Мысль - слово - поступок

Нравственность человека видна через его отношение к слову. Для учителя воспитание нравственности – тема благодатная.

Форма предметного классного часа – виртуальная экскурсия в галерею. С помощью технических средств и презентации постараемся осуществить это путешествие. Цель классного часа: выработать систему нравственного отношения к миру через связь Мысль–Слово–Дело.

На основе разных по содержанию, но схожих по нравственной ориентации текстов, которые были даны каждой группе, обучающиеся оценят нарушения моральных норм и предложат аргументированные ответы о необходимости выполнения этих самых норм. Через проблемные вопросы (значок вопроса-проблемы) обучающиеся читают текст, обсуждают, принимают решение: можно или нет поместить портрет героя в нашу галерею. Почему?

Оценка героев важна, но не менее важна самооценка и рефлексия, так как оценить себя и свою работу на уроке порой сложно, а на внеклассных мероприятиях и классных часах это сделать не так трудно. Тем более, что речь не идёт об отметке, а оценка происходит через сигнальные карточки-образы. Мы предложили сердечки двух цветов, но могут быть и улыбки, и ключи.

Нельзя не сказать о создании «ситуации успеха» (уверена, всё получится, мы проведём замечательно время), и в конце – аплодисменты, словесное "поглаживание".

Дети мотивированы на работу в группах, они и в начальной школе групповую форму использовали активно. Во внеклассных мероприятиях, на классных часах для меня она наиболее предпочтительна, наравне с круглым столом.  И здесь, конечно, проявляются умения работать в команде, умения договариваться, высказывать и отстаивать свою точку зрения (без конфликтов).

Познавательные УУД формировались во время самостоятельной формулировки темы классного часа (в конце мероприятия с помощью разрезных карточек, реставрируя тему). По мнению авторов Образовательной системы "Школа 2100", формулировка темы учащимися может быть сделана и в конце урока или внеклассного мероприятия (как и исследовательская, проблемно-поисковая составляющая). 

Здоровьесберегающие технологии представлены не прямо, а опосредованно: через просьбу занять расслабленную позу при прослушивании песни, покачаться в такт, обняться, поднять сердечки повыше, повернуться.

 

Сценарный план классного часа

 

1. Приветствие 

Добрый день, дорогие друзья! Я уверена, что наша сегодняшняя встреча подарит нам радость от общения друг с другом, знаю точно, что у вас всё получится.

2. Кодекс работы в группе

Вы сегодня являетесь представителями четырёх групп, объединённых общим делом. Давайте вспомним законы работы в группах.

 Кодекс работы в группах:

  • быть тактичным и доброжелательным,  
  • выбрать лидера группы,
  • согласовывать действия с командой,
  • подавать сигнал об окончании работы,
  • помнить о "правиле трёх мушкетёров".

3. Песня

Предлагаю послушать хорошую песню, а припев в конце песни (он выделен в тексте) спеть вместе. Не хотите обняться или взяться за руки? Попробуем? Мне очень хотелось бы, чтобы вы внимательно вслушались в слова.

В это время на слайде слова (доброта, милосердие, доброжелательность, отзывчивость, душевность, верность, честность, совесть, сопереживание) и цитаты:

"Нет ничего сильнее слова". (Л.Н. Толстой)

"Сила слова беспредельна". (А.П. Чехов)

"Слово дело великое, потому что словом можно соединить людей". (Л.Н. Толстой)

Звучит песня "Добрые слова" (исполнение: Любава ЛАД).

 

А надо мною вьются, вьются такие добрые слова.

Они потоком свыше льются,

Что просто кругом голова.

От этих слов, как лучей солнца,

необычайно и светло

И в каждом сердце остаётся

От слова доброго тепло.

Припев:

Добрый день, добрый вечер,

хороший мой свет, поющий словом во мне.

Добрый мир людям всем открываешь свой,

эру света, даруя земле.

Ясный свет слова доброго я храню,

В нём живу и пою, и сейчас

Добрым словом, искренним, ласковым,

Согреваю весь мир и всех нас.

 

Слова всегда наружу рвутся,

Они ведь тоже жить хотят.

И мудрость ту, что им даётся,

Они спешат нам передать.

От них в душе сияет солнце, восторг и вдохновение.

Какое счастье, что удаётся мне быть их продолжением.

