Если человеческая жизнь начинается с первого вздоха, то путешествие длиною в целую жизнь — с первого шага.
Если наша жизнь — дорога, то по ней надо идти без страха и упрёка. Идти — и не бояться ошибок, идти — и не испытывать головокруженья от похвал. Идти — словно ты первооткрыватель и искатель приключений.
Моя дорога берёт начало в дружной семье, где первые шаги помогали сделать родители. Именно они нужны были в те особые минуты, когда неосознанно хотелось остановиться и свернуть с назначенного пути. Именно они научили меня терпению и упорству, трудолюбию и жизнерадостности.
Когда-то давно мои бабушка и дедушка не поддержали мамино желание стать учителем. К счастью, это желание осуществили её дочери: я и моя сестра. С мамой мы читали наши первые книжки, фантазировали и удивлялись, мечтали и выбирали каждая свою дорогу. Мне думается, я стала учителем потому, что хотела дарить детям тепло и заботу, которые сама получала в детстве.
Многие пословицы и поговорки, песенки и небылицы, сказки и басни, стихотворения русских и зарубежных авторов я выучила не на уроках, когда была школьницей, и не на занятиях в университете. Всё то, что любят младшие школьники, я узнала впервые от своей мамы. Она — мой первый наставник. Она — мой друг и преданный спутник. Легче идти по дороге, когда есть тот, кто поддержит тебя и подставит своё плечо, развеет сомнения и подскажет верное направление.
Часто ребята называют меня «мамой». Вначале я приняла это слово за нечаянную оговорку, но теперь понимаю: не оговорка, а искреннее выражение доверия и привязанности. Такое отношение не приходит случайно.
... Зима. Мёрзнут руки. Под снежком — ледок. Скользко, тяжко!.. С ранцем за плечами иду в школу. До неё не очень-то и далеко, но для меня, первоклашки, этот путь — настоящее путешествие. До класса бы добраться без синяков на коленках. Вот и передвигаюсь мелкими шажками. Чем ближе к цели, тем моя «икс-педиция» (Алан Милн) становится дружнее и больше: со всех окрестных дворов нашего маленького городка подтягивались одноклассники.
На половине пути могло случиться чудо. Это нас подхватывала наша учительница, и тогда смело шагали мы в школу. До сих пор помню это чувство поддержки и уверенности, которое появлялось в тот момент, когда моя ладонь оказывалась в руке Руфины Викторовны. С доброй улыбкой и искренней радостью она встречала своих шумных и непослушных учеников, учила грамоте и счёту, хорошим манерам и дружбе, устраивала весёлые праздники и соревнования.
Сейчас уже не вспомню, что изучалось тогда на уроках, только точно знаю, КАК мы работали. Всегда ВМЕСТЕ, и никак иначе. Взаимопонимание и помощь, неприятие лжи и агрессии, право на личное мнение и совместное решение проблем — это те принципы, которые стали ориентирами-указателями в моём педагогическом путешествии.
Я выбрала дорогу учителя, и иду по ней теперь, потому что у меня была самая любознательная первая ученица — моя сестра. В четвёртом классе на меня сильное впечатление произвела тема «Материки и океаны нашей планеты», и я дома стала играть в «школу»: учениками выступали игрушки, а затем к «классу» присоединилась Танюшка. В первый класс она пошла с серьёзным запасом знаний (в том же году прочитала со мной все сказки А.С. Пушкина и поэму «Руслан и Людмила»), ведь я, возвращаясь домой с занятий, с удовольствием перевоплощалась в «учителя» и рассказывала Танюшке всё, что узнала на уроках. Так и училась сестрёнка с опережением!
Бывает ли дорога без трудностей и помех? По словам Б. Вебера, непроходимая раньше дорога может оказаться лёгкой, ибо «все препятствия, однажды преодолённые, нам уже не страшны». И я продолжаю идти по выбранной дороге, хотя «камней» и «завалов» на ней хватает. Но я стала учителем, потому что рядом была мама, держала меня за руку и помогала смело шагать вперёд Руфина Викторовна, а первая ученица Танюшка нетерпеливо ждала моих «уроков». Теперь уже мне доверчиво протягивают свои ладони ребята-лицеисты, и мы вместе осваиваем новые дороги.
Я — учитель. Я — друг. Я — помощник. Может, кто-то добавит: «Поводырь». Но поводырь идёт первым и тянет за собой. Не мой случай! Я иду рядом и держу за руку: помогаю, а не тащу на верёвочке, учусь вместе, но не поучаю. Уверена, что ребёнок должен чувствовать поддержку учителя и не бояться идти вперёд самому.
Если сегодня ребёнок способен выполнить задание только с помощью взрослого, зато завтра, по словам Л.С. Выготского, он сможет всё сделать самостоятельно. Моя задача — вовремя «отпустить руку» и дать ученику возможность поверить в свои силы, осознать себя самодостаточной личностью, способной выбрать свой собственный маршрут.
Работа в начальной школе — это путешествие по дороге из жёлтого кирпича: неожиданные встречи, большие мечты и интересные попутчики. Случаются и каменные обвалы, и нежелательные знакомства. Почти как в настоящей сказке: герой, помощник, испытания, удивительные открытия и, конечно же, остановки, когда дети чего-то не знают или не понимают.
Уже восемь лет преподаю в школе, но не устаю учиться. Иногда бывает страшно: вдруг с чем-нибудь не справлюсь, что-то вовремя не замечу, в чём-либо не помогу... Но если двигаться «в том направлении, в котором твой страх растёт, ты на правильном пути», — убеждает меня М. Павич. Вот поэтому и не останавливаюсь на достигнутом, постоянно ищу новое. Обучая других, учусь многому сама.
Каждое новое испытание для моих воспитанников оказывается труднее предыдущего, хотя им и помогают активные и деятельные помощники — книги, родители, одноклассники. Приходит время, когда дети, собрав солидный «портфель» достижений и опыта, переходят в пятый класс.
А я иду дальше по дороге из жёлтого кирпича, и со мною рядом шагают мои новые ученики, шумные и шустрые, любознательные и целеустремлённые, робкие и решительные, спокойные и гиперактивные — словом, как и все люди, очень-очень разные.