Мастер-класс «Технология развития перцептивного опыта» провела учитель русского языка и литературы Гладилина Н.А.
Процесс образования невозможен без воспитания. А воспитание — это и социализация, а в основе социализации лежит передача опыта из поколения в поколение. И иногда нужно просто вспомнить то, о чем мы позабыли. Ничего сложного. Всё новое — это хорошо забытое старое. Сегодня я предложу вам 2 формы воспитательного воздействия, которые относятся к технологии развития перцептивного опыта. Перцептивный опыт — это процесс восприятия и формирования образов посредством чувств.
Первая форма «Почта доверия «Открытое сердце»
Реанимируем то, что мы давно поместили на задний план — письма.
Задача: вспомнить о том, что делает человека человеком, делает его уникальнейшим из творений нашей вселенной. Вспомнить о чувствах. Любовь, забота, поддержка, искренность, желании быть услышанным — всё это присуще нам, людям.
Взаимопонимание и согласие — самое важное для детей и родителей. И в основе моей работы над формированием этих связей — письмо. Это способ взаимодействия, общения. К сожалению, мы подменяем живое общение общением в социальных сетях, которые придают некоторую холодность и неэмоциональность коммуникации.
Письма писали в радости, в тревожные дни. Я нахожу письма Великой Отечественной войны, зачитываю их детям.
Мы позабыли, как здорово написать письмо, заложить его в конверт и ждать ответа.
Я поступаю следующим образом. Ноябрь, день Матери. Накануне праздника я прошу учеников написать письмо, короткое, в котором нужно высказать пожелание маме, но перед этим я договариваюсь с родителями. Неожиданно для детей они должны написать свой ответ, тоже в форме пожелания.
Обязательное условие — положить письмо в конверт. Это таинство.
На одном из классных часов при сохранении полной анонимности читаю письма родителей. Я прошу детей просто слушать, а для меня очень интересно то, как меняются в это время их лица, глаза.
Потом предлагаю высказаться о том, какое желание было самым запоминающимся.
Для родителей же провожу собрание, на котором зачитываю письма детей.
Эффект потрясающий. Дети открываются родителям с неожиданной стороны. Это очень трогает родителей.
Иногда сказать что-то сокровенное или то, что нас тревожит, человеку, даже родному, бывает нелегко. Письмо, а тем более анонимное, предоставляет такую возможность. Здесь кроются не высказанные нами слова, в которых так нуждаются близкие.
Вот живое общение. Результат мы получаем не только на семейном уровне, но и на уровне классного коллектива.
Как срабатывает? Нет проблем с подготовкой поздравительной программы, так как желающих поучаствовать более, чем необходимо. Я предлагаю провести теплый семейный праздник и получаю живой отклик от родительского коллектива. Я помогаю родителям услышать своих детей и быть услышанными, а они помогают мне.
Я принесла вам 2 письма из своего архива: от родителя и от ребёнка. Давайте я их почитаю. (Зачитываю письма)
ПРАКТИКУМ
А теперь я предлагаю вам написать такие письма. На столах раздаточный материал. У вас есть дети, мамы, ученики, которым, возможно, вы хотели что-то пожелать. Адресуйте письма им. Пусть письмо будет коротким, но искренним, от всей души. (Пишут письма)
Прочитайте, пожалуйста. (Зачитывают свои письма)
Задам вопрос вам такой же, как и детям: есть ли общее в потоке пожеланий? (Есть, желания похожи...)
На основе пожеланий мы определяем, какие проблемы являются ключевыми? Все разные, а желают одного и того же.
Посмотрите, как много общего во всех ваших письмах. Потому что мы люди со всем широким спектром чувств.
Почему важны эти уроки, письма? В основу реализации задания я закладываю идею путешествия от поставленного задания к результату.
Можно использовать данную форму и с коллегами.
Вторая форма — форсайт-сессия «Древо жизни»
Каждая праздничная дата сформировала у общества определенную модель поведения.
Каждый праздник — это коллективное беспокойство, ожидание радости, это бурный поток необузданных эмоций и желаний.
Грядёт Масленица.
Я прочитала о традиции, существовавшей на Руси, корни которой уходят в далёкое прошлое. Она описана в книге Рыбакова Б.А. «Русское княжество 9-12 веков. Культура Древней Руси». Это традиция украшения дерева, а точнее, яблони, с целью того, чтобы каждый, кто будет участвовать в этом процессе почувствовал свою значимость, попытался неким образом сформировать новую ассоциативную модель понимания мира и почувствовал себя необходимым.
Этот процесс украшения деревьев обладает объединяющим смыслом. Смыслом коллективизма, чувства соучастия и со-бытия.
Я использовала эту идею. Смысл в том, чтобы совместно украсить 2 дерева в соответствии с двумя концепциями. Дерево — это символ бытия, истоков. В каждом дереве кроется определенный смысл, определённые чувства, эмоции, играющие очень важную роль.
1 — древо счастья, 2 — древо улыбки. То есть эмоция и чувство. Предлагается один набор игрушек, из которого нужно выбрать украшения для 1 и 2 деревьев, основываясь на перцептивных, т.е. чувственных, ассоциациях.
ПРАКТИКУМ
Предлагаю и вам сделать то же самое.
Не бойтесь выбирать то, что на ваш взгляд является самым важным. Выберите по 6 игрушек. Ими вы определяете содержание понятий СЧАСТЬЕ и УЛЫБКА. (Выбирают из общей коробки игрушки, символизирующие разные понятия, и украшают ими деревья.)
Теперь обоснуйте, почему вы выбрали для каждого древа-понятия свою игрушку. (Объясняют причины своего выбора.)
Чем мы себя обогатили? (Радостью совместной работы, взаимопониманием, общением...)
Что нового получили в результате этого короткого взаимодействия? (Сообща, думали, совещались.)
А как думаете, почему именно эти два понятия были вам предложены? (Без счастья улыбки не будет, одно порождает другое, и только счастливыми мы замечаем прекрасное вокруг нас.)
Вы открыли секрет того, что позволяет человеку быть человеком, нивелировать негативное влияние извне, которое может привести к расчеловечиванию. Три кита доброго человеческого сердца: любовь, уважение и ответственность. Как это важно в жизни!
В аксиологии счастье — это восторг от того, что желаемое обрело реализацию. Ибо разрыв между желаемым и результатом может породить протест. А здесь разницу между ожиданием и результатом я свожу к минимуму при этих формах воспитательного воздействия.
Ребенок приобретает привычку, в основе которой осознание того, что всё зависит от тебя, от твоих усилий и старания.
С одной стороны, ребёнок один совершает выбор, а с другой стороны, происходит коллективная работа, так как обучающийся решает задачи совместно с другими.
Сегодня есть угроза потери коллективного сознания. Я противопоставляю свою воспитательную работу той индивидуализации, которую несут социальные сети.