Как сделать так, чтобы доброта стояла бы в одном строю с мужеством и храбростью, чтобы дети не стеснялись своей доброты?

Изготовление книжки-раскладушки

Человек начинается с детства. Именно в детстве  происходит посев добра. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра всхожими, или сорняки зла погубили их. Будет видно, какой человек вошёл в жизнь и стал членом общества… В.А. Сухомлинский

Цели мастер-класса:

  • формирование этических норм поведения в обществе,
  • развитие эмоционально-ценностной сферы.

Задачи:

  • формировать у участников этические представления, знания о категориях добра и зла;
  • показать практическую значимость использования данного вида работы по формированию УУД;
  • развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формировать умение совместно работать в группе;
  • воспитывать доброе отношение к окружающим людям.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, презентация, заготовки книжек-раскладушек, карточки с частями слов с корнем добр-, карточки с разрезанными пословицами,  листочки дерева с положительными качествами, клей-карандаш (по количеству участников).

Мастер-класс «В мире ценнее всего доброта» можно проводить не только внутри педагогического коллектива, но и в ученическом.

Проблема проявления доброты особенно актуальна в наше время. Возникла необходимость в  проведении серии  занятий, тренингов и  классных часов по данной проблеме. Предлагаемый материал направлен на развитие чувства взаимопомощи, уважения и внимательного отношения к людям. Он способствует расширению знаний о доброте и её роли в жизни человека, формированию желания совершать добрые поступки и дела. Участники мастер-класса смогут использовать приобретенные знания и приёмы в своей практике.

Мастер-класс по изготовлению книжки-раскладушки был представлен коллегам на IV Международной конференции в рамках сетевого взаимодействия учителей начальных классов образовательных учреждений г. Курска и образовательных учреждений городов России, а также ближнего и дальнего зарубежья.

Учителям было предложено изготовить книжку-раскладушку.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо…

Яков Аким

 

Да, на нашей планете много садов. Но сегодня мы вырастим ещё один сад, сад необычный, сад волшебный, сад доброты.

Американский писатель и журналист Генри Лонгфелло говорил: «Добрые сердца – это сады, добрые слова – это цветы, добрые дела – это фрукты. Позаботьтесь о своём саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел».

 Откройте первую страницу книги. Возьмите желтые прямоугольники. (На  жёлтых прямоугольниках написаны части слов: -душный, -порядочный, -желательный,

-совестный, -вредный, -памятный).

Подберите слова с корнем ДОБР- .

Наклейте их на первую страницу своей книги. Какие слова у вас получились? Прочитайте.

- добродушный - это человек, у которого добрый, мягкий, незлобный характер;

- добросердечный - это человек, обладающий добрым сердцем, ласковый;

- доброжелательный - это человек, желающий добра всем;

- добропорядочный - это человек порядочный, достойный одобрения;

- добросовестный - это человек, честно выполняющий свои обязанности.

- Так что же такое доброта?

Давайте обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова.

«Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Всё в нашей жизни начинается с доброты. Это человеческое качество ценилось во все времена. Недаром народ составил так много пословиц и поговорок о добре. Давайте вспомним их и оформим вторую страницу. На красных прямоугольниках вы видите начало пословиц. Вам необходимо их закончить. Какие пословицы у вас получились?

(Были предложены разрезанные пословицы на красных прямоугольниках).

  • Добро помни, ... а зло забывай.
  • Худо тому, ... кто добра не делает никому.
  • За добро ... добром плати.
  • Не одежда красит человека, ... а его добрые дела.
  • Доброе слово лечит, ... злое калечит.
  • Без добрых дел .. .нет доброго имени.
  • Не ищи красоты, ... а ищи доброты.
  • Без труда ... не вытащишь и рыбку из пруда.

Доброта имеет много граней: это и вежливые слова, и добрые поступки, и помощь, и улыбка, и уважение, и гуманность. Представьте, что добрая волшебница подарила вам ларец с хорошими качествами. Какие качества вы взяли бы для себя? Достаньте зелёные листочки.  На следующей странице изображено дерево. Сформируйте для своего волшебного дерева крону из этих качеств. (На листочках записаны качества: честность, верность, вежливость, трудолюбие, скромность, щедрость, отзывчивость, грубость).

- Какие качества вы взяли для себя? Почему?

Недаром ведь говорят, что "доброе слово и кошке приятно". Говорите добрые слова. Сейчас мы поиграем с вами. Игра называется "Передай доброту".  Один говорит что-то доброе другому. Затем оба берутся за руки и вместе придумывают что-нибудь хорошее еще одному человеку. Потом они втроём говорят что-нибудь доброе четвёртому человеку, и так до тех пор, пока не будут охвачены все участники. Затем они становятся в круг, держась за руки.

По-особому относились к доброте всегда. Ещё в поучении Владимира Мономаха мы читаем: “А куда не пойдете, где не остановитесь в пути, везде накормите и напоите всякого просящего... Вы же, поступая хорошо, не ленитесь на все доброе, не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите каждому при встрече доброе слово”.

Лев Николаевич Толстой сказал: “Чтобы поверить в добро, нужно начать его делать”.

Не стой в стороне равнодушно, когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда.

И если кому-то поможет твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

Следующая страница ваших книг чистая. Вспомните, пожалуйста, всех людей, которые отнеслись к вам по-доброму, и мысленно поблагодарите их. Человек должен помнить всё доброе, так как светлые мысли делают душу радостной, и она излучает свет. На этой странице напишите письмо или нарисуйте открытку этим людям.

Вот и подошло к концу наше занятие. Каждый из вас вырастил своё волшебное дерево. А вместе они образуют волшебный сад доброты. Спасибо всем за участие!

Закончить наше занятие мне хочется словами:

И слово доброе, и дело

Ты применить сумей умело,

Их не жалей любому дать,

Добром их души исцелять.

После проведённого мастер-класса учителя обменялись впечатлениями и пришли к выводу, что данный мастер-класс, проведенный в нестандартной форме, позволяет вовлечь всех учащихся в активную познавательную, коммуникативную деятельность. У детей появляется положительный эмоциональный настрой на совершение добрых дел и поступков.

Литература

  1. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М.: Эксмо, 2000
  2. Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Кн. 1. - 3-е изд. - М.: Амрита, 2011.
  3. Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. / Книга V. - М.: ИПЦ "Русский Раритет", 1997.
  4. Лопатина А., Скребцова М. Начала мудрости. 50 уроков о добрых качествах. - 3-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2007.
  5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. - 28-е изд. перераб. - М.:ООО "Издательство "Мир и образование", 2012.
  6. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. Т. 1: - 3-е изд., испр и доп. - М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2003.
  7. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия. 3 класс. - М.: ВАКО, 2004.

Яндекс.Метрика