В данном материале предложены задания для проведения школьного этапа олимпиады по литературе для обучающихся 5-8 классов. Всего заданий 5-6. Они разноплановые и универсальные. Конечно, необходимо выполнить анализ прозаического и поэтического текстов.
ОЛИМПИАДА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
5 КЛАСС
№1. Необитаемые острова, море, океан, пальмы, золотой песок! Многие писатели сочиняли увлекательные произведения о приключениях на море и на суше. Напишите, используя 8-10 предложений, о 1-2 таких книгах. Чем они вам интересны? Объясните свой выбор.
№2. Все вы знаете, что без присказки и сказки не бывает. Без присказки сказка, что без полозьев салазки. Напишите, что такое присказка? Хорошо ли вы их помните? Закончите присказки:
- Скоро сказка сказывается…
- Ни в сказке сказать…
- Растет не по дням…
- Дни идут за днями…
- Конь бежит…
- Что ты, молодец, не весел…
- Встаёт ранёшенько…
- Направо пойдёшь…
№3. Прочтите диалог двух солдат. Определите, какой автор придумал этих героев, как называются произведения. Выберите одного из героев, дайте ему подробную характеристику, напомните, какие события произошли с ним, как сложилась его судьба.
1-й солдат. Здорово, служивый. Куда путь держишь?
2-й солдат. Здравствуй, братец. Да вот иду домой родных проведать. А ты, видать, с войны возвращаешься? Ногу-то там потерял?
1-й солдат. Нет, я от рождения одноногий.
2-й солдат. И служишь?
1-й солдат. Служу. А как же? Наше дело солдатское. Мы и на одной ноге воюем, не жалуемся. Вот жену я себе присмотрел, да боюсь, не пойдет она за меня.
2-й солдат. Это отчего же? От такого бравого солдата да откажется?! Не может быть!
1-й солдат. Видишь ли, «она... из знатных, живет во дворце, а у меня всего-то и есть, что коробка, да и то нас в ней целых 25 солдат, не место ей там!».
2-й солдат. Э, братец, дворцы — дело наживное. Ты ведь солдат, а солдат всегда выход найдет. Вот меня чуть было не повесили, когда узнали, что я тайно с принцессой виделся, а теперь даже королем сделали и принцесса стала моей женой.
1-й солдат. Ловко! Я пока только издали могу любоваться своей красавицей из дворца.
2-й солдат. Давай-ка присядем, служивый, выкурим по трубочке, и я тебе расскажу свою историю.
№4. Марк Твен, Жюль Верн, И.А. Крылов, М.Ю. Лермонтов, К.Г. Паустовский. Напишите о 2-3 фактах из жизни и творчества одного из названных писателей.
№5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Н. Абрамцева
ТИШЕ, ПОЖАЛУЙСТА... ТИШЕ
Где-то в лесу жила-была речка. Чистая-чистая, прозрачная-прозрачная. Весь свой лес поила холодной водой. Каждому позволяла смотреться в себя, как в зеркало. Ни с кем не ссорилась, со всеми болтала. Веселая добрая речка. Так было долго.
Но однажды утром проснулась она в плохом настроении. То ли сон грустный увидала, то ли еще что случилось. Вздохнула речка печально, потянулась и зацепилась волной за корягу, поцарапалась. Совсем расстроилась речка, чуть помутнела вода.
Заметило это солнце. Решило развеселить речку. Пощекотало ее своим длинным лучиком, да как-то неудачно: сломался луч, уколол и без того поцарапанную волну. Вскрикнула речка испуганно. «Что за глупые шутки?» — подумала она обиженно.
А тут еще неприятность: кто-то больно толкнул речку копытцем. Оказывается, совсем маленький лосенок, покачиваясь на своих тоненьких ножках, пришел попить, запутался в речной траве и упал в воду, еле выбрался. Эта мелочь окончательно вывела речку из себя.
