Мастер-класс по теме «Квест-технология как способ реализации герменевтического подхода на уроке литературы» был проведён на семинаре учителей.
Добрый день, уважаемые коллеги! Мне приятно видеть ваши лица. Знаете, художник-портретист Илья Репин утверждал, что именно в лице человека отражается миниатюрный портрет его души.
Взгляните на экран. Перед вами 6 портретов: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой. Как вы думаете, что объединяет всех их?
Да, это писатели, мастера слова. Секрет их мастерства в том, что каждое свое слово, оставленное на странице книги, они превращают в основу для рассуждений и умозаключений, продуктом которых становится понимание. Понимание важных и сокровенных вещей.
Звучит аудиозапись («Кто я»)
Какой важный и сокровенный вопрос задает автор самому себе? («Кто я?»)
Вы задавали себе подобный вопрос хоть раз в жизни, только честно?
Каждый из нас стремится к поиску ответа на этот вопрос. Каждый из нас пытается прийти к пониманию смысла. Каждый из нас ежедневно прикасается к тайнам герменевтики.
Словом «герменевтика» принято обозначать науку о понимании и истолковании. Современные задачи школьного образования требуют от учеников не только запоминать информацию, но и понимать её, анализировать, формулировать проблемы и решать их. Эти задачи связаны с различными уровнями понимания.
Например, академик В.И. Загвязинский определяет педагогическую герменевтику как понимание учебного материала путем проникновения в духовное содержание субъектов и объектов.
Дорогие друзья, готовы ли вы сегодня стать герменевтами? Не спешите отвечать на этот вопрос. Вы обязательно ответите на него сегодня. Здесь и сейчас пусть остановится время. Я приглашаю вас в герменевтический лабиринт, где за каждым поворотом скрывается смысл, а каждый новый шаг приближает к пониманию этого смысла.
1 задание (1 шаг) Горизонты понимания. Как вы думаете, почему портрет Н.В. Гоголя расположен в центре экрана? Да, ответ простой, на самом деле, я очень люблю Гоголя. Он притягивает меня своей великой неоднозначностью. Как вы убедились, сложный вопрос не всегда предполагает сложный ответ.
А как вы думаете, кто из этих писателей называл Н.В. Гоголя величайшим создателем величайших произведений?
Почему вы так решили?
На самом деле никто эту фразу не произносил. Я её придумала. Но вы посчитали иначе. Вы соотнесли, идентифицировали себя с одним из мастеров слова, пытаясь воспроизвести в памяти все фоновые знания о культуре, истории, литературе, которые были получены ещё в школе. В этом заключается смысл герменевтического подхода – с включением фонового мышления, с помощью самоощущений открывать новые горизонты понимания и создавать собственное представление о мире.
Но как обратить учеников к личному опыту, к собственным переживаниям? И на помощь начинающему учителю-герменевту приходит технология, позволяющая реализовать герменевтический подход на уроке, осуществить пошаговый переход от чувственного понимания к понимаю рациональному. Я говорю сейчас о квест-технологии.
Тема моего мастер-класса: «Квест-технология как способ реализации герменевтического подхода на уроке литературы»
Методическая цель мастер-класса: раскрытие принципа герменевтического подхода.
Дидактическая цель мастер-класса: демонстрация и возможная реализация применения квест-технологии и отдельных герменевтических приемов на уроке.
Квест-технология в образовании широко начала применяться с 2005 года, когда было предложено использовать поисковую систему, в которой предполагалось решать поставленную задачу с прохождением промежуточных стадий-шагов, на каждом из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень понимания.
Другими словами, технология «Квест» в педагогике ― это игровая технология, в которой есть определенные правила.
Во-первых, достижение конечной цели через поиск промежуточных решений (шагов).
Во-вторых, обязательным условием является погружение в жизненную, условную игровую ситуацию: сегодня это герменевтический лабиринт.
В-третьих, система подсказок (и только после подсказки ― формулировка задания: после прослушивания отрывка песни вы догадались, какие вопросы станут предметом разговора). Роль интуиции, догадки достаточно высока в процессе понимания. Дети иногда могут предложить такое, что у взрослого человека в голове не укладывается, а при ближайшем рассмотрении оказывается, что ребенок был прав. Детские стихи, песни, эссе, ― продукты детского вербального творчества должны быть приняты педагогом. Не проанализированы, не оценены, а признаны как личностная ценность взрослеющего человека, который пытается ответить на вопросы: кто я? зачем я? каково мое место в этом мире?
В-четвертых, работать должны все и в команде. Ведь на современном этапе развития человечества только совместные действия могут обеспечить наилучший результат. И ребенок, который не готов на определенном этапе урока говорить предметно, может брать на себя определенные роли и функции, включаться в работу, внести вклад в общее дело, обеспечивая успех всей команде, частью которой является.
Итак, создание квеста по любому предмету основывается на следующем: постановка цели; набор заданий-шагов, предваряющих основные задачи; порядок выполнения задач (условия работы); и конечный результат ― достижение цели.
Однако путь к достижению цели не так уж и прост.