Припев:

Добрый день, добрый вечер,

хороший мой свет, поющий словом во мне.

Добрый мир людям всем открываешь свой,

эру света, даруя земле.

Ясный свет слова доброго я храню,

В нём живу и пою, и сейчас

Добрым словом, искренним, ласковым,

Согреваю весь мир и всех нас.

4. Беседа о песне 

Какое слово постоянно повторяет певица? На чём делает акцент?

Обратите внимание на экран. Какие слова там представлены?

Что их объединяет?

Скажите, о чём мы будем сегодня говорить?

А что помогает человеку становится лучше?

Конечно, вы абсолютно правы. Мы будем говорить и о нравственности и, конечно, о возможности слов делать душу человека чище, благороднее, лучше.

5. Приглашение в галерею 

Мы начали нашу дружескую встречу с песни. А как ещё можно интересно провести время с друзьями?  

Я хочу вас пригласить на экскурсию в необычную галерею – виртуальную, экспонаты там будут не совсем привычные.

Начнём путешествие по залам галереи?

У галереи нет названия, но мы в конце нашей встречи, я думаю, дадим ей имя.

6. Первый зал галереи «МЫСЛЬ» 

А что предшествует любому слову?

Итак, первый зал нашей виртуальной галереи – МЫСЛЬ. 

"Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки". (Л.Н.Толстой)

А что значит "думать хорошо"? (Ответы)

А плохо? (Ответы)

7. Анкетирование

Я буду задавать вопрос, а вы поднимать сердечки, в зависимости от ответа: если вы согласны и ваш ответ «да», то оранжевое, если нет – белое, будьте внимательны, действуйте слаженно, ведь вы работаете вместе. Каждый раз оглядывайтесь друг на друга, смотрите на цвета сердечек.  

Анкета:

Часто ли вы думаете о хорошем?

О плохом?

Умеете ли вы отличать хорошие поступки от плохих?

Завистливые мысли – это плохие мысли?

Мысли о помощи кому-либо посещают вас при просмотре передачи или выпуска новостей?

Замечательно! Каких мыслей больше у вас – хороших или плохих?

По-другому и быть не могло. А почему?  

8. Рабочие листы  «СОПОСТАВЛЕНИЕ» 

В этом зале есть ещё одна словесная картина.

"Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли".

(Л.Н. Толстой)

А всегда ли мысли и слова  других людей нам ясны? Давайте проведём эксперимент.

Перед вами рабочие листы. Попробуйте сопоставить  русские пословицы из правого столбика с высказываниями известных зарубежных писателей  из левого. Может, некоторые портреты вы узнаете, а имена этих великих писателей покажутся вам знакомыми.

У вас две минуты.  Подайте мне сигнал, когда закончите совместную работу.

 

РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА

Сопоставьте по значению русские пословицы с высказываниями зарубежных писателей. Объясните свой выбор. Что вы помните о жизни и творчестве этих людей?

 Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

 

Каков разум, таковы и речи.

 

 

Пустые слова – что орех без ядра.

 

 Ласковым словом и камень растопишь.

 

 

Под краткую речь и думать хорошо.

 Металл узнается по звону, а человек – по слову. (У. Шекспир)

 

Слово – что камень: коли метнет его рука – назад не воротишь. (Сервантес)

 

Можно слушать долгую речь, и нечего не услышать. (В. Скотт)

 

Поддержать добрым словом человека, попавшего в беду очень важно, даже если этот человек злой. (М. Твен)

 

Цени слово, не бросайся им, не пустословь. (М. Твен)

 

Кто уже справился? Каково значение пословиц?

Есть ли что-то общее в мыслях зарубежных писателей и в русских  пословицах?

Как вы видите, добрые слова свойственны и близки людям разных стран, национальностей. И доброе слово вне времени.

9. Второй зал  «СЛОВО»

Настало время перейти во второй зал – Слово.

Металл узнаётся по звону, а человек по слову.

Можем ли мы по тому, как и что человек говорит, что-то сказать о его характере?

Какой это будет портрет?

Речевой портрет. Знакомо ли вам это понятие? Что оно значит?

Я хочу показать вам несколько речевых портретов в нашем  экскурсионном зале.

10. Фрагмент "Почему мы так говорим?" из киноальманаха "ЕРАЛАШ"

Итак, портрет первый, внимание на экран…

Почему мы так говорим? Что мы можем сказать о мальчике? Можем ли мы его портрет поместить в нашу галерею? Почему?