Да. Расстроенная, испуганная, обиженная речка рассердилась, разозлилась, фыркнула и… вышла из себя. Из берегов своих... Сначала осторожно, на прибрежную траву. Дальше — до первых кустов. Потом закружилась вокруг стволов деревьев. Во все стороны, дальше, дальше, дальше растекается речка... И понимает, что не то делает, а вернуться не может. И коряга не хотела царапаться, и солнечный луч нечаянно уколол, и лосенок, конечно же, не нарочно упал в воду. Все понимает бывшая речка, а теперь бесформенная мелкая лужа. Все понимает, а вернуться не может... Сорвалась... Вышла из себя. И вперед бежать не может, сил больше нет…
Качается почти стоячая вода меж кустов и деревьев. Гниют ветки, листья, трава в стоячей воде. Никто не пьет из бывшей речки, никто в нее не смотрится. Мутной, грязной, вязкой трясиной стала чистая, светлая речная вода...
Болото... Неверные кочки... Ползучие стебли... Страшные черные оконца... Болото... А была речка. Была... Добрая, веселая лесная речка. Только вот из себя вышла... Выйти каждый может. Выйти легко... Очень... Слишком даже...
Не надо кричать… и дверью хлопать не стоит... Спокойно... Зачем бить посуду?! Тише, пожалуйста... Тише...
- Понравилась ли вам сказка Н. Абрамцевой?
- Чем эта сказка интересна?
- Можно ли сказать, что у речки есть характер?
- Опишите, какой вы видите речку до того, как она вышла из себя.
- Какой она стала потом и почему?
- Используйте в своих ответах примеры из текста.
№6. Каким чувством наполнено стихотворение современного русского поэта Н. Рачкова? Почему с автором стихотворения заговаривает все живое, что встречается ему на пути? Что нам рассказывают о героях их реплики и фразы-характеристики? Каким вам представляется поэт Н. Рачков?
Николай Рачков
В ИЮЛЕ
Лето.
Липа — вся в цвету.
Подышать я к ней иду.
Подышать её озоном,
Сладким цветом и теплом.
И послушать, как со звоном
Пчёлы воздух рвут крылом.
Красный клевер у межи
Мне кричит: «Со мной дружи!»
«Никакой я не бродяжка», -
Пристаёт ко мне репей.
Чашку белую ромашка
Мне протягивает: «Пей!»
Сорванец, земли сынок,
На забор залез вьюнок:
«Ты сумел бы, ты бы смог
Из меня сплести венок?»
Шмель присел на иван-чай:
«Ай, горяч душистый чай!..»
Пролетела стрекоза:
«Вон сюда идёт гроза...»
Я бегу в сарай, под крышу,
Капли первые ловлю.
Всё, что вижу, всё, что слышу,
Я люблю! Люблю! Люблю!
ОЛИМПИАДА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
6 КЛАСС
№1. Древний мир, древние греки и римляне, князья, цари, царицы, короли и герои битв… Многие писатели сочиняли увлекательные исторические произведения о далёких временах. Напишите, используя 8-10 предложений, о 1-2 таких книгах. Чем они вам интересны? Объясните свой выбор.
№2. Все вы знаете, что миф появился в глубокой древности. Напишите, что такое миф? О чём рассказывают мифы? Хорошо ли вы их помните? Вставьте недостающие по смыслу слова.
В мифах о Геракле говорится о его подвигах.
Геракл уничтожил девятиголовую .
Расчистил конюшни.
Укротил быка.
Добыл коней .
Перескажите кратко (8 предложений) миф об одном из подвигов Геракла. Объясните свой выбор.
№3. Выберите одного из героев, объясните его имя, дайте ему подробную характеристику, напомните, какие события произошли с ним, как сложилась его судьба.
Ставр Годинович, Микула Селянинович, Урал-батыр, Василий Буслаев, Святогор, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Садко, Илья Муромец.
№4. А. Конан Дойл, Р. Киплинг, И.С. Тургенев, А.С. Пушкин, М. Пришвин. Расскажите 2-3 факта, которые вы точно знаете, о жизни или творчестве одного из названных писателей.
№5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Владимир Тендряков
ВЕСЕННИЕ ПЕРЕВЕРТЫШИ
(отрывок из повести)
Дюшка Тягунов знал, что такое хорошо, что такое плохо, потому что прожил на свете уже тринадцать лет. Хорошо — учиться на пятерки, хорошо — слушаться старших, хорошо — каждое утро делать зарядку...
