Из опыта работы предлагаем задания для формирования читательской грамотности в 8-9 классах.
Представлены тексты публицистического стиля о профессиях будущего. Задания к текстам предполагают один верный ответ, множественный выбор ответа или свою формулировку ответа.
Выполненные работы должен проверять эксперт. Уровень сложности заданий – средний. Тип текста – сплошной. Контекст – личный. Содержательная область оценки – чтение для личной цели для знакомства с новыми профессиями.
1 вариант
Прочитайте текст и выполните задания.
ИТ-генетик – профессия будущего
В последнее десятилетие одним из бурно развивающихся направлений в медицине стала генотерапия – внесение в генетический аппарат человека изменений для борьбы с заболеваниями. Пока этот метод в основном тестируют на животных, однако есть уже и успешные случаи применения генотерапии и для людей. Например, в 2014 году в Великобритании объявили, что у 6 пациентов, больных хороидеремией (наследственным генетическим заболеванием, до настоящего момента неизлечимым и ведущим к слепоте), в результате генотерапии улучшилось зрение. Но это лишь первый шаг. Следующий шаг – модификация генома: эксперимент с целенаправленным изменением двух генов уже провели на обезьянах.
В ближайшее время госпрограммы по генетике неизбежны. Некоторые страны стали пионерами в этой сфере, например, Исландия. Несколько арабских стран начинают сканировать геномы своих жителей. В США развернута масштабная программа Precision Medicine. Есть исследования в Китае, Эстонии, Польше. Наш президент тоже говорил об этом: в России необходимо делать подобные программы и вкладывать значительные средства в генетику.
ИТ-генетик – это специалист, который занимается программированием генома под заданные параметры.
Для работы в данном направлении необходимы знания в области биологии, информатики. Важнейшими качествами для ИТ-генетика являются аналитическое мышление, сосредоточенность, усидчивость, умение находить небанальные решения. Место работы специалиста в данной области – научная лаборатория.
Где же можно получить образование, чтобы стать ИТ-генетиком? Пока факультетов ИТ-генетики нет, но есть очень близкое образование. Например, биоинформатика. Но этому мало где учат в России. В МГУ есть факультет биоинженерии и биоинформатики. Можно также получить образование в ДВФУ, Национальном исследовательском Нижегородском государственном университете имени Н. И. Лобачевского. Есть другой путь: фундаментальное образование в какой-то одной области (биолог-генетик или врач-генетик либо получить образование в сфере математики, физики, программирования), а после этого добавлять недостающие знания. И тот, и другой пути равноценны.
Дорога к этой профессии нелегкая, тернистая, долгая, но увлекательная.
(Из «Атласа новых профессий», раздел «Медицина»)
1. ИТ-генетик – это специалист, который:
a) занимается выведением новых видов животных и растений;
b) изучает генетические заболевания;
c) занимается программированием генома под заданные параметры;
d) занимается разработкой новых компьютерных программ.
2. Проводятся ли в современном мире эксперименты в области генотерапии?
a) да, на людях;
b) нет;
c) да, на животных;
d) да, в основном на животных, очень мало на людях.
3. Какие знания необходимы для ИТ-генетика?
а) знания в области биологии, информатики;
b) знания в области робототехники, кибернетики;
c) знания в области электроники, биологии;
d) знания в области дизайна, биологии, физики.
4. Какие качества характера требует профессия ИТ-генетика?
a) креативность, усидчивость, общительность;
b) сосредоточенность, общительность, воображение;
c) аналитическое мышление, сосредоточенность, усидчивость, умение находить небанальные решения;
d) коммуникативные навыки, умение находить нестандартные решения.
5. Где будет работать ИТ-генетик?
a) в больнице;
b) в научной лаборатории;
c) на государственной службе;
d) в зоопарке, океанариуме.
6. Какие суждения являются верными, а какие – нет?
Суждения |
Верно |
Неверно |
Генотерапия – внесение в генетический аппарат человека изменений для борьбы с преступными наклонностями. |
|
_ |
Пока этот метод в основном тестируют на животных, успешных случаев применения генотерапии для людей пока нет. |
|
_ |
В ближайшее время госпрограммы по генетике неизбежны. |
+ |
|
В МГУ есть факультет биоинженерии и биоинформатики. |
+ |
|
7. Рассмотрите внимательно рисунок. Какое отношение он имеет к профессии ИТ генетика? Обоснуйте свое мнение. Придумайте герб данной профессии. Опишите его. Объясните свой выбор.
2 вариант
Прочитайте текст и выполните задания.
Медиаполицейский – профессия будущего
Медиаполицейский – это сотрудник правоохранительных органов, проверяющий интернет-ресурсы на предмет нарушений законодательства. Он ищет негативный контент самостоятельно и принимает заявления от пользователей, назначает экспертизы и проверки, идентифицирует киберпреступников и выносит предписания о блокировке.
