Изучение большого раздела «Имя существительное» в 5 классе подходит к концу, поэтому готовимся к уроку-закреплению изученного (уроку-рефлексии).
Для этого подойдут различные тексты, цитаты в качестве эпиграфа, тестовые задания, полезные памятки, образцы написания синквейна и лингвистической сказки, табличные формы для заполнения, лист самооценки для обучающихся со шкалой перевода баллов в оценку.
На уроке прозвучит стихотворение А.А. Фета "Шёпот, робкое дыхание..." (аудиозапись).
Ребята прочтут шуточное стихотворение "Письмо" и, конечно, в поэтических текстах отметят ведущую роль имён существительных.
Письмо — ужасно сложный жанр,
В сто раз сложнее СМС —
Слова ведь нужно подобрать —
Ну, очень непростой процесс.
Зима. Снега. Мороз. Пурга.
Январь. Метель. Декабрь. Февраль.
Год новый. Праздник. Календарь.
Число. Каникулы. Прогулка.
Друзья с соседних переулков.
Ну, всё — заканчиваю строчки!
Зима. Снега. Мороз… и точка!!!
Организуем разноуровневую работу с высказыванием Л.В. Щербы.
Сущ_ствит_льным можно об_значить все: и д_бро, и зло, и любо_ь, и нен_в_с_ть, и рад_с_ть, и п_ч_ль, и с_страдание, и мил_сердие, и равн_душ_е.
Уровни заданий
• 1. Базовый уровень. Вставьте пропущенные буквы и запишите эпиграф в тетрадь. Подчеркните. Выполните синтаксический разбор предложения (используйте памятку).
• 2. Повышенный уровень. Объясните смысл эпиграфа.
Памятка
Синтаксический разбор предложения для 5 класса
1. Подчеркните все члены предложения.
2. Повествовательное, вопросительное или побудительное?
3. Восклицательное или невосклицательное?
4. Простое или сложное?
5. Односоставное или двусоставное?
6. Распространенное или нераспространенное?
7. Осложненное или неосложненное?
8. Схема.
За окном класса — зима, поэтому предложим учащимся сочинить синквейн о зимней погоде и природе. Для домашнего задания предлагаем сочинить небольшую сказку с именами существительными.
Напишите синквейн на тему «Зима».
Справка:
Синквейн происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Стихотворение-ассоциация.
Образец написания синквейна:
Школа.
Учителя, ученики.
Парты, доска, мел.
Шум, хохот, коридор, перемена.
Дом, уроки, телевизор, сон, школа.
Образец сказки «Кусака» (с употреблением глаголов)
У меня живет мурси. Это такое животное с планеты Ю-123.Её зовут Кусака. Она любит прыгать, бегать по столу, кусаться и играть. Мурси не боится ничего. Она дружит с всеми. Я очень люблю свое домашнее животное, хоть она и инопланетянка.
На уроке обязательно понадобятся обобщающие таблицы, к которым впоследствии будем не раз обращаться.
ЧАСТИ РЕЧИ
Самостоятельные части речи
№ |
Часть речи |
Что обозначает? |
На какие вопросы отвечает? |
Каким членом предложения является? Как подчеркивается? |
Пример |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЧАСТИ РЕЧИ
Служебные части речи
№ |
Часть речи |
Зачем? |
Пример |
|
|
|
|
|
|
|
|
Воспользуемся небольшим тестом с самопроверкой.
1. Какое слово в предложении является именем существительным?
Слова бывают разные-то дельные, то праздные.
А) дельные
Б) праздные
В) слова
Г) то
2. Слово «существительное» является однокоренным к слову
А) существо
Б) суши (японская еда)
В) суша (часть земли)
Г) щётка
3. Имя существительное обозначает
А) действие предмета
Б) признак предмета
В) число предмета
Г) предмет в широком смысле этого слова
4. Имя существительное — это
А) самостоятельная часть речи
Б) служебная часть речи
В) вообще не часть речи
Г) у имени существительного нет такого признака
Лист самооценки
Ученика 5 ___ класса ________________________
Этап урока |
Баллы за этап урока |
Мои баллы |
Проверка домашнего задания |
1-3 |
|
Фронтальный опрос |
1-3 |
|
Работа у доски |
1-2 |
|
Работа с эпиграфом |
1-5 |
|
Самостоятельная работа с эпиграфом |
1-5 |
|
Тест |
1-4 |
|
Итого |
Максимум баллов за урок: 22 |
|
Шкала перевода баллов в оценку
22-19 баллов –оценка «5»
18-15 баллов – оценка «4»
14-11 баллов – оценка «3»
Цели урока:
Познавательные (направленные на достижение предметных результатов)
1. Повторить понятие об имени существительном (беседа).
