Непроницаемое, чистое, благородное лицо. Молчаливость, сдержанность, прямота и искренность, ответственное отношение к творчеству. Небогатая на события, жизнь поэта-философа Николая Алексеевича Заболоцкого (1903-1958) была трудной.
... Посреди очарованных трав,
Всё лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.
«Вдоволь наслушался я там соловьев, вдоволь насмотрелся закатов и всей целомудренной прелести растительного мира. Свою сознательную жизнь я почти полностью прожил в больших городах, но чудесная природа Сернура никогда не умирала в моей душе и отобразилась во многих моих стихотворениях...» — признавался Заболоцкий.
После окончания реального училища в Уржуме Николай уехал учиться в Москву, поступив сразу на два факультета — филологический и медицинский. «Много писал, подражая то Маяковскому, то Блоку, то Есенину. Собственного голоса не находил. Считался способным студентом и одно время даже думал посвятить себя науке. Но привязанность к поэзии оказалась сильнее...» — размышлял о своём выборе поэт в автобиографии.
Закончив педагогический институт имени А.И. Герцена и отслужив в армии, он пишет стихи и рассказы для юных читателей, переводит зарубежную классику и работает над своей первой книгой стихов «Столбцы».
Между второй и третьей книгами — тяжелые годы испытаний, работа на строительстве в Сибири, на Алтае и в Караганде (19 марта 1938 года арест, незаслуженное заключение в исправительно-трудовых лагерях).
В 1945 году закончен перевод «Слова о полку Игореве», переведены стихи грузинских поэтов, поэма Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре», книга Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и роман Шарля де Костера «Тиль Уленшпигель».
Н. Степанов вспоминал, что Николай Алексеевич жил трудно, не имел прописки, ютился со своей семьёй у друзей и знакомых: «...педантично складывал на ночь свою одежду, а рано утром был уже такой же чистый, вымытый и розовый, как всегда...»
Заболоцкий трудолюбиво возделывал огород. «Положиться можно только на картошку», — отвечал он тем, кто интересовался его литературными заработками. Стихов его не печатали, зарабатывал он только переводами, их было мало и они скудно оплачивались.
Черты быта, излишнего натурализма, утопические мечты о будущем единстве природы и человека, стремление к гармонии стиха — дань традициям модернизма и классики. В поисках своего стиля Заболоцкий опирается на великолепные образцы поэзии, живописи, музыки, философии. Это находит своё воплощение в стихотворениях «Начало зимы», «Весна в лесу», «Всё, что было в душе», «Вчера, о смерти размышляя...». Своеобразным обобщением его исканий становится убеждение, что поэтический язык не должен следовать требованиям мгновенной моды, нужно быть точным, чтобы читатель смог понять всё, что хотел сказать поэт.
Обращаясь к Циолковскому, Заболоцкий пишет: «...Ваши мысли о будущем Земли, человечества, животных и растений глубоко волнуют меня, и они очень близки мне. В моих ненапечатанных поэмах и стихах я, как мог, разрешал их».
Мир природы у Заболоцкого — это многоликий мир различных преображений, изменений: «сад ночной, таинственный орган, лес длинных труб, приют виолончели», озеро — «хрустальная чаша во мраке лесном», «бездонная чаша прозрачной воды сияла и мыслила». Заболоцкий искал в мире природы не только красоты, но и отдохновения от несовершенства мира и трагичности человеческого существования в нём. «В этой роще березовой...» — стихотворение о себе и о времени, о судьбе мира и человека XX века.
В поездке по югу Италии среди экзотических деревьев и трав юга («Я трогал листы эвкалипта) поэт вспомнит
... московские рощи,
Где синее небо бледнее,
Растенья скромнее и проще,
Где нежная иволга стонет
Над светлым видением луга...» — и вздрогнет сердце от боли.
Есть у Заболоцкого и такая тема, которая пронизывает все стихотворения мастера — тема красоты в природе, красоты человеческого лица, душевной красоты, красоты в искусстве:
...что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Стремление разгадать загадку красоты человеческого лица влечёт поэта к живописи («Портрет», «Сентябрь»). В стихотворении «О красоте человеческих лиц» снова тот же вопрос «Что есть красота?», вернее, ответ на него. Отвергая напускное величие («Есть лица, подобные пышным порталам, где всюду великое чудится в малом»), подчеркивая ущербность людей, ушедших от жизни в себя, поэт высоко ценит портрет внешне непривлекательного человека, наделенного внутренним душевным даром, определяя таким образом свой идеал подлинной красоты:
Но малую хижину знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Гибель красоты в мире — в человеке, в природе — воспринимается поэтом как трагедия («Журавли», «Облетают последние маки»).
Всего за неделю до смерти поэт завершает работу над рукописью «Полного собрания стихотворений и прозы», отбирая далеко не всё из написанного, а только то, что посчитал лучшим. Последним стихотворением было «Не позволяй душе лениться...» Не о бренности земного бытия, а об огромном смысле существования человека на земле говорит здесь поэт. Начинается оно необычно и имеет развёрнутую метафору:
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь.
Речь идёт о душе — именно она «рабыня» времени, судьбы, разума самого человека. Она ещё и «царица», потому что душа всесильна, ей можно поклоняться. Человек, по мысли поэта, — хозяин своей души и в то же время — раб, слуга её (она царит в человеке). Эта «душа» и работница, она трудится ради человека и на себя. Но душа — творение самого человека. Она проявляется в борьбе человека с самим собой. И чтоб жил человек «по-человечьи», —
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь! -
«Я смертельно завален работой», — пишет Заболоцкий в год смерти. «Пожить бы ещё десяток годков!.. Нет, что там десяток, хоть бы пяток на худой конец. Я бы поработал!»
Вот каков был жизненный принцип поэта: "Надо работать и бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований, сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется — его песня спета. Вера и упорство. Труд и честность..."
Литература
1. Ростовцева И.И. Николай Заболоцкий. Опыт художественного познания. - М.: Современник, 1984.
2. Филиппов Г.В. Русская советская философская поэзия: Человек и природа. - Л., 1984.
3. Валентинов Н. "Душа обязана трудиться!" К 80-летию со дня рождения Н.А. Заболоцкого / Литература в школе. - 1983.- № 3. - С. 61-64.
4. Гулова И.А. Поэтика и время / Русский язык в школе. - 2003. - № 3. - С. 54-58.
5. Злобина Т.А. О стихотворении Н. Заболоцкого "Весна в лесу" / Русский язык в школе. - 2003. - № 3.
6. Лощилов И.Е. "Некрасивая девочка" Н.А. Заболоцкого: функция лексической цитаты / Русский язык в школе. - 2008. - № 3. - С. 46-51.