Олимпиада по литературе предназначена для обучающихся 11 класса. Она состоит из двух этапов, в которых предложено по 6-7 заданий. Все задания аналогичны тем заданиям, которые были у 10 класса.
ОЛИМПИАДА
ЛИТЕРАТУРА
11 КЛАСС
1 этап
№1. Проанализируйте стихотворение И.А. Бунина «Петух на церковном колоколе».
И.А. Бунин
Петух на церковном колоколе
Плывёт, течёт, бежит ладьёй,
И как высоко над землёй!
Назад идёт весь небосвод,
А он вперёд – и всё поёт.
Поёт о том, что мы живём,
Что мы умрём, что день за днём
Идут года, текут века –
Вот как река, как облака.
Поёт о том, что всё обман,
Что лишь на миг судьбою дан
И отчий дом, и милый друг,
И круг детей, и внуков круг,
Что вечен только мёртвых сон,
Да божий храм, да крест, да он.
12 сентября 1922 г.
Амбуаз
№2. Укажите авторов крылатых выражений.
Покой нам только снится; в карете прошлого далеко не уедешь; октябрь уж наступил; безумству храбрых поём мы песню; нет, не тебя так пылко я люблю; злых людей нет на свете.
№3. Верите ли вы, что 1) штабс-капитану Максим Максимычу было 60 лет; 2) Чичиков, въезжая в губернский город N, встретил похоронную процессию; 3) Ольга Ильинская пела для Обломова «Аve Maria»; 4) сына Любови Андреевны Раневской звали Ваней; 5) Беликов был учителем математики; 6) в поэме Блока «Двенадцать» встречаются 4 героя, которым даны имена; 7) у Маргариты, когда она встретила Мастера, были в руках желтые розы; 8) В.А. Жуковский был родственником И. Бунина; 9) А.И. Куприн получил Нобелевскую премию; 10) Вера Шеина влюбилась в телеграфиста и решила развестись с мужем?
№4. Назовите подлинное имя героинь.
«Да святится имя Твоё!»; Котик; Кити; Неточка Незванова; Кукшина; полесская ведьма; попрыгунья; дама с собачкой; леди Макбет Мценского уезда; Ася.
№5. По данному началу напишите небольшой текст и озаглавьте его.
Герои, герои, герои… Как часто думается о том, что сила рождает одну жестокость и не способна родить добро, как ядерная бомба, которая не способна ни на что, кроме как однажды взорваться. А может, есть сила добрая и есть могущество, не прибегающее к жестокости? (В. Белов.)
№6. Соотнесите годы жизни и имена писателей.
1868-1936 В.В. Маяковский
1870-1953 С.А. Есенин
1889-1966 М. Горький
1893-1930 И.А. Бунин
1895-1925 А.А. Ахматова
2 этап
№1. Дайте интерпретацию стихотворения Саши Чёрного «Утешение», используя следующие вопросы и задания или предложив свой путь анализа.
1) Каков облик лирического героя в этом стихотворении?
2) Какими способами автор выражает его чувства и настроение?
3) Как элементы художественной структуры стихотворения помогают понять его содержание?
4) В чём философский подтекст стихотворения?
Саша Чёрный
Утешение
Жизнь бесцветна? Надо, друг мой,
Быть упорным и искать:
Раза два в году ты можешь,
Как король, торжествовать…
Если где-нибудь случайно,-
В маскараде иль в гостях,
На площадке ли вагона,
Иль на палубных досках,-
Ты столкнёшься с человеком
Благородным и простым,
До конца во всём свободным,
Сильным, умным и живым,
Накупи бенгальских спичек,
Закажи оркестру туш,
Маслом розовым намажься
И прими ликёрный душ!
Десять дней ходи во фраке,
Нищим сто рублей раздай,
Смейся в горьком умиленье
И от радости рыдай…
Раза два в году – не шутка,
А при счастье – три и пять.
Надо только, друг мой бедный,
Быть упорным и искать.
1922 г.
№2. Определите, что означают крылатые выражения. Укажите их авторов.
Тришкин кафтан, демьянова уха, гомерический хохот, эзопов язык, вавилонское столпотворение, гордиев узел, буриданов осёл, дамоклов меч, нить Ариадны.
№3. Не секрет, что поэты, люди чуткие к языку, умеют «обрабатывать» известные фразы, обороты: заменяют или добавляют в них какие-то слова, включают в необычный контекст. Определите, какие строки переделаны авторами:
- Люблю я земщину, но странною любовью (М. Салтыков-Щедрин).
- Причёсываться? Зачем же? На время не стоит труда, а вечно причёсанным быть невозможно (В. Маяковский).
- Не так страшен чёрт, как его малютки; на чужую кровать рот не разевать; пуганая корова на куст садится (В. Шишков).
№4. С жизнью каких писателей связаны следующие места:
- Мелихово - Карабиха
- Тригорское - Спасское-Лутовиново
- Орёл - Тарханы
- Тула - Курск
№5. Напишите сочинение-миниатюру «Я хочу сказать вам…» (монолог компьютера).
№6. Какие герои, из каких произведений и каких авторов мечтали:
- о своём Тулоне,
- изобрести перпетуум-мобиле,
- «через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…»,
- «мне только бы досталось в генералы»,
- «в Европу прорубить окно»,
- «на Руси жить хорошо».
№7. Найдите и объясните ошибки в определении термина эпиграмма.
Эпиграмма – поэтическая фигура торжественного содержания, прославляющая царей и государственных деятелей. Возникла в ХХ веке и нашла отражение в творчестве А. Блока и А. Ахматовой. Напишите исправленный вариант определения термина эпиграмма.