2. Фиксировать и преодолевать затруднения при изучении темы (работа с эпиграфом).
3. Повторить отличительные черты этой самостоятельной части речи (учебник).
4. Отличать имя существительное от других частей речи (памятка).
5. Применять полученные знания на практике (работа с текстом).
Личностные, направленные на достижение личностных результатов: дать установку на усвоение вечных ценностей (вера, милосердие, любовь).
Регулятивные, направленные на достижение метапредметных результатов: развить навык самооценки, самоконтроля, научиться корректировать свои знания на уроке.
Коммуникативные: развить речевые умения в письменной и устной форме, научиться грамотно выражать свои мысли, строить диалоговую и монологическую речь (ответ на уроке).
Ход урока
№ п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Время |
1 |
Оргмомент (мотивация к учебной деятельности) |
Приветствие. Листы самооценки |
Приветствие |
Личностные |
1 |
2 |
Проверка ДЗ |
Письмо учёному соседу. Почему нам пришлось его писать? Как надо работать? |
Чтение писем, беседа, выставление баллов в свой лист |
Познавательные, личностные, регулятивные |
3 |
3 |
Словарная работа |
Контроль |
Запись слов с проговариванием |
Регулятивные |
2 |
4 |
Мотивация к учебной деятельности |
Я хочу вам прочитать ещё одно письмо (чтение) Беседа: почему это письмо вызывает улыбку? Какие традиции жанра «письма» нарушены? |
Беседа |
Познавательные |
2 |
5 |
Повторение изученного, включение в систему знаний, изученных ранее |
Какие слова и как связаны? Что это за часть речи? Какова же тема урока? Слушание стихотворения. Беседа: Какую роль играют эти слова? Почему вы решили, что это существительные? |
Фронтальный опрос Запись даты, классной работы Выставление баллов в свой лист Отвечают на вопросы |
Познавательные, коммуникативные |
6 |
6 |
Выявление места и причин затруднения по теме |
По каким признакам? Заполнение таблиц «Самостоятельные и служебные части речи» |
Заполнение таблиц |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
3 |
7 |
Работа с учебником. Парная работа |
Контроль |
Самопроверка С.46 (2 часть) П.88 (1 часть определения) |
Познавательные |
2 |
8 |
Построение проекта и выхода из ситуации затруднения |
Что мы уже знаем? Что предстоит узнать? Запишем в тетрадь однокоренные слова. |
Презентация своих работ
|
Познавательные, регулятивные |
3 |
9 |
Реализация проекта |
А как проверить себя? Синквейн (по образцу) Слово «синквейн» - на доске, выписать в словарь |
Работа у доски Выставление баллов в свой лист |
Познавательные |
4 |
10 |
Физкультминутка |
Показывает движения |
Выполняют движения |
Регулятивные |
1 |
11 |
Включение темы в систему знаний и повторение материала |
Что говорят об имени существительном известные лингвисты? Эпиграф +памятка |
Работа в тетрадях, с ПК, выполнение заданий, разбор предложения (по памятке), выставление баллов в свой лист |
Познавательные |
10 |
12 |
Самостоятельная работа и самопроверка |
Тест (контроль) |
Выполнение теста Самопроверка (презентация) Выставление баллов в свой лист |
Личностные, регулятивные |
5 |
13 |
Рефлексия учебной деятельности |
Подсчитайте баллы |
Подсчёт баллов |
Личностные |
1 |
14 |
Подведение итогов, выставление оценок |
Выставление оценок Понравился ли урок? Всё ли мы узнали об имени существительном? Что ещё предстоит узнать? Как мы будем это делать? |
Выставление оценок Проектирование действий на дальнейшие уроки |
Личностные, познавательные |
1 |
15 |
Домашнее задание |
По выбору Лингвистическая сказка по образцу Упр.478. С.47 |
Выбирают, записывают в дневник |
Регулятивные |
1 |
Литература
1. Учебник «Русский язык», 5 класс. В 2 ч. Для общеобразовательных учреждений.- сост. Т.А. Ладыженская и др. - М.: Просвещение, 2011.
2. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. - Волгоград, Учитель, 2008.
3. Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку.- М.: Вако, 2012.
4. Львова С.И. Практикум по русскому языку. 5 класс. - М., 2005.
5. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
6. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
7. Алдакаева Н.Г. Работа над ошибками /Русский язык в школе. - 1999. - № 5. - С. 39–40.