Задания школьной олимпиады по литературе для 6 класса состоят из трёх этапов. В каждом этапе предлагается выполнить по 6-7 заданий.

 

ОЛИМПИАДА

ЛИТЕРАТУРА

6 КЛАСС

1 этап

  

№1. Назовите свою любимую былину. Объясните свой выбор. Вспомните и запишите былинные гиперболы, сравнения, постоянные эпитеты (по 3 – 4 примера).

 

№2. Сравните волшебные сказки «Конек-горбунок», «Молодильные яблоки» с мифами  (например, с мифами о подвигах Геракла). Что в них  общее?

№3. Из какого произведения эти фрагменты? Кто их авторы? Докажи своё мнение.

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

Видит девица, что тут

Люди добрые живут...

«Ведь это дереву вредит, -

Ей с Дубу Ворон говорит, -

Коль корни обнажишь,

оно засохнуть может».

Это он, это он,

Ленинградский почтальон.

У него сегодня много

Писем

В сумке на боку …

 

 №4. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У каких произведений нет автора?

«Вольга и Микула Селянинович», «Девочка на шаре», «Чучело», «Новое платье короля», «Двенадцать месяцев», «Городок в табакерке», «Теплый хлеб», «Приключения капитана Врунгеля», «Дети подземелья», «Белый пудель». 

  

№5. Вспомните и запишите произведения, в названии которых встречаются цифры.

 

№6. Напишите небольшое сочинение: монолог от лица учебника-хрестоматии  по литературе для 6 класса.

 

2 этап

  

№1. Какие подвиги совершили эти былинные герои? Чем они отличаются друг от друга? Обоснуйте свой ответ.

Ставр Годинович, Микула Селянинович, Урал-батыр, Сасрыква, Гайавата, Василий Буслаев, Святогор, Дюк Степанович, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко, Илья Муромец.

 

№2. Мифологические образы и вся античная культура оказали сильнейшее влияние на развитие культуры всех европейских стран: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Марс, Венера, Меркурий, Плутон, Персей, Пегас, Орион, Андромеда (названия планет и созвездий); фрегаты «Паллада» и «Диана», крейсеры «Аврора», «Ариадна», «Минерва». Объясните эти мифологические имена и названия. Что Вам о них известно?

 

№3. Читая стихотворения, нужно учиться видеть настроение автора, его внутренний мир, те средства, с помощью которых создаётся каждый образ. Докажите, что вы умеете читать лирическое произведение, анализируя стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Ландыш».

                                           

В голых рощах веял холод…

Ты светился меж сухих,

Мёртвых листьев… Я был молод,

Я слагал свой стих –

И навек сроднился с чистой

Молодой моей душой

Влажно-свежий, водянистый,

Кисловатый запах твой!

 

 №4. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какого произведения нет автора?

«Любовь к жизни», «Кладовая солнца», «Ночь перед Рождеством», «Дети подземелья», «Садко и морской царь», «Бородино», «Светлана», «Кавказский пленник», «Конёк-горбунок», «Три толстяка».  

 

№5. С этими местами связаны события многих произведений:  Блудово болото, Диканька, Итака, деревня Кистенёвка, Цветочный город, Слепая Елань, мельница, море,  Кавказ, Олимп. Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места?

 

№6. Назовите 3-4 писателей, с помощью которых Вы узнали «следы во времени», «открыли мир вокруг», «смеялись сквозь слёзы». Что  вы знаете об их творчестве?

 

№7. В произведении «Маленький принц» есть крылатая фраза «Мы в ответе за тех, кого приручили». Как Вы понимаете смысл этого высказывания? Приведите 3 аргумента, опираясь на свой читательский опыт.

 

3 этап

 

№1. Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Марс, Венера, Меркурий, Плутон, Персей, Пегас, Орион, Андромеда, Афина, Афродита, Диана, Аврора, Ариадна, Минерва, Орфей, Нарцисс. Что Вам известно о мифологических именах? Перескажите миф об одном из них. Объясните свой выбор.

 

№2. Что в тексте Александра Куприна подсказывает вам, что это невыдуманный рассказ? Продолжи этот текст, написав  10-12  предложений.

Очень жаль, что меня о моём полёте расспрашивало несколько сот человек, и мне скучно повторять это снова. Конечно, в … виноват только я.

 

№3. Ставр Годинович, Микула Селянинович, Урал-батыр, Василий Буслаев, Святогор, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко, Илья Муромец. Выберите одного из героев, объясните его имя, дайте ему подробную характеристику, напомните, какие события произошли с ним? Как сложилась его судьба?   

 

№4. Назовите 1-2 писателей, которые, на ваш взгляд, сочинили очень интересные произведения о далёких временах. Расскажите, что  вы знаете об их жизни и творчестве?

 

№5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

М. ПРИШВИН

ЗОЛОТОЙ ЛУГ

 

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ним постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту.

- Серёжа, - позову я его деловито.  

Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начнёт меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, под окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я  видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что они спать ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.                                      

  • Каким настроением проникнут весь рассказ? Почему?
  • Как бы вы охарактеризовали взаимоотношения братьев? Какие слова, выражения из текста помогают это понять?
  • Как построен рассказ? Как в нём развивается действие?
  • Определите тему и основную мысль рассказа. Прокомментируйте название рассказа.

 

№6. Закончите стихотворные строчки, подобрав правильную рифму. Как вы понимаете строчку «Саша садилась, летела стрелой, полная счастья, с горы ледяной»? С каким чувством рассказывает поэт о Саше и её няне? Какие ещё стихотворения о детстве вы знаете? Назовите.

Н.А. НЕКРАСОВ

САША (отрывок)

 

В зимние сумерки нянины ________

Саша любила. Поутру в салазки

 

Саша садилась, летела стрелой,

Полная счастья, с горы ледяной.

 

Няня кричит: «Не убейся, _________!»

Саша, салазки свои погоняя,

 

Весело мчится. На полном бегу

Набок салазки – и Саша в _________!

 

Выбьются косы, растреплется ________ –

Снег отряхает, смеётся, голубка!

 

Не до ворчанья и няне ________:

Любит она её смех молодой…

 

Ответы

Яндекс.Метрика