Этот урок русского языка является завершающим, обобщающим знания и систематизирующим умения и способы деятельности по теме «Имя прилагательное как часть речи».
Обращаем пристальное внимание на орфоэпические, лексические, грамматические нормы имён прилагательных.
При подготовке к такому уроку нужно продумать свои действия на каждом этапе с учётом возможных ситуаций, требующих импровизации и коммуникации.
Сам урок, как и подготовка к нему, состоит из нескольких этапов.
Этапы подготовки к уроку
1. Определение нового. Чётко определено, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это понятие о нормах употребления имени прилагательного в речи.
2. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке создаётся через такой этап урока, как «Синтаксическая пятиминутка». Эпиграф (слова Владимира Деткова) можно обыграть так, чтобы в дальнейшем работа над предложением привела к задуманному результату. Ученики самостоятельно формулируют проблему урока, его тему, цели (в виде «незаконченных предложений» и вопросов).
3. Планирование действий. Когда проблема урока сформулирована, начинается основная его часть — коммуникация. Например, выдвижение версий, актуализация ранее полученных знаний (понятия: «нормы речи», «виды норм»; основные сведения об имени прилагательном), выполнение ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.
4. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо сформулировать свой вывод по проблеме (форму понятия), к которому при помощи учителя ученики приходят сами, выбрать источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы. Для этого нужно организовать работу с текстом упражнений, рисунками из учебника, чтобы логически вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки.
5. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что продумано возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Каковы же особенности норм употребления имени прилагательного в речи?»
6. Планирование заданий для применения нового знания. Задания имеют проблемный характер, нацеливают ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагают индивидуальную и парную работу.
Цели урока:
- обучать правильному и обоснованному выбору прилагательных-паронимов;
- способствовать развитию орфографической и пунктуационной зоркости;
- обогащать словарный запас обучающихся, применять полученные знания в жизненной речевой практике;
- расширять знания о произведениях курских писателей;
- развивать коммуникативные умения, правильно употреблять прилагательные в речи.
Сценарий урока
1. Приветствие
Учитель: Добрый день, ребята! С каким настроением вы пришли в школу на урок?
Поднимите руку, кто на сегодняшнем уроке будет грамотно писать? Поднимите руку, кто будет отвечать у доски?
Пусть нам всем урок русского языка принесет радость взаимодействия друг с другом, потому что язык — это основное средство общения. Я уверена в том, что наш урок пройдет интересно, и у вас будет прекрасное настроение.
2. Оформление тетрадей: дата, классная работа
3. Проверка домашнего задания. Нужно было составить словарный диктант (10 слов) на темы «Правописание Ь знака после шипящих в краткой форме имён прилагательных», «Правописание окончаний и имён прилагательных».
Ученик записывает диктант с пропусками на доске.
4. Синтаксическая пятиминутка. Эпиграф к уроку записан на доске.
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, составьте схему предложения (схему рисует один ученик у доски).
Гибок, б…гат, пр…красен и сказочен при всех своих (не)с…в…ршенствах язык каждо…о народа. В. Детков
5. Работа со словарным диктантом, составленным учеником.
О чём слова писателя? (Любые несовершенства языка не делают язык менее прекрасным).
Какое отношение они имеют к теме урока? (Тема урока связана с именем прилагательным).
Какова тема нашего урока? (Формулируют и записывают тему урока). (Слайд № 1)
Презентация к уроку
Скачать и посмотреть презентацию к уроку.
6. Учитель: А теперь по опорным фразам сформулируйте цели нашего урока.
Формулируют цели урока (Слайд № 2)
1. Повторить изученное об… (имени прилагательном).
2. Учиться правильно ...(употреблять имя прилагательное в речи).
3. Определить роль (имён прилагательных в тексте, в речи.)
4. Научиться (грамотно говорить и писать).
5. Вспомнить, что такое (культура речи).
6. Вспомнить, что такое (норма).
7. Вспомнить, какие (речевые нормы) существуют.
(Слайд № 3)
На доске магнитами прикрепляются листы с перечисленными видами речевых норм: орфоэпическими, грамматическими, лексическими, орфографическими.
Вспомним, что значит каждая из них.
Этимологическая справка на тех же листах по образцу: греч.(лат.) ОРФО+ЭПОС, ЛЕКСИКОС, ГРАММАТИКОС. (Слайд № 4)
Итак, что мы будем делать сегодня? (Учиться правильно употреблять имена прилагательные в речи).
Как? (Выполнять практические задания…) Зачем? (Чтобы быть грамотными). Только сегодня? (Нет, всегда).
7. Музыкальный фрагмент «В гостях у сказки»
Учитель: Вы узнали эту мелодию?
