Данный урок проводился 15 мая, этим объясняется его форма.
Напомним: 15 мая – Международный день медсестры. По ходу урока анализируются и записываются в словарики словарные слова тематической группы "медицина".
В основе урока материал раздела "Местоимение". Шестиклассники уже научились определять разряды местоимений, знают их отличительные признаки, применяют правила написания слов.
Цели урока
1. Образовательные:
- обобщение и систематизирование знаний по теме «Местоимение»;
- расширение кругозора учащихся;
2. Развивающие:
- активизация самостоятельной деятельности;
- развитие познавательной активности;
3. Воспитательные:
- воспитание коммуникативных навыков;
- воспитание интереса к предмету.
Ход урока
1. Слово учителя
– Я проверила ваши работы и обнаружила странные симптомы: покраснение тетрадей, "побледнение" чернил до полного исчезновения домашней работы, вирусные палочки и галочки на полях. Я поставила диагноз: у вас "заболело" местоимение. Следуя народной мудрости «Болен – лечись, здоров – берегись», сегодня проведём лечебно-профилактический урок-обобщение по теме «Местоимение».
Заведём амбулаторную карту, соберём анамнез, поставим диагноз и найдём лекарство. А пока запишем число, тему, выделим место для «амбулаторной карты» (столбик со словарными словами пополняется по ходу урока).
Я буду медицинской сестрой, тем более что сегодня отмечается Международный день медсестры (с 1969 года). Врачом же станет «великий, могучий, правдивый и свободный» русский язык. Именно его законы помогут нам выполнить наши задачи.
2. Аналитическая работа
Сбор «анамнеза».
– О каком пациенте идёт речь?
Устное высказывание на лингвистическую тему «Местоимение как часть речи».
– Выясним условия, в которых живёт пациент.
Работа с текстом (запись под диктовку, взаимопроверка, определение разряда и синтаксической роли каждого местоимения в тексте).
Опрос даёт начальное представление о недуге, которым страдает пациент. Если больной обратился впервые, врач задаёт вопрос о том, что делалось для облегчения страданий.
– Выясняем случаи «затемнения» постановки диагноза.
– При определении разряда и синтаксической роли местоимения обязательно учитываем вопрос к местоимению и смысл предложения.
3. Лингвофизминутка (повторение слитного и раздельного написания):
слитно – хлопаем;
раздельно – приседаем;
через дефис – руки вверх.
Некто, кое о чем, кое-чему, кое с кем, что-нибудь, некоторый, чьи-нибудь, кое из кого, не у кого, никому, кое-кому, несколько.
- Садимся на места и записываем местоимения, которые запомнили, объясняем правописание.
4. Работа с текстом на карточке (списать, расставить знаки препинания, объяснить их графически):
Трудно представить что такая простая и (не)обходимая процедура, как умывание лица, имеет свою курьёзную историю. В XVIII веке например необходимо было сп…циальное предписание врача. С его помощью можно было заставить францу…кого короля Людовика XV умыт…ся. Во Франции в те времена считалось что после умывания водой лицо ст…новит…ся чу…ствительным к холоду грубеет и летом сильно заг…рает. Французы защ…щая красоту своего лица лишали его гигиенической процедуры считающейся у нас естественной.
– Разряд какого местоимения можно определить только в тексте? (Его помощью, лишали его).
– Какие ещё местоимения можно перепутать? (Самого).
Давайте проверим, не путаемся ли мы.
От врача ждут улыбки – самого лучшего лекарства. Самого же врача этой мелочи лишают.
5. Итоги урока + рефлексия:
Мне было легко…
Мне было трудно…
Мне нужно…
6. Домашнее задание
– Мини-сочинение со словами из амбулаторной карты с индивидуальным грамматическим заданием (определяется учителем).
- Морфологический разбор местоимений из своего сочинения, определение разрядов по значению и соотнесению с той или иной частью речи, определение синтаксической роли, употребление местоимений определённого разряда.