначала в Москву, а затем в столицу. Как ведёт себя девушка с московскими родственниками и в петербургских гостиных?
9. Критики указывают на литературную связь Печорина и Онегина, определяя принадлежность их обоих к одному литературному типу – «лишним людям». Но между ними есть не только сходства, но и отличия. В чём они состоят (перечислите, заполнив таблицу)?
10. Все помещики в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» непохожи друг на друга, каждый из них – индивидуальность, но что-то всё-таки их сближает. Почему в связи с некоторыми из помещиков появились понятия «маниловщина», «ноздрёвщина»?
ВАРИАНТ II
1. Древнерусская литература уникальна и имеет ряд особенностей, которые отличают её от обычных произведений более позднего периода, написанных великими классиками: Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем. Опишите не менее 5 особенностей древнерусской литературы, учитывая специфику памятников древнерусской литературы.
2. «Слово о полку Игореве…», безусловно, уникальное произведение древней литературы. Его жанр упоминается в заглавии, в тексте, самим автором, исследователями по-разному: слово, повесть, песнь, поэма. Объясните, почему к данному произведению подходят все эти жанры.
3. Русский классицизм как художественное направление можно узнать по характерным чертам, которые применимы к поэзии, прозе и драматургии. Каковы эти характерные черты?
4. Говоря о творчестве Г.Р. Державина и М.В. Ломоносова, Пушкин поставил поэтов в один ряд. Что объединяет творчество Державина и Ломоносова? В чём состоит отличие между ними?
5. В повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» внимание автора сосредоточено на внутреннем мире героев. А в чём проявилась новизна в выборе героев – Эраста и Лизы?
6. Критик В.Г. Белинский писал, что «элегия наповал убила оду». Сформулируйте жанровые особенности элегии на примере одной из элегий В.А. Жуковского.
7. Два соперника и представителя «века нынешнего» и «века минувшего» – Чацкий и Молчалин. Почему Чацкие и Молчалины живут и не переводятся в обществе до сих пор?
8. Сравните столичную и деревенскую жизнь Евгения Онегина. Какие личностные качества проявляются в герое, который предпочёл сельскую глушь петербургской жизни?
9. Литературными «двойниками» называют героев, обладающих сходными с определённым героем характеристиками, одна из которых более ярко выражена. Как правило, это какая-то отрицательная черта или пародия на положительную черту. Каких персонажей можно считать «двойниками» Печорина и почему?
10. Какой смысл в том, что Чичиков начинает своё путешествие с приезда к Манилову, а заканчивает его посещением Плюшкина?