Задание 2 (шаг 2) Трамплин толкования. Скажите, кто-нибудь знает, что это? Учителя физики есть в зале? Это камера-обскура. В переводе с латинского ― «темная комната». Это прапрадедушка (или, скорее, прапрабабушка) фотоаппарата. Это оптическое устройство, которое воспроизводит изображение объектов. Отверстие закрывается прозрачной бумагой. Свет проникает в объектив и создает контуры объекта, находящегося за пределами комнаты. Но вот какая штука. Изображение получается искаженным и перевернутым. И вещи привычные кажутся удивительными, а удивительные и загадочные ― привычными. Когда-нибудь у вас возникало похожее чувство? Давайте заглянем туда.
Перед вами монументальная картина Ильи Глазунова «Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию».
– Скажите, что на картине большое? маленькое? впереди? сзади? слева? справа?
– Найдите предметы из камня? металла? дерева?
– Сколько живых объектов на картине? Кто изображен крупно? Мелко?
– Кто смотрит прямо? Вбок? Почему?
– Есть что-то общее на картине и в помещении, в котором мы находимся?
Попробуйте дать название данному герменевтическому приему, я дам подсказку. Да, этот прием называется «Трамплин толкования».
Работа над пониманием любого сложного текста благодаря визуальным или аудиальным, а также вопросным трамплинам упрощается, так как активизируется познавательная активность ребенка, происходит актуализиация его творческого потенциала. Произведения искусства на любом уроке учат постигать мир и, безусловно, сохранять человеческое в человеке.
Задание 3. Шаг 3. Поиск странностей. Примерка смысла.
Вам не кажется странным появление Ивана Грозного на картине Глазунова? Какой вклад он внес в мировую культуру? (Это Федор Шаляпин, на самом деле, роль в опере). Такая вот странность, а понимание не обходится без странностей. Гоголь в одном из черновиков записал, что «странности бывают двух видов: первые происходят от недостатка разумения, а вторые – от избытка разумения и недостатка слов для его выражения». С нахождения странностей в художественном произведении, тексте параграфа, фразе на иностранном языке начинается освоение ребенком смыслового пространства.
Перед вами кабинет Н.В. Гоголя. Найдите в нем странности, то, что вызывает у вас удивление.
– Кто нашёл? Какие?
Этот герменевтический прием называется поиск странностей или (предложите название, я дам подсказку снова) «примерка смысла».
Когда странностей становится очень много, (а для каждого свои странности) возникают новые варианты смысла. Николай Александрович Рубакин говорил: «Сколько у книги читателей, столько в ней и вариантов смысла». Из субъективного смысла и объективного значения складывается личностный смысл. Но для того чтобы сформировать свое личностно-смысловое пространство, ребенок должен получить опыт преобразования общечеловеческих смыслов в личностные.
Задание 4. Шаг 4. Создание произведения. Герменевтический круг
Ведь именно так рождается ПРОИЗВЕДЕНИЕ. Я попрошу учителей математики помочь. Есть в зале математики? Что такое произведение? Так и в герменевтике смыслы, содержащиеся в тексте, перемножаются на личный опыт ребенка. На его надежды, обиды и радости, собственные выводы и открытия.
Перед вами уже законченные музыкальные, художественные и литературные произведения:
Натюрморт (без названия), пейзаж «Рассвет над древним Кремлем» и портрет «И снова весна» ― все кисти Ильи Глазунова.
3 цитаты русских писателей:
«Возвышайте свои слова и мысли, а не голос. Цветы растут от дождя, а не от грома». Л.Н. Толстой
«Природа, окружающая нас, не имеет границ». И.С. Тургенев
«Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может». Н.В. Гоголь
И три музыкальных отрывка. Узнали?
Бах. Вивальди. Глинка.
Какой музыкальный отрывок, на ваш взгляд, может озвучить натюрморт? Какое высказывание отражает наиболее полно эту картину? Поднимите руки, кто так считает? А какой музыкальный отрывок свяжете воедино с пейзажем? А высказывание? Сколько человек в зале тоже так думают? А какой отрывок может озвучить портрет? А какая фраза подойдет? Кто согласен?
Обратите внимание, удивительно, но примерно равное количество людей через визуальное, аудиальное, текстовое восприятие пришли к единому пониманию. Ничего удивительного. Каждый сегодня следовал не за мной, и даже не за автором, а за своим восприятием, собственным пониманием, а главное, за своим сердцем.
А что если соединить воедино все компоненты: живопись, музыку и слово? Надо только определиться с порядком следования частей. Какой жанр живописи, на ваш взгляд, должен быть отправной точкой, а какая из картин ― завершающей частью нашего произведения? Почему? Я предлагаю такой вариант…
Соединяем? Волнуетесь? Я тоже. Ведь не каждый день прикасаешься к тайнам создания нового произведения и нового смысла.
Это важный финальный шаг: ребенок от наглядно-действенного восприятия переходит к пониманию авторских образов, потом ― к пониманию себя, а затем ― к созданию нового смысла. Ребенок входит в герменевтический круг, покидая герменевтический лабиринт.
Мучительные вопросы: кто я? Для чего я? Каково мое место в этом мире? Гоголь два века назад задавал себе эти вопросы. Мы задаем себе сегодня эти вопросы. Каждый из наших учеников ежедневно пытается понять их смысл. У меня в руках клубок нитей, который помогал найти выход из самого запутанного лабиринта, потому что как нет смысловых лабиринтов без выхода, так и нет ничего, что нельзя было бы понять ребенку на любом уроке. В том числе и самого себя.
Учителю нужно только выбрать путь… Я свой выбрала… (выбрасываю клубок).