Задания школьной олимпиады по литературе для 6 класса состоят из трёх этапов. В каждом этапе предлагается выполнить по 6-7 заданий.
ОЛИМПИАДА
ЛИТЕРАТУРА
6 КЛАСС
1 этап
№1. Назовите свою любимую былину. Объясните свой выбор. Вспомните и запишите былинные гиперболы, сравнения, постоянные эпитеты (по 3 – 4 примера).
№2. Сравните волшебные сказки «Конек-горбунок», «Молодильные яблоки» с мифами (например, с мифами о подвигах Геракла). Что в них общее?
№3. Из какого произведения эти фрагменты? Кто их авторы? Докажи своё мнение.
Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой. Видит девица, что тут Люди добрые живут... «Ведь это дереву вредит, - |
Ей с Дубу Ворон говорит, - Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». |
Это он, это он, Ленинградский почтальон. У него сегодня много Писем В сумке на боку … |
№4. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У каких произведений нет автора?
«Вольга и Микула Селянинович», «Девочка на шаре», «Чучело», «Новое платье короля», «Двенадцать месяцев», «Городок в табакерке», «Теплый хлеб», «Приключения капитана Врунгеля», «Дети подземелья», «Белый пудель».
№5. Вспомните и запишите произведения, в названии которых встречаются цифры.
№6. Напишите небольшое сочинение: монолог от лица учебника-хрестоматии по литературе для 6 класса.
2 этап
№1. Какие подвиги совершили эти былинные герои? Чем они отличаются друг от друга? Обоснуйте свой ответ.
Ставр Годинович, Микула Селянинович, Урал-батыр, Сасрыква, Гайавата, Василий Буслаев, Святогор, Дюк Степанович, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко, Илья Муромец.
№2. Мифологические образы и вся античная культура оказали сильнейшее влияние на развитие культуры всех европейских стран: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Марс, Венера, Меркурий, Плутон, Персей, Пегас, Орион, Андромеда (названия планет и созвездий); фрегаты «Паллада» и «Диана», крейсеры «Аврора», «Ариадна», «Минерва». Объясните эти мифологические имена и названия. Что Вам о них известно?
№3. Читая стихотворения, нужно учиться видеть настроение автора, его внутренний мир, те средства, с помощью которых создаётся каждый образ. Докажите, что вы умеете читать лирическое произведение, анализируя стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Ландыш».
В голых рощах веял холод…
Ты светился меж сухих,
Мёртвых листьев… Я был молод,
Я слагал свой стих –
И навек сроднился с чистой
Молодой моей душой
Влажно-свежий, водянистый,
Кисловатый запах твой!
№4. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения нет автора?
«Любовь к жизни», «Кладовая солнца», «Ночь перед Рождеством», «Дети подземелья», «Садко и морской царь», «Бородино», «Светлана», «Кавказский пленник», «Конёк-горбунок», «Три толстяка».
№5. С этими местами связаны события многих произведений: Блудово болото, Диканька, Итака, деревня Кистенёвка, Цветочный город, Слепая Елань, мельница, море, Кавказ, Олимп. Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места?
№6. Назовите 3-4 писателей, с помощью которых Вы узнали «следы во времени», «открыли мир вокруг», «смеялись сквозь слёзы». Что вы знаете об их творчестве?
№7. В произведении «Маленький принц» есть крылатая фраза «Мы в ответе за тех, кого приручили». Как Вы понимаете смысл этого высказывания? Приведите 3 аргумента, опираясь на свой читательский опыт.
3 этап
№1. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Марс, Венера, Меркурий, Плутон, Персей, Пегас, Орион, Андромеда, Афина, Афродита, Диана, Аврора, Ариадна, Минерва, Орфей, Нарцисс. Что Вам известно о мифологических именах? Перескажите миф об одном из них. Объясните свой выбор.
№2. Что в тексте Александра Куприна подсказывает вам, что это невыдуманный рассказ? Продолжи этот текст, написав 10-12 предложений.
Очень жаль, что меня о моём полёте расспрашивало несколько сот человек, и мне скучно повторять это снова. Конечно, в … виноват только я.
№3. Ставр Годинович, Микула Селянинович, Урал-батыр, Василий Буслаев, Святогор, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко, Илья Муромец. Выберите одного из героев, объясните его имя, дайте ему подробную характеристику, напомните, какие события произошли с ним? Как сложилась его судьба?
№4. Назовите 1-2 писателей, которые, на ваш взгляд, сочинили очень интересные произведения о далёких временах. Расскажите, что вы знаете об их жизни и творчестве?
№5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
М. ПРИШВИН
ЗОЛОТОЙ ЛУГ
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ним постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту.
- Серёжа, - позову я его деловито.
Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начнёт меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, под окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что они спать ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
- Каким настроением проникнут весь рассказ? Почему?
- Как бы вы охарактеризовали взаимоотношения братьев? Какие слова, выражения из текста помогают это понять?
- Как построен рассказ? Как в нём развивается действие?
- Определите тему и основную мысль рассказа. Прокомментируйте название рассказа.
№6. Закончите стихотворные строчки, подобрав правильную рифму. Как вы понимаете строчку «Саша садилась, летела стрелой, полная счастья, с горы ледяной»? С каким чувством рассказывает поэт о Саше и её няне? Какие ещё стихотворения о детстве вы знаете? Назовите.
Н.А. НЕКРАСОВ
САША (отрывок)
В зимние сумерки нянины ________
Саша любила. Поутру в салазки
Саша садилась, летела стрелой,
Полная счастья, с горы ледяной.
Няня кричит: «Не убейся, _________!»
Саша, салазки свои погоняя,
Весело мчится. На полном бегу
Набок салазки – и Саша в _________!
Выбьются косы, растреплется ________ –
Снег отряхает, смеётся, голубка!
Не до ворчанья и няне ________:
Любит она её смех молодой…