Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) — учитель, педагог-новатор, учёный-практик. Он был добр к людям и строг к себе, и в питомцах своих воспитывал доброту и сердечную чуткость, скромность и ответственность, мужество и гражданственность.
«...общество болеет страшной болезнью — девальвацией человеческих ценностей».
«Чувства — это плоть, кровь и сердце моральной убеждённости...»
«Без чувств нравственность превращается в сухие слова, способные воспитать лицемеров».
«Упустить младший возраст — значит упустить всё».
«Детство и отрочество должны стать школой доброты, сердечности, чуткости».
«Создание добра для людей начинается с заботы ребёнка о красоте».
Свои мысли о воспитании, свой тридцатипятилетний опыт Сухомлинский отразил в педагогических сочинениях, а чувства и сердце своё отдал маленьким ребятишкам. Он сочинял свои сказки и рассказы вместе с детьми в прекрасной «Школе под голубым небом».
«Каждый вечер, — писал Василий Александрович, — когда на голубом небе вспыхивает первая звёздочка, ко мне приходят дети... Умолкает село, засыпает степь... Весь мир вокруг нас спит, только звёздочка в небе мерцает да кузнечик поёт. Это и есть наша Школа под голубым небом. В эти дивные летние вечера мы становимся поэтами. Мы слагаем сказки... Кто их автор? Это и чудная украинская ночь, и несколько поколений маленьких детей, и я...»
В. Сухомлинский
Мёд в кармане
Дима, Вася и Юра собрались в лес. Мамы дали им по пирожку. Друзья завернули пирожки в бумагу и положили в карманы.
А Юре мама налила ещё и маленькую бутылочку мёда. Сказала сыну:
— Не хвались ребятам, что у тебя мёд есть. Где-нибудь в лесу сядь и один съешь.
Положил Юра бутылочку в карман. Пришли друзья в лес, сели на поляне отдохнуть. Захотелось есть. Достали пирожки и едят.
Вдруг к Юре подлетела пчела. Села на штанину и лезет в карман. За ней вторая, третья. Много-много пчёл слетелось, и все лезут Юре в карман.
Дима и Вася удивляются:
— Что там такое у тебя?
А пчёлы всё летят и летят.
Юра достал из кармана бутылочку с мёдом и бросил её в траву. Пчёлы облепили бутылочку.
Юра опустил голову.
А Вася и Дима весело рассмеялись:
— Вон оно что!..
Хочу сказать своё слово
Катерина Ивановна повела своих малышей-первоклассников в поле.
Было тихое утро ранней осени.
Далеко в небе летела стая перелётных птиц. Птицы тихо курлыкали, и от этого в степи было грустно.
Катерина Ивановна сказала детям:
— Сегодня мы будем составлять сочинение об осеннем небе, о перелётных птицах. Каждый из вас пусть скажет, какое сейчас небо. Смотрите, дети, внимательно. Выбирайте в родном языке красивые, точные слова.
Дети притихли. Они смотрели на небо и думали. Через минуту послышались первые сочинения.
— Небо синее-синее... Небо голубое... Небо чистое... Небо лазурное...
И всё. Дети снова и снова повторяли те же слова: синее, голубое, лазурное, чистое...
В сторонке стояла маленькая Валя.
— А ты почему молчишь, Валя?
— Я хочу сказать своё слово.
— Какое же твоё слово о небе?
— Небо ласковое... — тихо сказала Валя и улыбнулась.
Дети притихли. И в это мгновение они увидели то, чего не видели до сих пор.
— Небо грустное... Небо тревожное... Небо печальное... Небо студёное...
Небо играло, трепетало, дышало, как живое существо, и дети смотрели в его грустные синие-синие осенние глаза.
Я не боюсь грома
Был жаркий июньский день. Пятиклассники пошли на целый день в лес. Весело было в лесу. Дети играли, читали интересную книгу, варили кашу.
К вечеру из-за леса набежали чёрные тучи, загремел гром. От дождя дети кинулись в шалаш к пастухам. Витя тоже намеревался побежать. Но вдруг сверкнула молния и раздался такой оглушительный грохот, что Витя от испуга присел под большим дубом, закрыл глаза и чуть не расплакался. Он уже открыл рот, чтобы закричать, призывая на помощь, но увидел рядом, по другую сторону дуба, одноклассницу Валю.
— Это ты, Витя? Ой, как хорошо, что я не одна! Теперь мне не страшно.
Витя перевал дыхание, оглянулся. Лес утонул в струях дождя. Сверкнула молния, озаряя на мгновение синим светом деревья и кусты. Лес шумел, стонал. Вите казалось, что в мире нет никого, кроме него и Вали.
