Кто не знает Сергея Владимировича Михалкова? Без преувеличения — знают все: мы ещё не выучили буквы, а уже слушали его стихи, и держали в руках его книжки, и читали по памяти про весёлую компанию, про мам, про дядю Стёпу, потому что легко запомнить то, что написано просто и ясно.
Мы с товарищем вдвоём
Очень весело живём.
Мы такие с ним друзья,
Куда он, туда и я.
Но не думайте, что поэт так же легко пишет стихи, как мы их читаем, — раз-два и готово! Это обманчивое впечатление. Когда перед тобой лежит белый лист бумаги, трудно сказать, какая у него будет судьба: принесёт ли он миру новое поэтическое слово или будет смят и брошен в корзину.
Простой бумаги свежий лист!
Ты бел как мел. Не смят и чист.
Твоей поверхности пока
Ничья не тронула рука.
Чем станешь ты? Когда, какой
Исписан будешь ты рукой?
Кому и что ты принесёшь:
Любовь? Разлуку? Правду? Ложь?
Прощеньем ляжешь ли на стол?
Иль обратишься в протокол?
Или сомнёт тебя поэт,
Бесплодно встретивший рассвет?
Нет, ждёт тебя удел иной!
Однажды карандаш цветной
Пройдется по всему листу,
Его заполнив пустоту.
И синим будет небосвод,
И красным будет пароход,
И чёрным будет в небе дым,
И солнце будет золотым!
Сергей Владимирович посвятил свою жизнь, свой талант детям. Он лауреат многих премий, награждён орденами и медалями за свой талантливый труд. О популярности Михалкова говорит и тот факт, что книги писателя знакомы практически всем. Двадцатитрехлетним автором теперь уже всем известного «Дяди Стёпы» шагнул он в детскую литературу. И пошло... и поехало... Вышло за её пределы. Более 130 миллионов книг уже выпущено на языках всех народов нашей Родины и на многих языках мира. Надо написать целую книгу, и две, и три, и ещё больше, чтобы раскрыть полностью многогранное, яркое творчество этого удивительного писателя.
25 апреля 1935 года в седьмом номере детского журнала «Пионер» впервые вышел в свет любимый литературный герой — дядя Стёпа, или правильнее сказать — Степан Степанов, симпатичный молодой великан, который носил огромные, «сорок пятого размера», ботинки. Помните:
Спать ложился дядя Стёпа —
Ноги клал на табурет...
Он самый добрый, смелый, находчивый и веселый. Именно эти качества привлекают к нему людей всех поколений. Дядя Стёпа — человек на все времена! Сам Сергей Владимирович был тоже высокий человек со смеющимися глазами, с улыбкой в каждой чёрточке лица, очень похожий на своего героя:
Кто не знает дядю Стёпу!
Кто не любит дядю Стёпу!
По фамилии Степанов
И по имени Степан,
Из районных великанов
Самый главный великан.
Идут годы. Дядя Стёпа, живой, совершенно живой, как он живёт, где служит? И Сергей Михалков вновь пишет новую книгу о любимом своём и нашем герое. Оказывается:
Я скажу вам по секрету,
Что в милиции служу,
Потому что службу эту
Очень важной нахожу.
Дядя Стёпа — милиционер. Каждый день, каждый час на своем посту защищает справедливость. Каждый день, каждый час готов постоять за обиженных, встать на защиту законности, на хулиганов подняться грозой. годы идут. И вот что рассказывает писатель Михалков:
Я приехал в детский сад,
Прочитал ребятам книжку,
Не успел на место сесть,
Поднимается парнишка:
«А у Стёпы дети есть?»
И появляется новая книжка «Дядя Стёпа и Егор». Появляется новый герой. Дядя Степа по-прежнему милицейский старшина, по-прежнему на своем важном посту, а сын Егор подрастает, растет, смелый, как отец, сильный, правдивый, и работа у него смелая — он летчик-испытатель.
И однажды утром рано
Мы услышим в тишине:
Космонавт Егор Степанов
С Марса шлёт привет Луне!
У нас в доме есть старая зачитанная книга — «С. Михалков. Стихи». Её читали и бабушка, и мама, и я. Все мы знаем наизусть многие стихи из этой книги, даже бабушка, которая не перечитывала её, наверное, лет двадцать.
Потом мне подарили книжку басен «Коты и мыши». Это была очень красивая и веселая книга, населенная самыми разными животными. Здесь были дальновидная Сорока и разборчивая Кошечка, легкомысленная Синица за границей и жадная Ворона, ленивый начальник Енот и Заяц-хвастунишка... Под видом этих животных Михалков высмеял плохие черты человеческого характера, и от этого, мне кажется, люди должны становиться лучше.
