Для проведения школьной олимпиады по литературе в 5 классе можно использовать данные материалы. Здесь представлено 4 этапа, которые содержат по 6-7 аналогичных заданий. Можно и самостоятельно готовиться к олимпиаде. В самом конце есть ответы на задания.

 

ОЛИМПИАДА

ЛИТЕРАТУРА

5 КЛАСС

1 ЭТАП

 

№1. Назовите сказку, в которой встречается такой предмет, как

яблоко, зеркало, жемчужное ожерелье, кольцо, орех, веревка, мешок.

 

 №2. Напишите сказку, героями которой стали бы предметы:

  • веник и перо,
  • ножницы и клей,
  • тряпка и мел.

№3. Из какого произведения эти фрагменты? Докажи своё мнение.

Попал Просперо в меткий

Смирительный ошейник,-

Сидит в железной клетке

Ретивый оружейник.

Еду, еду в Африку,

В милые края!

Африка, Африка,

Родина моя!

Эх, бескрылый человек,

У тебя две ножки,

Хоть и очень ты велик,

Едят тебя мошки!

 

№4. Какие пословицы и поговорки вы знаете и любите? Когда и почему вы их используете в своей жизни? Приведите примеры.

 

№5. Что сочинили писатели: Н. Носов, А. Волков, Э. Успенский, В. Драгунский; Р. Киплинг, Д. Родари, А. Линдгрен?

 

№6. Назовите героев произведений, которые, по вашему мнению, наиболее близки вашему собственному идеалу. Объясните почему.

 

№7. Многие дети считают, что читать книги неинтересно. Попробуйте переубедить такого собеседника.

 

2 ЭТАП

 

№1. Назовите сказки, в которых встречаются такие предметы:

 посох, подснежники, гном, зонтик, зернышко, шатёр, перо, гусь, платье.

 

№2. Сочините сказочный диалог, героями которого стали бы предметы:

  •  шкаф и вешалка,
  •  нитка и иголка,
  • ручка и тетрадка.

 

№3. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какой сказки нет автора?

«Пеппи Длинный Чулок», «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями», «Волшебник Изумрудного города», «По щучьему велению», «Спящая красавица», «Черная курица, или Подземные жители»,  «Приключения Алисы в Стране Чудес», «Приключения Чиполлино», «Дудочка и кувшинчик», «Каменный цветок».

 

№4. Какие  сказки вы знаете и любите? Когда и почему вы их  запомнили? Приведите примеры.

 

№5. Напишите, что бы Вы попросили у … Незнайки, Маленького Мука, Золушки, Элли, Алеши, героя повести «Черная курица, или…», Толика, мальчика из повести Ю. Томина «Шел по городу волшебник».

 

№6. Назовите писателей, которые, на ваш взгляд, сочинили очень интересные произведения. Что  вы знаете об их творчестве?

 

№7. Многие дети считают, что знать на память стихотворения совсем не обязательно. Попробуйте переубедить такого собеседника.

 

3 ЭТАП

 

№1. Конечно, Вы знаете, что в сказках героям всегда кто-нибудь чем-нибудь помогает. Вспомните и назовите 2-3 предмета, которыми дорожат сказочные герои? Почему?

 

№2. Представьте себе, мама с папой купили ковёр. Но никто не знал, что это волшебный ковёр-самолёт. Один год провисел на стене, другой. А на третий год стало ему скучно, и решил он… Придумайте небольшой текст о приключениях ковра.

 

№3. Какие приключения выпали на долю этих героев: Трубадур, Герда, Гвидон, Алиса, Пеппи, Багира, Свистулькин, Яло, Карик, Тибул? ? Как сложилась их судьба? Определите, какие авторы придумали этих героев.

 

№4. С этими местами связаны события многих произведений:

подземелье, мельница, дворец, необитаемый остров, комната под самой крышей дома, ветхая землянка, зазеркалье.

Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места?

 

№5. Назовите писателей, которые, на ваш взгляд, сочинили очень интересные приключенческие произведения. Что  вы знаете об их творчестве?

 

№6. Многие дети считают, что вести читательский дневник совсем не обязательно. Попробуйте переубедить такого собеседника, приведите не менее 3 аргументов.

 

№7. Закончите стихотворные строчки, подобрав правильную рифму. Какие ещё стихотворения о весне вы знаете? Назовите.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный ________,

Бегут, и блещут, и __________...

 

4 ЭТАП

 

№1. Представьте себе, вы неожиданно оказались на необитаемом острове! Море, пальмы, золотой песок – и никого вокруг! Расскажите, используя 5-6 предложений, какие книги вы взяли бы с собой, чтобы скрасить своё одиночество? Объясните свой выбор.

 

№2. Что в тексте Сергея Баруздина подсказывает вам, что это невыдуманный рассказ? Продолжи этот текст, написав 8-10 предложений.

Давно, когда я был мальчишкой, жила у меня ящерица. Зелёная, с синими отливами и на теле, и на длинном хвосте. Симпатичная… 

 

№3. Том Сойер, Суок, Нильс, Данило-мастер, Герда, Золушка.

Определите, какие авторы придумали этих героев. Выберите одного из героев, дайте ему подробную характеристику, напомните, какие события произошли с ним? Как сложилась его судьба?  

 

№4. Назовите 1-2 писателей, которые, на ваш взгляд, сочинили очень интересные произведения о детях. Расскажите, что  вы знаете об их жизни и творчестве?

 

№5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

И.С. Тургенев

НА ОХОТЕ

 Раз мы вдвоём с товарищем охотились на тетеревов. Нашли выводок. Матка вскочила, мы выстрелили и попали в неё; но она не упала, а полетела дальше, вместе с молодыми тетеревятами. Я было хотел пойти за ними, но товарищ сказал мне:

- Лучше здесь присесть и подманить их… Все сейчас здесь будут.

Товарищ отлично умел свистать, как свищут тетерева. Мы присели; он стал свистать. И точно: сперва один молодой откликнулся, потом другой, и вот слышим мы: сама матка квохчет, да нежно так и близко. Я приподнял голову и вижу: сквозь спутанные травяные былинки идёт она к нам, спешит, спешит, а у самой вся грудь в крови! Знать, не вытерпело материнское сердце! И тут я самому себе показался таким злодеем!..

Встал и захлопал в ладоши. Тетёрка тотчас же улетела – и молодые затихли.

Товарищ рассердился, он за сумасшедшего меня счёл. Ты, мол, испортил всю охоту!

Но мне с того дня всё тяжелей и тяжелей стало убивать и проливать кровь.

 

  • От чьего лица ведётся рассказ?
  • Выпишите и объясните те строки, которые больше всего взволновали вас при чтении.
  • Почему один из охотников захлопал в ладоши?
  • Как и почему изменилась жизнь писателя после этого случая? Запишите своё мнение.

 

№6. Закончите стихотворные строчки, подобрав правильную рифму. Как вы понимаете строчку «Скоро осень проснётся - и заплачет спросонья»? С каким чувством рассказывает поэт об осени? Какие ещё стихотворения о природе вы знаете? Назовите.

Константин Бальмонт

Осень                

 

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только ___________.

 

Стаи птиц улетают

Прочь за синее _________,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

 

Солнце реже ____________.

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся –

И заплачет спросонья.

ОТВЕТЫ

Яндекс.Метрика