Он почувствовал, как в его душе к эти мгновения что-то выпрямилось. Ему стало стыдно бояться. Разве можно бояться, когда рядом девочка и ты отвечаешь за неё?
— Не бойся, Валя,— сказал Витя. — Я не боюсь ни грома, ни молнии.
Витя прикоснулся рукой к её белой косе. Теперь он уже совсем ничего не боялся.
Воробышек и огонь
Старая Воробьиха разрешила наконец вылететь своему маленькому сынишке из гнезда. Обрадовался Воробышек, вылетел, порхает да всё у матери спрашивает: "А это что? А это что такое?"
Объяснила ему мать, что такое земля, трава, деревья, куры, гуси, пруд. Но вот Воробышек увидел в небе огромный огненный шар и спрашивает у матери:
— А что это такое?
— Это солнце, — отвечает Воробьиха.
— А что такое солнце?
— Ну зачем тебе это знать? — ворчливо отвечает мудрая Воробьиха. — Это огонь.
— Но мне хочется знать, что такое огонь,— зачирикал Воробышек и полетел всё вверх и вверх, всё к солнцу и к солнцу. Летел он до тех пор, пока не обжёг тоненькие пёрышки своих крылышек. Испугавшись, он возвратился. Мать ждала его ни живая ни мёртвая.
— Ну теперь я знаю, что такое огонь,— сказал Воробышек.
Петрик и ваза
Маленького Петрика мама оставила дома, а сама отправилась в булочную.
Петрик подошёл к открытому окну. На окне стояла ваза. Большая разноцветная бабочка села на край вазы.
Петрику захотелось поймать бабочку. Он размахнулся... и ударил по вазе. Ваза упала и разбилась.
Петрик испугался: «Что теперь будет? Что скажет мама?» Мальчик собрал осколки, отнёс на огород и закопал их в землю маленькой лопаткой. Потом сел около окна и стал ждать маму.
Только мама открыла дверь, Петрик подбежал к ней и сказал:
— Мама, это ведь не я разбил вазу, не я отнёс осколки на огород и закопал их там маленькой лопаткой.
В глазах мамы Петрик почувствовал тревогу.
— Кто же разбил вазу? спросила мама.
— Бабочка... — тихо ответил Петрик.
Мама усмехнулась.
— Как бабочка разбила вазу — понятно... — сказала она. — Но как она отнесла осколки на огород и там их закопала — этого я понять не могу!
Петрик посмотрел на маму и заплакал.
Почему плачет синичка
В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей — мальчик Миша и девочка Оля. Мише десять лет, а Оле девять.
Около дома рос тополь.
— Сделаем на тополе качели,— сказал Миша.
— Ой, как хорошо будет качаться!— обрадовалась Оля.
Полез Миша на тополь, привязал к веткам верёвку. Встали на качели Миша и Оля и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поёт.
— Смотри, Оля, синичка тоже радуется, — говорит Миша.
Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в дупле гнёздышко, а в гнёздышке птенчики маленькие.
— Синичка не радуется, а плачет, — сказала Оля.
— А почему же она плачет? — удивился Миша.
— Подумай почему.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнёздышко и задумался, почему же она плачет.
Стыдно перед соловушкой
Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яички.
Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
— Зачем ты берёшь с собой мусор? — спросила Оля. — Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно... перед соловушкой, — тихо ответила Лида.
Хорошо, что солнышко светит
В воскресенье Юра, ученик второго класса, проснулся рано и весело сказал:
— Мама, сегодня мы пойдём в лес!
— Дождь идёт, — ответила мама, — льёт как из ведра. Не пойдёте вы в лес.
Юра выглянул в окно. На дворе стояли лужи. Небо обложили серые тучи.
Юра сел около стола и заплакал...
В понедельник Юра проснулся тоже рано. Открыл окно. Солнечный свет залил всю комнату. Юра сел около стола и заплакал.
— Почему же ты и сегодня плачешь? — удивилась мама.
— Сегодня надо с лопаткой идти в школу. Участок копать.
Мама посмотрела на сына и тяжело вздохнула. Потом тихо сказала:
— Хорошо, что солнышко светит... Если бы и сегодня шёл дождь, как бы я узнала, что мой сын — лентяй?
Цветок или волчья пасть?
Шли из школы домой два мальчика — Сергейка и Никола.
Сергейке было весело. Сегодня его три раза спрашивала учительница. Он получил пятерку.
А Никола был грустный. Два раза вызывали его к доске. Никола отвечал плохо, и учительница поставила ему в дневник двойку. Ещё и сказала:
— Вот встречу маму, расскажу ей про твою учёбу.