Пьесы Сергея Владимировича «Я хочу домой», «Особое задание», «Веселое сновидение», «Сомбреро» шли во всех наших детских театрах, во многих зарубежных театрах, и театральные залы всегда до отказа полны.
Или другое. Вы включаете "Старое радио" и слышите знакомый голос Игоря Ильинского:
Каких фамилий только нет:
Пятеркин, Двойкин, Супов...
Конечно, вы дослушаете до конца басню «Смешная фамилия» и горячо согласитесь с баснописцем, острым, умным:
А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
И вывод, стало быть, таков:
Все дело не в фамилии, а в человеке!
Наши родители помнят, как в кино перед началом картины на тёмном экране под звуки бравурной музыки стремительно чертилось слово «Фитиль», и представлялись сатирические истории о людях фальшивых, нечестных, грубых, невежественных.
Сатирический киножурнал «Фитиль» был создан Михалковым. Он редактор его и автор множества сатирических киноочерков. Перо его остро и весело, насмешливо и мудро, серьезно и лирично. Все всегда говорят о юморе Сергея Михалкова, юмор его неистощим и прелестен.
Сначалабыл театр. Домашний.
Безусый пятиклассник вживается в роли: нацепит бороду — старик, напялит пенсне — окулист, наденет шлем — танкист, бескозырку — моряк... Так мальчик Сережа Михалков на мини-сцене становится героем пьес, написанных драматургами и русскими и нерусскими. Вскоре начинает сочинять сам. Сперва это были басни: «Культура», «Сказка про медведя», потом — песни. Понравилось. Не только ему.
Стал выпускать литературный журнал. Домашний. Рукописный. И вышло его имя на страницы печатные. Публикация в пятнадцать лет — первая награда.
Крутыми тропинками в гору,
Вдоль быстрых и медленных рек,
Минуя большие озера,
Веселый шагал человек».
Был быт, были будни.
Пятикурсник Сергей Михалков всматривается в жизнь. Знакомится с миром, его окружающим.
«Что значит для меня активно вторгаться в жизнь? — спросит он у себя через полвека и ответит:
— Это значит не оставаться равнодушным к тому, что задевает, откликаться на то, что требует твоего личного вмешательства, реагировать на общественные явления...»
И Сергей Владимирович откликается, вмешивается, реагирует.
Живые люди перерождаются в его произведениях в литературных героев. Они, возможно, чуточку мудрее, чуточку добрее, чуточку веселее своих живых прототипов.
И образуется новая планета, где все имеют свои имена, свои характеры. И читатель, в каком бы возрасте ни был, с ними — с этими героями — знакомится, любит, запоминает их.
Кто они — эти герои? Иван Кузьмич — лесник, Иван Петрович — часовщик, холодный сапожник, наездник Али-Бек, жонглер Силантьев. Это дети — на весь алфавит. Двуногие и четвероногие звери, рогатые и крылатые обитатели волшебного МИРА МИХАЛКОВА.
Вчерашний артист домашнего театра стал одним из основателей драматургии для детей. Вчерашний автор и редактор домашнего рукописного журнала стал главным редактором популярнейшего киножурнала «Фитиль». Начинающий поэт-песенник стал соавтором главной песни страны — Гимна РФ.
С. Михалков
Не спать!
Я ненавижу слово "спать"!
Я ёжусь каждый раз,
Когда я слышу: "Марш в кровать!
Уже десятый час!"
Нет, я не спорю и не злюсь -
Я чай на кухне пью.
Я никуда не тороплюсь,
Когда напьюсь - тогда напьюсь!
Напившись, я встаю
И, засыпая на ходу,
Лицо и руки мыть иду...
Но вот доносится опять
Настойчивый приказ:
"А ну, сейчас же марш в кровать!
Одиннадцатый час!" …
Я, как герой, борюсь со сном,
Чтоб время протянуть,
Мечтая только об одном:
Подольше не заснуть!
Я раздеваюсь полчаса
И где-то, в полусне,
Я слышу чьи-то голоса,
Что спорят обо мне.
Сквозь спор знакомых голосов
Мне ясно слышен бой часов,
И папа маме говорит:
"Смотри, смотри! Он сидя спит!"
Я ненавижу слово "спать"!
Я ёжусь каждый раз,
Когда я слышу: "Марш в кровать!
Уже десятый час!"
Как хорошо иметь права
Ложиться спать хоть в час! Хоть в два!
В четыре! Или в пять!
А иногда, а иногда
(И в этом, право, нет вреда!) -
Всю ночь совсем не спать!