Учился он так себе, старших не всегда слушался, зарядку не делал, конечно, не примерный человек — где уж! — однако таких много, себя не стыдился, а мир кругом был прост и понятен.
Но вот произошло странное. Как-то вдруг, ни с того ни с сего. И ясный, устойчивый мир стал играть с Дюшкой в перевертыши.
Он пришел с улицы, надо было садиться за уроки. Вася-в-кубе задал на дом задачку: два пешехода вышли одновременно... Вспомнил о пешеходах, и стало тоскливо. Снял с полки первую подвернувшуюся под руку книгу. Попались «Сочинения» Пушкина. Не раз от нечего делать Дюшка читал стихи в этой толстой старой книге, смотрел редкие картинки. В одну картинку вглядывался чаще других — дама в светлом платье, с курчавящимися у висков волосами.
Исполнились мои желания.
Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Наталья Гончарова, жена Пушкина, кому не известно — красавица, на которую клал глаз сам царь Николай. И не раз казалось: на кого-то она похожа, на кого-то из знакомых — но как-то недодумывал до конца. Сейчас вгляделся и вдруг понял: Наталья Гончарова похожа на... Римку Братеневу!
Римка жила в их доме, была старше на год, училась на класс выше. Он видел Римку в день раз по десять. Видел только что, минут пятнадцать назад, — стояла вместе с другими девчонками перед домом. Она и сейчас стоит там, сквозь немытые весенние двойные рамы средь других девчоночьих голосов — ее голос.
Дюшка вглядывался в Наталью Гончарову — курчавинки у висков, точеный нос...
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Красавица!.. Голос Римки за окном. Дюшка метнулся к дверям, сорвал с вешалки пальто. Надо проверить: в самом ли деле Римка красавица?
А на улице за эти пятнадцать минут что-то случилось. Небо, солнце, воробьи, девчонки — все как было, и все не так. Небо не просто синее, оно тянет, оно засасывает, кажется, вот-вот приподымешься на цыпочки да так и останешься на всю жизнь. Солнце вдруг косматое, непричесанное, весело-разбойное. И недавно освободившаяся от снега, продавленная грузовиками улица сверкает лужами, похоже, поеживается, дышит, словно ее пучит изнутри. И под ногами что-то посапывает, лопается, шевелится, как будто стоишь не на земле, а на чем-то живом, изнемогающем от тебя. И по живой земле прыгают сухие, пушистые, согретые воробьи, ругаются надсадно, весело, почти что понятно. Небо, солнце, воробьи, девчонки — все как было. И что-то случилось.
- Каким настроением проникнут весь отрывок? Почему?
- Как бы вы охарактеризовали Дюшку? Какие слова, выражения из текста помогают это понять?
- Как построен фрагмент? Как в нём развивается действие?
- Определите тему и основную мысль текста. Прокомментируйте название повести.
№6. С каким чувством рассказывает поэт о зимнем вечере? Какие картины предлагает мама вспомнить сыну? А какие картины природы больше по душе вам? Как удалось поэту выразить своё отношение к детству?
И. Бунин
* * *
Помню - долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льётся свет лампады,
Буря плачет у окна.
«Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и весёлым
Завтра утром быть опять, -
Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шёпот леса
И полдневный летний зной;
Вспомни, как шумят берёзы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»
И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.
Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грёз –
Шёпот зреющих колосьев
И невнятный шум берёз...
ОЛИМПИАДА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
8 КЛАСС
№1. Школа, учителя, родители, друзья, товарищи… Многие писатели сочиняли увлекательные произведения о Ваших ровесниках, детях или подростках. Напишите, используя 8-10 предложений, о 1-2 таких книгах. Чем они вам интересны? Объясните свой выбор.
№2. В тексте Владимира Солоухина речь идёт о памятнике литературному герою. Кого из героев предложили бы Вы? Объясните, почему?
Памятники литературным героям существуют. В Копенгагене есть знаменитая андерсеновская русалочка, в Америке есть памятник Тому Сойеру, кажется, увековечены в бронзе или камне Дон-Кихот и Робинзон Крузо...