Медиаполицейский – одна из профессий будущего. Медиаполицейские призваны сделать интернет-пространство безопасным и легальным. Анонимность, доступная в Сети, часто дает преступникам ощущение вседозволенности и безнаказанности. Дело осложняют технологии и явления вроде VPN, TOR и DarkNet. Например, одна только киноотрасль в России ежегодно теряет от ₽40 млрд до ₽70 млрд из-за пиратского контента. Исследование Mail.ru Group показывает, что 60% пользователей Рунета сталкивались с агрессией в Сети, и при этом каждый пятый чувствовал себя беспомощным. Решать подобные проблемы и будут медиаполицейские.
Задачи медиаполицейских можно разбить на две группы — работа с преступлениями против конкретных людей и против государства, компаний и общества в целом. К первым можно отнести оскорбления, угрозы, кибербуллинг, сталкинг и интернет-мошенничество. Во второй категории — экстремизм, распространение ложной и потенциально опасной информации, пиратство, азартные игры, незаконный оборот алкоголя, оружия и наркотиков.
Таким специалистам не обойтись без юридического образования, умения пользоваться инструментами аналитики данных, а также развитых soft skills. Им понадобятся: знание законодательства Российской Федерации и практики правоприменения; навыки работы со специальными ресурсами и программами, которые помогут искать нарушителей; понимание устройства социальных сетей и интернет-медиа, чтобы правильно определять ответственных; знание норм этики для безболезненного общения с пользователями, ставшими жертвами; развитое аналитическое и критическое мышление для эффективной работы.
Основными инструментами медиаполицейских будут специальные программы и сервисы для мониторинга и идентификации преступников. Например, сейчас существует система «Глаз Бога», позволяющая «пробить» цифровой след любого пользователя Сети. Не исключено, что такие специалисты будут пользоваться инструментами аналитиков big data, чтобы сузить круг поисков и быстрее найти потенциально опасные сегменты интернета.
(Из «Атласа новых профессий», раздел «Безопасность»)
1. Медиаполицейский – это специалист, который:
a) проверяет интернет-ресурсы на предмет нарушений законодательства и призван сделать интернет-пространство безопасным и легальным.
b) борется с преступниками, нарушающими закон в различных сферах деятельности человека.
c) разрабатывает специальные программы и сервисы для мониторинга и идентификации преступников.
d) делает анонимность в Сети мене доступной для обычных пользователей.
2.Необходимость в людях данной профессии обусловлена тем, что
a) нужно контролировать деятельность всех граждан государства в Сети.
b) 60% пользователей Рунета сталкивались с агрессией в Сети, и при этом каждый пятый чувствовал себя беспомощным.
c) надо совершенствовать законодательство Российской Федерации и практики правоприменения.
d) необходимо создавать специальные ресурсы и программы, которые помогут искать нарушителей.
3. В чем состоят задачи медиаполицейских?
a) борьба в Сети с оскорблениями, угрозами, кибербуллингом, сталкингом и интернет-мошенничеством.
b) борьба в Сети с экстремизмом, распространением ложной и потенциально опасной информации, пиратством, азартными игры, незаконным оборотом алкоголя, оружия и наркотиков.
c) выявление в Сети вероисповедания граждан, их политических предпочтений, общественных позиций.
d) мониторинг социальных сетей с целью выявления личных взаимоотношений граждан, в том числе детей и подростков.
4.Какие знания и умения нужны для медиаполицейского?
a) юридическое образование, знание законодательства Российской Федерации и практики правоприменения ;
b) умение пользоваться инструментами аналитики данных, а также развитых soft skills;
c) навыки работы со специальными ресурсами и программами, понимание устройства социальных сетей и интернет-медиа, знание норм этики, развитое аналитическое и критическое мышление;
d) все, перечисленное выше.
5. Что будет являться основным инструментом медиаполицейского?
a) специальные программы и сервисы для мониторинга и идентификации преступников;
b) технологии и явления вроде VPN, TOR и DarkNet;
c) знание законодательства Российской Федерации;
d) умение пользоваться различными социальными сетями.
6. Какие суждения являются верными, а какие – нет?
Суждения |
Верно |
Неверно |
Медиаполицейские призваны сделать интернет-пространство безопасным и легальным. |
+ |
|
Сейчас не существует систем позволяющих «пробить» цифровой след любого пользователя Сети. |
|
_ |
Киноотрасль в России ежегодно теряет от ₽40 млрд до ₽70 млрд из-за пиратского контента. |
+ |
|
Таким специалистам можно обойтись без юридического образования, достаточно умения пользоваться инструментами аналитики данных. |
|
_ |
7. Рассмотрите внимательно рисунок. Какое отношение она имеет к профессии ИТ-генетика? Обоснуйте свое мнение. Придумайте герб данной профессии. Опишите его. Объясните свой выбор.
Литература
Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Сидорова ГА. Методические рекомендации по курсу внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ». Читательская грамотность. 5 класс. // ИСРО РАО. 2022. http://skiv.instrao.ru/