Задания для школьного этапа олимпиады составлены для обучающихся 10 класса. Среди заданий есть сравнительный анализ стихотворения и его переводов на русский язык, работа с крылатыми выражениями, именами героев произведений. Нужно установить истинные факты и ложные утверждения. Эти задания можно использовать для проведения литературных игр и викторин.
Олимпиада по литературе
10 класс
1 этап
№1. Сравните переводы гейневского стихотворения, принадлежащие Ф.И. Тютчеву и А.А. Фету, с оригиналом.
Г. Гейне
СОСНА
Сосна стоит одиноко
На севере на холодной вершине.
Она дремлет, белым покрывалом
Окутывают её лед и снег.
Она мечтает о пальме,
Которая далеко на востоке
Одиноко и молча печалится
На пылающей скале.
Ф.И. Тютчев С ЧУЖОЙ СТОРОНЫ |
А.А. Фет * * * |
№2. Укажите авторов крылатых выражений.
Числом поболе, ценою подешевле; привычка свыше нам дана; как бы чего не вышло; и в воздух чепчики бросали; пошла писать губерния; все будут в гости флаги к нам.
№3. Назовите подлинное имя героев.
«Где ты, Мисюсь?»; Неточка Незванова; Ася; барышня-крестьянка, капитанская дочка; пиковая дама; Идиот; Ионыч; человек в футляре; станционный смотритель.
№4. Верите ли вы, что
1) члены Английского клуба, из комедии А.С. Грибоедова, собирались на «тайные собрания» по пятницам;
2) скупой рыцарь хранил богатства в 7 сундуках;
3) Хлестова драла за уши Чацкого;
4) отца Татьяны Лариной звали Сергеем;
5) Ольга Ларина была старшей сестрой Татьяны;
6) А.С. Пушкин был знаком с Пиндемонти;
7) В.А. Жуковский сочинил балладу «Лесной Царь»;
8) Н.М. Карамзин путешествовал, отправившись из Петербурга в Москву, о чём впоследствии написал книгу;
9) мальчик был у Христа на празднике;
10) человек тонул накануне Крещенья?
№5. По данному началу напишите небольшой текст и озаглавьте его.
Человечество охвачено сейчас, как я бы назвал, «вакханалией доступности». Но боюсь только, что с всеобщей доступностью сделается постепенно недоступным для нас такое понятие, как красота. (В. Солоухин.)
№6. Соотнесите годы жизни и имена писателей.
1743-1816 А.С. Пушкин
1766-1826 Г.Р. Державин
1799-1837 Н.М. Карамзин
1783-1852 М.Ю. Лермонтов
1814 –1841 В.А. Жуковский
Олимпиада по литературе
10 класс
2 этап
№1. Дайте интерпретацию стихотворения А. Фета, используя следующие вопросы и задания или предложив свой путь анализа.
1) Каков облик лирического героя в этом стихотворении?
2) Какими способами автор выражает его чувства и настроение?
3) Как элементы художественной структуры стихотворения помогают понять его содержание?
4) В чём философский подтекст стихотворения?
А.А. Фет
Весенние мысли
Снова птицы летят издалёка
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт.
Снова в сердце ничем не умеришь
До ланит восходящую кровь,
И душою подкупленной веришь,
Что, как мир, бесконечна любовь.
Но сойдёмся ли снова так близко
Средь природы разнеженной мы,
Как видало ходившее низко
Нас холодное солнце зимы?
1848 г.
№2. Найдите и объясните ошибки в определении термина ода.
«Ода – художественный троп, возникший в ХХ веке и помогающий передать мотивы личных переживаний, грустных раздумий, скорби. В русской литературе оды писали А. Фет и М. Цветаева». Напишите исправленный вариант определения термина ода.
№3. Каким был герб Царскосельского Лицея? Объясните, почему вы так думаете.
- Сова, сидящая на лире;
- двуглавый орёл, держащий в лапах свиток;
- древнегреческий философ Аристотель, протягивающий книгу.
№4. В каких произведениях русских писателей ХVIII – ХIХ вв. действие происходит в Москве или есть московские сцены? (Не менее пяти произведений разных жанров).
№5. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Я хочу сказать вам…» (монолог перегоревшей лампочки).
№6. Назовите авторов и жанры произведений:
- «Квартет»
- «Дикий помещик»
- «Скупой рыцарь»
- «Женитьба»
- «Фелица»
- «Повесть временных лет»
- «Коробейники»
№7. Определите, что означают крылатые выражения. Укажите их авторов.
- Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали.
- Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
- Друзья мои, прекрасен наш союз!
- Наделала синица славы, а моря не зажгла.