Для работы на уроке обращаемся к публицистическому тексту.
Эффективные стратегии работы с текстом предполагают обращение к разного вида деятельности:
- предтекстовый (ассоциации, предположения, предугадывание, прогнозирование),
- текстовый (чтение с остановками, с вопросами, поском проблемы),
- послетекстовый (анализ, поиск причинно-следственных связей, выводы, обобщение).
ЦЕЛИ:
Образовательные: формулировать основную проблему текста и второстепенные проблемы, анализировать текст.
Развивающие: развивать умение учащихся логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; развивать познавательные и творческие возможности учащихся.
Воспитательные: воспитывать любовь к малой Родине, ответственность за свои поступки.
Ход урока
- Оргмомент. Формулировка темы и целей урока.
Сегодня наш урок посвящен подготовке к ЕГЭ, а именно написанию сочинения. Это трудная и кропотливая работа. Чтобы вы настроились на нее, я хочу познакомить вас со словами Иоганна Гете.
(Эпиграф на экране)
Мало знать, надо и применять.
Мало хотеть, надо делать.
И.Гете
- Как вы понимаете смысл этих слов?
(Надо применять свои знания. И чтобы задуманное осуществилось, необходимо не только этого хотеть, но и делать что-то для этого, применяя свои знания). Я думаю, что все у вас получится.
- Работа по теме урока.
1) В картинной галерее.
Сегодня я приглашаю вас в картинную галерею «АЯ» Олега Радина, которая находится в Курске. Посмотрите на картины, представленные в ней, и ответьте на вопросы:
- Какова тематика произведений?
- Что побудило авторов к созданию этих картин?
2) В литературном музее.
Курский край богат талантами. Художники, композиторы, скульпторы, писатели…
- Кто из курских писателей вам знаком? (В. Детков, К. Воробьев, Е. Носов)
Сегодня мы поговорим о талантливом писателе, замечательном человеке, который прославил наш Курский край, - это Евгений Иванович Носов.
(портрет Е. Носова на экране)
3) «Встреча» с писателем.
Краткая биография писателя (подготовленный ученик)
Обратимся к тексту этого писателя.
(текст на экране и у каждого ученика)
У вас на парте у каждого текст и рабочий лист. Работать будете сегодня в этих листах.
- Прочитайте текст про себя с карандашом в руках, делая пометки.
Потом чтение вслух. (можно подготовленному ученику)
Вот пишут: малая родина... Что же это такое? Где ее границы? Откуда и докуда она простирается?
По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. Иными словами, то, что способно объять мальчишеское око. И что жаждет вместить в себя чистая, распахнутая душа. Где эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от нахлынувшего восторга. И где впервые огорчилась, разгневалась или пережила свое первое потрясение.
Тихая деревенская улица, пахнущий пряниками и кожаной обувью тесный магазинчик, машинный двор за околицей, куда заманчиво пробраться, тайком посидеть в кабине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повздыхать запах наработавшегося мотора; туманное таинство сбегающего под гору колхозного сада, в сумерках которого предостерегающе постукивает деревянная колотушка, гремит тяжелой цепью рыжий репьистый пес. За садом — змеистые зигзаги старых, почти изгладившихся траншей, поросших терновником и лещиной, которые, однако, и поныне заставляют примолкнуть, говорить вполголоса... И вдруг, снова воротясь к прежнему, шумно, наперегонки умчаться в зовущий простор луга с блестками озерков и полузаросших стариц, где, раздевшись донага и взбаламутив воду, майкой начерпать в этом черном киселе чумазых карасей пополам с пиявками и плавунцами. И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки, в корявую и петлючую неразбериху. И если не жалеть рубах и штанов, то можно продраться к старой мельнице с давно разбитой плотиной и обвалившейся кровлей, где сквозь обветшалые мостки и в пустые проемы буйно бьет вольный кипрей. Здесь тоже не принято говорить громко: ходит молва, будто и теперь еще в омуте обретается мельничный водяной, ветхий, обомшелый, и будто бы кто-то слыхал, как он кряхтел и отдувался в кустах, тужась столкнуть в омут теперь уже никому не нужный жернов. Как же не пробраться туда и не посмотреть, страшась и озираясь, лежит ли тот камень или уже нет его... За рекой — соседняя деревня, и забредать за реку не полагается: это уже иной, запредельный мир. Там обитают свои вихрастые окоемщики, на глаза которых поодиночке лучше не попадаться... Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день, пока не падет солнце, набегаться, наоткрывать и навпечатляться до того предела, когда уже за ужином безвольно начнет клониться опаленная солнцем и вытрепанная ветром буйная молодецкая головушка, и мать подхватывает и несет исцарапанное, пахнущее рогозом и подмаренником, отрешенное, обмякшее чадо к постели, как с поля боя уносит павшего сестра милосердия. И видится ему сон, будто взбирается он на самое высокое дерево, с обмирающим сердцем добирается до вершинных ветвей, опасно и жутко раскачиваемых ветром, чтобы посмотреть: а что же там дальше, где он еще не бывал? И вдруг что-то ломко хрустит, и он с остановившимся дыханием кубарем рушится вниз. Но, как бывает только во снах, в самый последний момент как-то так удачно расставляет руки, подобно крыльям, ветер упруго подхватывает его, и вот уже летит, летит, плавно и завораживающе набирая высоту и замирая от неописуемого восторга. Малая родина — это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения.
