Написали дети диктант, выполнили задания. Учитель проверил и... сделал выводы!

Раздел «Имя существительное» изучен пятиклассниками до половины. Все грамматические категории (род, склонение, число, падеж) повторили. Попутно изучали орфограммы: безударные гласные, соединительные гласные, собственные имена, Ь и гласные после шипящих, И-Ы после Ц, гласные в суффиксах после шипящих, гласные в падежных окончаниях.

До изучения корней с чередованием О-А был предложен диктант с грамматическим заданием. Для тех, кто болел или отсутствовал по уважительной причине, был заготовлен текст с пропусками букв и знаков препинания, как в ВПР.

 

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Пут..шествие

После пут..шествия по (к,К)арелии мы с мамой отправились отдыхать к дедушк.. в средн..ю п..л..су Ро..сии. Мой дедушка извес..ный в своей округе лес..ник.

От станци.. мы шли по прос..ке потом св..рнули по тр..пинк.. к реч..к.. и направ..лись к лесу. На ..пушке р..сла м..лина. Ее красные ягоды так и манят к себе. Пьянееш.. от их зап..ха

Какая тиш.. На небе нет туч… Вот из-под куста выл..зает ёж… Прошуршал в траве и и..чез.

Доходим до рощи а за ней на п..лянке ст..ит избу..ка дедушки. Нас радос..но встр..чают дедушка и пёс (д,Д)ружок. (88 слов).

 

Выполните грамматическое задание своего варианта.

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор имени существительного:

I вариант – (к) дедушке.

II вариант – (по) тропинке.

III вариант – по Карелии.

2. Произведите синтаксический разбор предложения:

I вариант – Вот из-под куста выл..зает ёж...

II вариант – Нас радос..но встр..чают дедушка и пёс (д,Д)ружок.

III вариант – Мой дедушка извес..ный в своей округе лес..ник.

3. Выпишите из текста 3 существительного с изученными разными орфограммами в корне, суффиксе, окончании (для всех вариантов).

Какие же ошибки были допущены?

Заголовок был написан в кавычках, причём кавычки печатные – ёлочки, а не лапки.

В слове «путЕшествие» вместо соединительной гласной Е написали И.

Исказили слово «Карелия», перепутав местами буквы – Калерия.

Неверно написано окончание прилагательного «среднЮЮ».

В слове «лесник» ошибочно появилось Т.

Не поставили знак – между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в Именительном падеже: Мой дедушка - известный в своей округе лесник.

После Ц в слове «станции» один ученик написал Ы.

Не поняли слово «по прос..ке», поэтому написали И  вместо Е. Поясним в работе над ошибками, что просека – это очищенная от деревьев полоса в лесу, служащая границей участка, дорóгой.

Затем последовали ошибки в двух глаголах: св..рнули и направ..лись. К первому глаголу не подобрали проверочное слово «свёрнут». У второго перед суффиксом Л в прошедшем времени пишется та же гласная, которая есть в начальной форме перед ТЬ: направИться, направИлись.

С предложением «Пьянееш.. от их зап..ха!» получилось забавно. Дети не расслышали при диктовке глагол «пьянеешь» и написали «янеешь» и не поставили восклицательный знак.

Как всегда, ожидаема была ошибка в слове «запАх», снова не подобрали проверочное «пáхнет».

Встретив два существительных «тишь» и «туч», написали наоборот Ь (тиш и тучЬ). И снова отсутствовал восклицательный знак в предложении «Какая тишь!»

Предлог ИЗ-ПОД кое-кто умудрился написать раздельно и даже назвать частицей и союзом.

С глаголом «исчез» как обычно – опять ошибка в этимологической приставке буква З.

В тексте есть два предложения, где необходимо поставить запятые. Одно из них простое с однородными сказуемыми: От станци.. мы шли по прос..ке, потом св..рнули по тр..пинк.. к реч..к.. и направ..лись к лесу.

Другое сложносочинённое с союзом А: Доходим до рощи, а за ней на п..лянке ст..ит избу..ка дедушки.

И напоследок ошибка в слове «Дружок», пятеро учеников не придали значение, что это кличка животного, и написали с маленькой буквы.

В итоге диктант написали 65% из класса на 5 и 4.

В первом задании неверно определили падежи существительных (Именительный вместо Дательного или Предложный вместо Дательного), отсюда ошибки в определении синтаксической роли (дополнение, обстоятельство). В III варианте нужно было определить как постоянный признак у слова «Карелия» только единственное число.

Выполняя синтаксический разбор, дети не узнали частицу ВОТ, наречие РАДОСТНО приняли за прилагательное и даже существительное. Зато местоимения МОЙ и СВОЕЙ определили правильно.

Умники мои интуитивно подчеркнули Дружок волнистой линией, хотя ещё не знают, что это приложение.

Неожиданно трудности у ребят возникли с третьим заданием, в котором нужно было выписать из текста 3 существительного с изученными разными орфограммами в корне, суффиксе, окончании. Выписали и глаголы, и прилагательные.

Какие же слова подходили? Конечно, это собственные имена: Россия, Карелия, Дружок, причём в этих словах были орфограммы в корне, суффиксе и окончании. Можно было сразу в одном слове выделить две-три орфограммы!

В корне и окончании орфограммы: просеке, тропинке, речке, полянке. В корне: малина, запах, станции, тишь, туч, ёж. В суффиксе: избушка, Дружок.

В итоге задание выполнили 72% из класса на 5 и 4.

Можете проверить, как напишут диктант или осложнённое списывание ваши ученики!


Яндекс.Метрика