Олимпиада для школьного этапа для 9 класса состоит из двух этапов. В каждом по 5-6 заданий. Задания рассчитаны так, чтобы обучающиеся могли опираться на уже известные им литературные произведения.
ЛИТЕРАТУРА
9 КЛАСС
1 этап
№1. Сравните подстрочный перевод с немецкого стихотворения Г. Гейне и оригинальный перевод этого стихотворения, сделанный М.Ю. Лермонтовым.
Г. ГейнеСОСНАСосна стоит одиноко На севере на холодной вершине. Она дремлет, белым покрывалом Окутывают её лед и снег.
Она мечтает о пальме, Которая далеко на востоке Одиноко и молча печалится На пылающей скале. |
М.Ю. Лермонтов* * *На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна. И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой – В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет. |
№2. Укажите авторов крылатых выражений.
В минуту жизни трудную; лёгкость в мыслях необыкновенная; и в воздух чепчики бросали; пошла писать губерния; такали-такали, да и протакали.
№3. Верите ли вы, что 1) Хлестакову каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей; 2) панночка была ведьмой; 3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; 4) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; 5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе; 6) о бедной Лизе написал Н.М. Карамзин; 7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом; 8) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; 9) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; 10) Ася гуляла по Бежину лугу?
№4. Напишите размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка».
№5. Назовите подлинное имя героев.
Мисюсь, пиковая дама, капитанская дочка, мечтатель, человек в футляре; Ася; автор повестей – Белкин; соперник купца Калашникова; два кавказских пленника; герой по прозвищу Хамелеон.
№6. Соотнесите годы жизни и имена писателей.
1809-1852 А.С. Пушкин
1826-1889 Н.В. Гоголь
1799-1837 М.Е. Салтыков-Щедрин
1818-1883 М.Ю. Лермонтов
1814-1841 И.С. Тургенев
ЛИТЕРАТУРА
9 КЛАСС
2 этап
№1. Дайте интерпретацию стихотворения Ивана Бунина «Детство», используя следующие вопросы и задания или предложив свой путь анализа.
1) Каков облик лирического героя в этом стихотворении?
2) Какими способами автор выражает его чувства и настроение?
3) Как элементы художественной структуры стихотворения помогают понять его содержание?
4) В чём философский подтекст стихотворения?
Детство
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шёлк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжёлый, величавый.
Кора груба, морщиниста, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
1903-1906
№2. Найдите ошибки в определении термина басня.
Басня – жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Возникла в ХIХ веке и нашла отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева. Напишите исправленный вариант определения термина.
№3. Определите, что означают крылатые выражения. Укажите их авторов.
- Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.
- Ещё одно, последнее сказанье – и летопись окончена моя…
- Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.
- Что имеем, не храним, потерявши, плачем.
№4. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Я хочу рассказать вам» (монолог незавёрнутого крана).
№5. Допишите фамилии героев, а также укажите автора и произведение, в котором о них рассказывается:
- Николенька И…
- Алёша П…
- Маша М…
- Петруша Г…
- Акакий Акакиевич Б…
- Самсон В…
- Тарас Б…