Был тёплый весенний день. Сияло солнце. В небесной голубизне плыло белое облачко. Сергейка загляделся на облако и сказал:
— Смотри, Никола, какое красивое облако. Оно похоже на белую розу. Смотри, раскрылись лепестки — нежные, тоненькие. Так и трепещут на ветру.
Никола долго смотрел на облако. Потом тихо промолвил:
— Где же лепестки? Где цветок? Облако похоже на волка. Смотри, вон с той стороны — голова. Зверь раскрыл пасть — злой, готовый на кого-то броситься.
Мальчики долго смотрели на облако, и каждый видел своё.
Почему ты вчера не искал мои очки?
Миша пришёл сегодня из школы радостный. Ещё в дверях он закричал:
— Бабушка, бабушка! Посмотри скорее мой дневник, нам отметки выставили. У меня хорошие!
Бабушка взяла дневник, хотела посмотреть на Мишины отметки, но куда-то пропали очки, а без них она не видела. Миша стал искать очки. Он и на шкаф заглянул, и под стол залез. А потом забрался под кровать и там, возле самой стенки, нашёл очки. Бабушка и не заметила, как они упали.
— Почему же ты вчера не искал мои очки? Я же просила тебя, — с упрёком сказала бабушка. Миша смутился.
Моя мама пахнет хлебом
В детский сад пришли два новичка Толя и Коля. Их привели мамы. Мальчики познакомились. Толя спросил Колю:
— Где работает твоя мама?
— А разве ты не догадался? — удивился Коля. — Она же так пахнет лекарствами. Моя мама врач. Заболеет человек — мама вылечит. А твоя мама где работает?
— А ты не знаешь? — сказал Толя. — Она же так пахнет хлебом. Моя мама пекарь. Она кормит людей. Без хлеба не мог бы жить никто.
— И врач? — спросил Коля.
— И врач, — ответил Толя.
Вьюга
Утром первоклассник Толя вышел из дома. На дворе была вьюга. Грозно шумели деревья.
Испугался мальчик, стал под тополем и думает: «Не пойду в школу. Страшно...»
Тут он увидел Сашу, стоявшего под липой. Саша жил рядом. Он тоже собрался в школу и тоже испугался.
Мальчики увидели друг друга. Им стало радостно. Они побежали навстречу, взялись за руки и вместе пошли в школу.
Вьюга выла, свистела, но она уже была не страшной.
Седой волосок
Маленький Михайлик увидел в материнской косе три седых волоска.
— Мама, у вас в косе три седых волоска,— сказал Михайлик.
Мама улыбнулась и ничего не ответила.
Через несколько дней Михайлик увидел в косе у матери четыре седых волоска.
— Мама,— спросил Михайлик удивлённо,— у вас в косе уже четыре седых волоска, а ведь было три... Почему же поседел ещё один волосок?
— От боли,— ответила мама.— Когда болит сердце, тогда и седеет волосок...
— А отчего же у вас болело сердце?
— Помнишь, ты полез на высокое-высокое дерево. Я выглянула в окно, увидела тебя на тоненькой ветке. Сердце заболело, и волосок поседел.
Михайлик долго сидел задумчивый, молчаливый. Потом он подошел к маме, обнял её и тихо спросил:
— Мама, а если я на толстой ветке буду сидеть, волосок не поседеет?
Какие же вы счастливые!
Сегодня в школу впервые пришли малыши. Мамы привели их и оставили с учителем на зелёной поляне, под высокой липой.
Учитель Иван Филиппович встречает десятое поколение детей. Доведёт он этих малышей до четвёртого класса, и его работе в школе исполнится сорок лет.
Весёлые, приветливые глаза учителя смотрят в чёрные, синие, голубые глаза ребятишек.
— Дети, вы не видели, как задолго до рассвета восходит заря? — спрашивает Иван Филиппович, и его ласковая улыбка вызывает у малышей ответную улыбку.
— Нет, не видели, — вразнобой отвечают ребята.
— А не видели вы, как соловей пьёт росу?
— Нет, не видели...
— А как шмель чистит крылышки, перед тем как улететь с цветка?
— Не видели...
— Какие же вы счастливые... — говорит учитель. — Всё это вы ещё увидите. Я поведу вас на берег озера, и вы увидите, как восходит утренняя заря. Мы сядем в кустах, затаим дыхание и будем смотреть, как соловушка, проснувшись, пьёт капельку росы. Подойдём к большому красивому цветку и застанем там медового шмеля: он переночевал в цветке, проснулся и чистит крылышки.
Ранней весной мы остановимся у нагретого солнцем дерева. Что это? Из-под коры выглядывает кто-то живой и быстрый. Это «солнышко», самая ранняя букашка. Жарко, она проснулась, а вылезать на волю боится: кругом лежит снег.
Вы очень счастливые, дети, вы всё это увидите!