Олимпиада для школьного этапа для 9 класса состоит из двух этапов. В каждом по 5-6 заданий. Задания рассчитаны так, чтобы обучающиеся могли опираться на уже известные им литературные произведения.

 

ЛИТЕРАТУРА

9 КЛАСС

1 этап

 

№1. Сравните подстрочный перевод с немецкого стихотворения  Г. Гейне и оригинальный перевод этого стихотворения, сделанный М.Ю. Лермонтовым.

Г. Гейне

СОСНА

Сосна стоит одиноко

На севере на холодной вершине.

Она дремлет, белым покрывалом

Окутывают её лед и снег.

 

Она мечтает о пальме,

Которая далеко на востоке

Одиноко и молча печалится

На пылающей скале.

М.Ю. Лермонтов

* * *

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

 

И снится ей всё, что в пустыне далёкой –

В том крае, где  солнца восход,

Одна и грустна на утесе горючем

Прекрасная пальма растет.

 

 №2. Укажите авторов крылатых выражений.

В минуту жизни трудную; лёгкость в мыслях необыкновенная; и в воздух чепчики бросали; пошла писать губерния; такали-такали, да и протакали.

№3. Верите ли вы, что 1) Хлестакову  каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей; 2) панночка была ведьмой; 3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; 4) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; 5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе; 6) о бедной Лизе написал Н.М. Карамзин; 7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом; 8) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; 9) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; 10) Ася гуляла по Бежину лугу?

 

№4. Напишите размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка».

 

№5. Назовите подлинное имя героев.

Мисюсь, пиковая дама, капитанская дочка, мечтатель, человек в футляре; Ася; автор повестей – Белкин; соперник купца Калашникова; два кавказских пленника; герой по прозвищу Хамелеон.

 

№6. Соотнесите годы жизни и имена писателей.

1809-1852       А.С. Пушкин

1826-1889       Н.В. Гоголь

1799-1837       М.Е. Салтыков-Щедрин

1818-1883       М.Ю. Лермонтов

1814-1841       И.С. Тургенев

 

    

ЛИТЕРАТУРА

9 КЛАСС

2 этап

 

№1. Дайте интерпретацию стихотворения Ивана Бунина «Детство», используя следующие вопросы и задания или предложив свой путь анализа.

1) Каков облик лирического героя в этом стихотворении?

2) Какими способами автор выражает его чувства и настроение?

3) Как элементы художественной структуры стихотворения помогают понять его содержание?

4) В чём философский подтекст стихотворения?

 

Детство

 

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

 

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шёлк… Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжёлый, величавый.

 

Кора груба, морщиниста, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

1903-1906

 

№2. Найдите ошибки в определении термина басня.

Басня – жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Возникла в ХIХ веке и нашла отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева. Напишите исправленный вариант определения  термина.

 

№3. Определите, что означают крылатые выражения. Укажите их авторов.

-  Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.

-  Ещё одно, последнее сказанье – и летопись окончена моя…

-  Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

- Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

 

№4. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Я хочу рассказать вам» (монолог незавёрнутого крана).

 

№5. Допишите фамилии героев, а также укажите автора и произведение, в котором о них рассказывается:

-  Николенька И…

-  Алёша П…

-  Маша М…

-  Петруша Г…

-  Акакий Акакиевич Б…

-  Самсон В…

-  Тарас Б…

Ответы

Яндекс.Метрика