Русский язык, по мнению В. Деткова, сказочен, даже, когда несовершенен. Давайте сегодня отправимся в путешествие в сказочную страну, чтобы проверить это утверждение. И главными героями этой сказки будете вы и имена прилагательные, а наш классный кабинет станет на время урока сказочной "выручай-комнатой". (Слайд № 5)
Что это за комната? В этой комнате, как известно, всегда много разных предметов, которые очень нужны именно в данный момент. И предметы эти интересные и загадочные. Что нам поможет разгадать тайны этой комнаты?
Итак, предмет первый: Учебная, контрольная, тонкая, неряшливая, аккуратная... (Это тетрадь). (Слайд № 6)
Как вы догадались? (Имена прилагательные помогли).
Почему вдруг в "выручай-комнате" оказалась тетрадь? Какое отношение наша тетрадь по русскому языку имеет к теме урока? (Мы часто делаем речевые ошибки в сочинениях).
А как называется человек, который исправляет ошибки?
РЕДАКТОР, КОРРЕКТОР (Слайд № 7)
Предлагаю Вам немного побыть в роли редакторов.
Упражнение № 1. Исправьте ошибки в употреблении имён прилагательных, допущенные учениками в сочинениях. Какие сказки встретились в упражнении?
Парная работа.
Какие нормы в упражнении были нарушены? (Грамматические).
1) Для гадкого утенка это был самый лучший, самый воспоминательный день. 2) Идет Аленушка лесами дремучими, болотами вязкучими. 3) Иван-царевич был смелый и вольнолюбный человек. 4) Буратино всегда спокойно относился к своей бездельной жизни.
Предмет второй: лазерный, компьютерный, новый... (СД-диск). (Слайд № 8)
«Интервью» (видеофрагмент).
Скажите, все ли сказанное вашими одноклассниками было правильно? (Нет).
А что не так? (Нарушены речевые нормы).
Какие? (Грамматические и орфоэпические).
Упражнение № 2. Прочитайте по ролям диалоги сказочных персонажей. Вставьте пропущенные буквы там, где это необходимо. Будьте внимательны при произнесении подчеркнутых прилагательных. В случае затруднений обращайтесь к ________________ и _________________ словарям. Угадайте, из каких сказок эти диалоги?
1.- Привет, Незнайка!
- Привет, Звездочка! Почему ты такая скучная?
- Нет, я не скучная. Я грус..ная.
- А это разве не одно и то же?
2.- Гарри, это опас..ная идея!
- Гермиона, мне всегда были близки опас…ные идеи!
- Ну, что ж, если это для тебя эта игра так важна…
- Вот увидишь, выиграть будет легче, чем в прошлый раз!
3.- Дюймовочка, укройся этим мя…ким одеялом!
- Спасибо, Ласточка, ты очень добра!
Учитель: Какие нормы употребления в речи прилагательных нам встретились?(Орфоэпические, орфографические).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Если я допускаю ошибку в употреблении или произношении имени прилагательного, вы приседаете, если всё правильно — поднимаете руки.
МузЭйный*, кУхонный, кухОнный, красивше, красИвее, красивЕЕ, компьютЕрный, лазЕрный, лазЭрный, более интересный, более интереснее, удачный день, удачный человек, удачливый человек, удачливый день.
*Большие буквы обозначают неправильное произношение слов (наременно даётся ошибочный вариант на распознавание нормы).
Учитель: Какие нормы были нарушены в последних словосочетаниях? (Лексические).
Предмет третий: Новый красочный, интересный, учебный, библиотечный... (Учебник). (Слайд № 9)
Упражнение № 649. С. 112. Работа с картинками учебника. Выполнение упражнения (по вариантам, 2 человека у доски).
(Паронимы — слова, похожие, близкие по написанию, но разные по значению). (Слайд № 10)
Запись в словарики.
Предмет четвертый: гусиное, острое, писательское... (Перо). (Слайд № 11)
Учитель: Представьте себе, что вы стали писателями-сказочниками. Прочитайте отрывок известной сказки.
Упражнение № 3. Отрывок из какой сказки перед вами? Каких частей речи не хватает в тексте?
В городе, где столько домов, что не хватает места хотя бы на садик, а потому большинству жителей приходится довольствоваться цветами в горшках, жили двое детей. И садик у них был чуть побольше горшка. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра. Родители их жили в каморках под крышей в двух домах. У родителей было по ящику, в них росла зелень для приправ и кусты — по одному в каждом ящике. Гирляндами спускался из ящиков горох, кусты заглядывали в окна и сплетались ветвями.
Допишите, текст, используя прилагательные, данные ниже. Что изменилось? Для чего в речи нужны имена прилагательные? Найдите группу синонимичных прилагательных. Найдите антонимы.
Парное задание.
В ____________городе, где столько домов, что не хватает места хотя бы на_______________ садик, а потому большинству жителей приходится довольствоваться__________________ цветами в горшках, жили двое _________________детей. И садик у них был чуть побольше__________________ горшка. Они не были братом и сестрой, но любили друг друга, как брат и сестра. Родители их жили в _______________каморках под крышей в двух_____________домах. У родителей было по___________ящику, в них росла зелень для приправ и _____________кусты-по одному в каждом ящике._________________гирляндами спускался из ящиков горох, ____________кусты заглядывали в окна и сплетались____________ветвями.