Я задумался: кому из героев русской классической литературы наиболее естественно воспринимался бы памятник? Печорину? Дубровскому? Кому-нибудь из героев Достоевского? Толстого? Гончарова? Анне Карениной? Наташе Ростовой?
Кстати, о положительных героях того же Пушкина. Кого мы можем назвать у него вполне положительными, так сказать, идеальными героями? Как ни странно, трех женщин: Татьяну, Машу Троекурову и Машу Миронову из «Капитанской дочки». А ведь в своих положительных, идеальных героев автор вкладывает наибольшую часть себя самого!
№3. Что такое миниатюра? Попробуем ответить на этот вопрос, познакомившись с несколькими миниатюрами М.М. Пришвина. Каким видит окружающий мир Пришвин? Что он умеет замечать в природе? Каким человеком предстает он перед нами из этих миниатюр?
ЭОЛОВА АРФА
Повислые над кручей частые длинные корни деревьев теперь под темными сводами берега превратились в сосульки и, нарастая больше и больше, достигли воды. И когда ветерок, даже самый ласковый, весенний, волновал воду и маленькие волны достигали под кручей концов сосулек, то волновали их, они качались, стуча друг о друга, звенели, и этот звук был первый звук весны, эолова арфа.
ЦВЕТУЩИЕ ТРАВЫ
Как рожь на полях, так в лугах тоже зацвели все злаки, и когда злачинку покачивало насекомое, она окутывалась пыльцой, как золотым облаком. Все травы цветут, и даже подорожники, — какая трава подорожник, а тоже весь в белых бусинках.
Раковые шейки, медуницы, всякие колоски, пуговки, шишечки на тонких стебельках приветствуют нас. Сколько их прошло, пока мы столько лет жили, а не узнать, кажется, все те же шейки, колоски, старые друзья. Здравствуйте, еще раз здравствуйте, милые!
ИМЕНИНЫ ОСИНКИ
Шиповник, наверное, с весны еще пробрался внутрь по стволу к молодой осинке, и вот теперь, когда время пришло осинке справлять свои именины, вся она вспыхнула красными благоухающими дикими розами. Гудят пчелы и осы, басят шмели, все летят поздравлять и на именинах росы попить и медку домой захватить.
№4. Р. Стивенсон, Э. Хэмингуэй, У. Шекспир, Н.В. Гоголь, Л. Толстой, А. Грин. Расскажите 2-3 факта, которые вы точно знаете, о жизни или творчестве одного из названных писателей.
№5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
И.С. Тургенев
НИЩИЙ
Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!
Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи.
Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.
А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку...
— Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.
Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
— Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.
Февраль, 1878
- Чем интересно это стихотворение в прозе?
- От чьего лица ведётся повествование?
- Какое подаяние получил герой от нищего?
№6. Песня «Оренбургский пуховый платок» (музыка Г. Пономаренко) родилась, как рассказывает сам поэт В. Боков, в результате поездки в Оренбург. Там увидел он мастериц-казачек, вяжущих пуховые платки, подержал их в руках, ощутил тепло и вспомнил мать-старушку, наконец, купил ей платок и послал посылкой в подмосковную деревню Язвицы... Прочитайте стихотворение и выполните задания к нему.
Виктор Боков
ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК
В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок!
Я его вечерами вязала
Для тебя, моя добрая мать,
Я готова тебе, дорогая,
Не платок — даже сердце отдать!
Чтобы ты в эту ночь не скорбела,
Прогоню от окошка пургу,
Сколько б я тебя, мать, ни жалела,
Все равно пред тобой я в долгу!
Пусть буран все сильней свирепеет,
Мы не пустим его на порог,
И тебя, моя мама, согреет
Оренбургский пуховый платок!
1960
- К какому жанру лирики можно отнести это стихотворение?
- Удалось ли поэту выразить теплоту отношений родных людей? Какие художественные средства помогают автору в этом?
- В чём смысл повтора в первой и последней строфах?
- Восходит ли этот прием к народной песне?
- В исполнении каких певцов вы слышали эту песню?