Е. Носов
4) Анализ текста.
Задание 1.
Озаглавьте текст. Определите тему. Выделите проблему, поднимаемую автором. Запишите в рабочих листах.
Малая родина… Что это такое? Это место, где вы сделали свои первые, произнесли слово «мама», начали познавать мир. Куда бы ни забросила судьба человека, это чувство не покидает его. С познания родных мест начинается любовь к Родине. Чтобы лучше узнать и полюбить нашу огромную страну, необходимо изучать и любить малую родину.
Задание 2.
Вы заметили, что в тексте есть незнакомые и малознакомые слова. Давайте поработаем со словарями. Найдите толкование обозначенных слов.
Работа в группах.
Дети находят и читают толкование слов.
Мы должны понимать, что значение слов «Родина» и «малая родина» отличается.
Задание 3. Прочитайте высказывания писателей и поэтов о родине. Какие из них вы бы отнесли к понятию "малая родина" и почему? Какое из высказываний вы бы взяли в качестве эпиграфа к своему сочинению о малой родине? Запишите эту цитату.
…малая родина со своим особым обликом, со своей- пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна. А.Т. Твардовский
Отчизна – это край, где пленница душа. Вольтер
Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца. К. Г. Паустовский
Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством. В. Г. Белинский
Родина... Мы ей обязаны нашими силами, и вдохновением, и радостями. А. А. Блок
Не любить малую родину так же противоестественно, как не любить себя. Ю. Асмолов
Где прошло детство, там и начинается Родина. В. Детков
Нет у человека ничего прекраснее и дороже родины. Человек без родины – нищий человек. Е. Полянский
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. М. М. Пришвин
История проверяет, в какой мере существует у человека любовь к Родине, какая цена этой любви. М. А. Шолохов
Мы увидели проблему, которую поднимает автор в своем тексте. А теперь поговорим о позиции автора.
Задание 4. Что значит понятие "малая родина" для автора? Выберите понятия из текста для ассоциативного куста.
(Дети работают с ассоциативным кустом, потом зачитывают сначала слова, а потом позицию автора).
Задание 5. А что для вас значит малая родина? Какова ваша позиция? Постройте свой ассоциативный куст к понятию "малая родина". Сформулируйте свою позицию, используя выбранную цитату из задания 3.
(Дети работают с ассоциативным кустом №2, зачитывают).
- Подведение итогов. Рефлексия.
Молодцы! А теперь я хочу вернуться в галерею, в которой побывали в начале урока. Мы познакомились с картинами курских художников, поработали с текстом Е.Носова, послушали ваши размышления. Скажите, какой вывод по уроку можно сделать?
(У каждого из нас есть малая родина. Кем бы человек ни был, чем бы он ни занимался (художник, писатель), в его сердце всегда есть уголок, который ему дорог, память о котором он сохранит до конца своей жизни).
- Домашнее задание.
Сформулировать и аргументировать свою позицию, написать комментарий. Оформить сочинение.