Слова для справок: большой, маленький, комнатный, бедный, цветочный, крошечный, соседний, деревянный, розовый, зелёный, пышный, тонкий.
Учитель: Наше пребывание в "выручай-комнате" подходит к концу. Скажите, помогали ли нам прилагательные отгадывать предметы, выраженные именами существительными?
Выполним следующее упражнение. (На слайдах появляются отгаданные предметы).
Упражнение № 4. Отгадайте загадки. Определите разряд имён прилагательных. (Один человек у доски). (Слайд 12)
1) Чёрный Ивашка, деревянная рубашка, где носом поведёт, там заметку кладёт.
2) Земля беленькая, птички на ней чёрненькие.
3) Спелое, круглое, сочное.
4) Умные, активные, дружелюбные.
Учитель: Мы хорошо поработали. Для того чтобы проверить ваши знания по уроку, выполним в тетради небольшой тест «Проверь себя». (Слайд 13)
Тест с самопроверкой «Проверь себя»
1. Найдите ошибку в употреблении имени прилагательного:
1) Более лучше
2) Самый хороший
3) Красивее
4) Больнее
2. В каком слове неверно выделен ударный звук?
1) КрасИвее
2) Она бледнА
3) Штора длиннА
4) КухОнный нож
3. Найдите ошибку в употреблении паронимов:
1) Дружный коллектив
2) Старый человек
3) Удачливый день
4) Лирический герой
4. В каком предложении вместо слова ЗАПАСНОЙ нужно употребить ЗАПАСЛИВЫЙ?
1) На одной из автобусных дверей была надпись — «ЗАПАСНОЙ выход»
2) На случай затруднения необходимо всегда иметь ЗАПАСНОЙ вариант.
3) Хомяк был очень хитрым и ЗАПАСНЫМ.
4) У тебя есть ЗАПАСНАЯ ручка?
Учитель: Наш урок подошёл к концу. Подведём итоги.
Рефлексия. (Слайд 14)
Закончите фразу:
Я сегодня узнал, что…
Мне еще непонятно….
Я хотел бы узнать еще о…
Чтобы не допускать ошибок в речи, надо…
Если я сомневаюсь в постановке ударения, то я….
Было интересно…
Я выполнял(а)…
Я понял(а), что…
Теперь я могу…
Я почувствовал(а), что…
Я приобрёл(а)…
Я научился/научилась…
У меня получилось…
Я могу…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
- Поднимите руку, кто сегодня активно работал на уроке?
- Какие этапы урока показались вам особенно плодотворными? Почему?
- Кто понял, что тему урока закрепил прочно?
- Понравился ли урок?
- Какое задание было сложным для вас?
- Поднимите руку, у кого на уроке было хорошее настроение?
Домашнее задание: придумайте свою загадку, состоящую из имён прилагательных; упр. 652. С.113. (Слайд 15)
Итоги урока. Оценки.
Учитель: На прощание позвольте прочитать стихотворение Т. Егоровой (Слайды 16-17)
Очень занимательное —
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы "прекрасное",
Не скажем "безобразное"
Не скажем маме "милая,
Красивая, любимая".
Отцу, и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ные.
Материал для анализа урока
Новое в работе учителя |
Деятельность учителя, работающего по ФГОС |
Педагогические технологии |
Личностно-ориентированное обучение (учёт позиции каждого ученика в процессе коммуникации), обучение в сотрудничестве (парная работа), проблемное обучение (решение проблемной задачи о видах норм употребления имени прилагательного в речи) |
Методы |
- эвристический - сравнения |
УУД |
- предметные (знают признаки прилагательного, выделяют его в тексте, умеют проводить анализ речевых ошибок, выполнять синтаксический разбор) - метапредметные: - личностные: оценивают собственную учебную деятельность, вспоминают жанр «сказки», выражают собственное отношение к высказыванию; - познавательные: структурируют знания, пользуются различными источниками информации; - регулятивные: планируют свои действия, корректируют деятельность на основе оценки характера ошибок, оценивают уровень владения материалом; - коммуникативные: сотрудничают друг с другом, используют диалогическую, монологическую речь, оценивают свой ответ и ответ одноклассника. |
Формы работы на уроке |
Преимущественно парная и индивидуальная |
Форма организации урока |
Урок-сказочное путешествие |
Нестандартное ведение урока |
Использование «Листов-опросников» при парной работе, использование теста с самопроверкой, использование мультимедийных средств обучения |
Материал урока |
Создаётся учителем и обучающимися (дети изготавливают учебный материал, заполняя личные листы-опросники, создавая памятки) |
Результат обучения |
Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные. Ориентир на самооценку обучающегося. |