Как сделать так, чтобы доброта стояла бы в одном строю с мужеством и храбростью, чтобы дети не стеснялись своей доброты?
Изготовление книжки-раскладушки
Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или сорняки зла погубили их. Будет видно, какой человек вошёл в жизнь и стал членом общества… В.А. Сухомлинский
Цели мастер-класса:
- формирование этических норм поведения в обществе,
- развитие эмоционально-ценностной сферы.
Задачи:
- формировать у участников этические представления, знания о категориях добра и зла;
- показать практическую значимость использования данного вида работы по формированию УУД;
- развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формировать умение совместно работать в группе;
- воспитывать доброе отношение к окружающим людям.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, презентация, заготовки книжек-раскладушек, карточки с частями слов с корнем добр-, карточки с разрезанными пословицами, листочки дерева с положительными качествами, клей-карандаш (по количеству участников).
Мастер-класс «В мире ценнее всего доброта» можно проводить не только внутри педагогического коллектива, но и в ученическом.
Проблема проявления доброты особенно актуальна в наше время. Возникла необходимость в проведении серии занятий, тренингов и классных часов по данной проблеме. Предлагаемый материал направлен на развитие чувства взаимопомощи, уважения и внимательного отношения к людям. Он способствует расширению знаний о доброте и её роли в жизни человека, формированию желания совершать добрые поступки и дела. Участники мастер-класса смогут использовать приобретенные знания и приёмы в своей практике.
Мастер-класс по изготовлению книжки-раскладушки был представлен коллегам на IV Международной конференции в рамках сетевого взаимодействия учителей начальных классов образовательных учреждений г. Курска и образовательных учреждений городов России, а также ближнего и дальнего зарубежья.
Учителям было предложено изготовить книжку-раскладушку.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Яков Аким
Да, на нашей планете много садов. Но сегодня мы вырастим ещё один сад, сад необычный, сад волшебный, сад доброты.
Американский писатель и журналист Генри Лонгфелло говорил: «Добрые сердца – это сады, добрые слова – это цветы, добрые дела – это фрукты. Позаботьтесь о своём саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел».
Откройте первую страницу книги. Возьмите желтые прямоугольники. (На жёлтых прямоугольниках написаны части слов: -душный, -порядочный, -желательный,
-совестный, -вредный, -памятный).
Подберите слова с корнем ДОБР- .
Наклейте их на первую страницу своей книги. Какие слова у вас получились? Прочитайте.
- добродушный - это человек, у которого добрый, мягкий, незлобный характер;
- добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый;
- доброжелательный - это человек, желающий добра всем;
- добропорядочный - это человек порядочный, достойный одобрения;
- добросовестный - это человек, честно выполняющий свои обязанности.
- Так что же такое доброта?
Давайте обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова.
«Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Всё в нашей жизни начинается с доброты. Это человеческое качество ценилось во все времена. Недаром народ составил так много пословиц и поговорок о добре. Давайте вспомним их и оформим вторую страницу. На красных прямоугольниках вы видите начало пословиц. Вам необходимо их закончить. Какие пословицы у вас получились?
(Были предложены разрезанные пословицы на красных прямоугольниках).
- Добро помни, ... а зло забывай.
- Худо тому, ... кто добра не делает никому.
- За добро ... добром плати.
- Не одежда красит человека, ... а его добрые дела.
- Доброе слово лечит, ... злое калечит.
- Без добрых дел .. .нет доброго имени.
- Не ищи красоты, ... а ищи доброты.
- Без труда ... не вытащишь и рыбку из пруда.
Доброта имеет много граней: это и вежливые слова, и добрые поступки, и помощь, и улыбка, и уважение, и гуманность. Представьте, что добрая волшебница подарила вам ларец с хорошими качествами. Какие качества вы взяли бы для себя? Достаньте зелёные листочки. На следующей странице изображено дерево. Сформируйте для своего волшебного дерева крону из этих качеств. (На листочках записаны качества: честность, верность, вежливость, трудолюбие, скромность, щедрость, отзывчивость, грубость).
- Какие качества вы взяли для себя? Почему?
Недаром ведь говорят, что "доброе слово и кошке приятно". Говорите добрые слова. Сейчас мы поиграем с вами. Игра называется "Передай доброту". Один говорит что-то доброе другому. Затем оба берутся за руки и вместе придумывают что-нибудь хорошее еще одному человеку. Потом они втроём говорят что-нибудь доброе четвёртому человеку, и так до тех пор, пока не будут охвачены все участники. Затем они становятся в круг, держась за руки.
По-особому относились к доброте всегда. Ещё в поучении Владимира Мономаха мы читаем: “А куда не пойдете, где не остановитесь в пути, везде накормите и напоите всякого просящего... Вы же, поступая хорошо, не ленитесь на все доброе, не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите каждому при встрече доброе слово”.
Лев Николаевич Толстой сказал: “Чтобы поверить в добро, нужно начать его делать”.
Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда.
И если кому-то поможет твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Следующая страница ваших книг чистая. Вспомните, пожалуйста, всех людей, которые отнеслись к вам по-доброму, и мысленно поблагодарите их. Человек должен помнить всё доброе, так как светлые мысли делают душу радостной, и она излучает свет. На этой странице напишите письмо или нарисуйте открытку этим людям.
Вот и подошло к концу наше занятие. Каждый из вас вырастил своё волшебное дерево. А вместе они образуют волшебный сад доброты. Спасибо всем за участие!
Закончить наше занятие мне хочется словами:
И слово доброе, и дело
Ты применить сумей умело,
Их не жалей любому дать,
Добром их души исцелять.
После проведённого мастер-класса учителя обменялись впечатлениями и пришли к выводу, что данный мастер-класс, проведенный в нестандартной форме, позволяет вовлечь всех учащихся в активную познавательную, коммуникативную деятельность. У детей появляется положительный эмоциональный настрой на совершение добрых дел и поступков.
Литература
- Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М.: Эксмо, 2000
- Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Кн. 1. - 3-е изд. - М.: Амрита, 2011.
- Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. / Книга V. - М.: ИПЦ "Русский Раритет", 1997.
- Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. - 3-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2007.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. - 28-е изд. перераб. - М.:ООО "Издательство "Мир и образование", 2012.
- Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. Т. 1: - 3-е изд., испр и доп. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2003.
- Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия. 3 класс. - М.: ВАКО, 2004.