11. Работа с сигнальными карточками

Часто ли употребляете жаргонные словечки?

Если да – белый, если нет – оранжевый.

А вы всегда задумываетесь над тем, что сказать?

Подбираете ли слова в споре, чтобы не обидеть человека?

Зависит ли ваша речь от того, с кем вы говорите?

12. Загадка-книга

Какой предмет формирует речевой портрет?

Какой предмет помогает нам  хорошо мыслить и узнавать много хороших и добрых слов?

(Учитель достаёт из шкатулки книгу).  

Чему учит книга?

Книга – это то, что учит нас мудрым мыслям, хорошим и правильным словам, добрым делам и поступкам.

13. Работа в группах (задание) 

Предлагаю вам несколько историй, описанных в книгах. Вам предстоит прочитать текст и выполнить задание. Не забывайте о распределении ролей в группе. И тексты, и задания на оборотной стороне ваших рабочих листов. 

Задание для первой группы: В одной замечательной книге есть такой рассказ. Хочу предложить поразмышлять над ним и вам.

 

Таня – примерная, скромная ученица. Она хорошо пишет сочинения, красиво и правильно говорит, возвышенно рассуждает об идеалах. Она никогда не грубит учителям или одноклассникам. Но давайте посмотрим на девочку у порога её квартиры. Как требовательно она звонит! Да ещё кричит:

– Заснули, что ли?

Потом начинает стучать в дверь. Дверь открывает встревоженная мать:

– Танечка, разве можно так стучать?

– А ты что, оглохла? – Бросив портфель на диван, девочка спешит на кухню.

– Опять платье не выстирала? – доносится оттуда её грубый, озлобленный голос.

– Не успела, доченька, ты же знаешь, я больна.

– У тебя вечно так …

 

Прочитайте текст. Подумайте и скажите, можем ли мы поместить портрет Тани в нашу галерею? Почему?

 

Задание для второй группы: Прочитайте рассказ. Обсудите его. Докажите, используя текст рассказа, что красивы не красивые слова, а красивые дела. Портрет какого мальчика мы  можем поместить в нашу галерею?

 

Среди поля стоит маленький домик. Его построили для того, чтобы в ненастье люди смогли спрятаться и пересидеть в тепле. Однажды, среди летнего дня небо обложили тучи, пошёл дождь. В лесу было в это время трое мальчиков. Они успели спрятаться от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды. Вдруг они увидели: к домику бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего посёлка. Он промок до нитки и дрожал от холода. И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал: «Не повезло тебе. Мне жаль тебя...»

Второй мальчик сказал: «Наверное, страшно было бежать по полю под проливным дождём. Я сочувствую тебе…»

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

 

Задание для третьей группы: Почитайте рассказ. Можем ли мы поместить портрет Гали в нашей галерее? Почему?

 

Переехала Таня на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со своими друзьями. В новой школе девочка никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Она присматривалась к учительнице, к школьникам, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем. Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:

– Ты ещё ни с кем не дружишь?

– Нет, – ответила Таня.

– И я ни с кем не дружу, – вздохнула Галя. Давай дружить вместе, а то я смотрю: ты всё одна и одна. Я тебе сочувствую. Конечно, ведь плохие у нас в классе девочки: Ленка – задавака, Вера – хитрая, Надя – врунья, а Полина – задира.

Почти всех девочек перебрала Галя – все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.

– Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?! – сказала Галя.

– Не волнуйся, – ответила Таня. – С кем я подружусь, я ещё не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.

 

Задание для четвертой группы:  Прочитайте текст. Чей портрет мы можем поместить в нашу галерею? Почему?

 

Увидела девочка Люда малыша, громко плачущего на улице, и спрашивает:

– Чего ты расплакался?

– Я маму потерял.

– Какой ужас, какой кошмар, – заохала Люда. – Несчас­тный малыш потерял маму  и на глазах у всех плачет, а некому его утешить, некому его пожалеть, кроме меня.

Стала девочка, плача, гладить малыша, а он от этого еще сильнее разрыдался.

Услышал Петя о том, что случилось у малыша, побежал в информационную службу магазина, находившегося рядом, вскоре возвратился с мамой мальчика – она, оказывается, малыша по всему магазину ищет, уже с ног сбилась. Сразу же успо­коился мальчик, перестал плакать, и все вокруг стали Петю хвалить и благодарить.

А девочка Люда очень обиделась и рассер­дилась на Петю. Ведь она хотела до самого вечера доброе дело делать и жа­леть, и гладить малыша, а этот противный Петька вместо жалости взял, да и всё испортил.

 

Так какой же вывод мы можем сделать?

Да, важны не красивые слова, а красивые дела.

14. Третий зал «ДЕЛО»

Настало время перейти в Третий зал – Дело.

"Слова обязывают к делам". (Л.Н. Толстой)

15. Беседа о великих 

У некоторых героев наших историй слова расходятся с делами.

А чьи портреты можно было бы поместить в нашу галерею?

В вашей жизни есть люди (из вашего окружения), чьи слова никогда не расходятся с делом?

Наша российская история  и литература знает немало таких примеров:

А. Суворов, великий полководец, храбрый и отважный человек, обладал силой слова, его слова никогда не расходились с делами. Словом вождь побуждает смело сражаться в бою.

Л.Н. Толстой – писатель, мастер слова, создатель школы для крестьянских детей в своём имении Ясная Поляна.

Патриарх Кирилл, чьи речи подвигают нас на добрые дела, он сам пример милосердия и доброты.

Лео Бокерия, детский кардиолог, хирург, который и словом, и делом спасает жизни детей, даёт надежду.

В.Г. Распутин, ушедший от нас 14 марта 2015 года, писатель, обладающий мощным талантом и потрясающей честностью. Словом он воскрешал в людях совесть. Какие произведения вам известны? Какое произведение Распутина вы читали летом?

16. Беседа о нравственности

Как вы видите, люди разных времен, разных поколений разных сфер деятельности совершают дела не в разрез со словами.

А как называются такие дела?

Нравственными.

Что такое нравственность?

Нравственность (по С. Ожегову) - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек.

17. «Реставраторы»  

О чём мы говорили сегодня? Я предлагаю вам подсказку.

В любой галерее, даже такой необычной, как сегодняшняя, есть реставраторы

Реставратор – это...                                         

Я предлагаю сегодня побыть в роли реставраторов фразы. Помогут вам в этом конвертики, которые лежат на столах. Из разрезанных карточек нужно составить фразу – картину.   

"Нравственность человека видна через его отношение к слову". (Л.Н. Толстой)

Какая фраза получилась? Можно ли её поместить в нашу галерею?

18. Тема классного часа  

Какое высказывание может быть темой нашей встречи?

Как, исходя из нашего разговора, можно формулировать тему нашу классного часа?

Давайте вспомним, какие залы мы сегодня посетили в нашей галерее?

Как связаны Мысль–Слово–Дело в жизни каждого из нас?

Какие высказывания, представленные в нашей экспозиции, и каких авторов вам запомнились?

Понадобится ли вам сегодняшняя информация в жизни? В каких ситуациях? 

19. Как назовём галерею?  

Предлагаю такое название: ГАЛЕРЕЯ ВЫСОКИХ МЫСЛЕЙ, КРАСИВЫХ СЛОВ  И ХОРОШИХ ДЕЛ.

20. Рефлексия 

Вернёмся к нашим сигнальным карточкам. Белая – не согласен, оранжевая – согласен.

 

Мне было всё понятно.

Мне было неинтересно.

Мне было скучно.

Мне было интересно.

Я ничего не понял.

Я всё понял, могу рассказать другим.

Сегодняшнюю встречу я запомню надолго (моя карточка).

21. Стихотворение о словах

М. Лисянский

Ах, как нам добрые слова нужны.
Не раз сегодня убедились сами,
А может не слова, дела важны?
Дела делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы.
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим  необходимы.

22. Пожелание классу

Желаю, чтобы сегодня, завтра и всегда вас окружали только хорошие люди и добрые слова. Желаю вам, чтобы после посещения нашей галереи сегодня  ваши мысли были высокими, слова – красивыми, а дела, поступки – хорошими. Всего доброго!

 

Литература

1. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. – Том 2. / Под общ.ред. Л.И. Семиной. – М.: «Бонфи», 2002. 

2. http://festival.1september.ru/articles/595262/

 

 

Яндекс.Метрика