Земля - лоскутное одеяло

Цель творческой мастерской – сформировать у обучающихся ценностное отношение к национальным традициям, ремёслам, родной природе, литературе, истории своей «малой родины» и России в целом.

Именно поэтому выбор типа мероприятия "творческая мастерская" был не случаен.

Творческая мастерская стимулирует работу учеников, дарит им радость открытия мира и своих возможностей, создаёт условия для ощущения свободы в сознании и творчестве.

Непременным условием для любой творческой мастерской является проблемность материала, учащиеся получают возможность пережить творческий прорыв и открытие. Уже полученные литературные знания по произведениям курских писателей и поэтов мы дополнили новым информационным материалом на основе прочитанного текста рассказа Евгения Носова «Лоскутное одеяло».

Творческая литературная мастерская

6 класс

«Краски родной земли…»

(по рассказу Е.И. Носова «Лоскутное одеяло»)

 

У каждого человека – своя малая родина,

и её приметы тоже разные…»

Е.И. Носов

Цели:

- познакомить с разными видами национальных курских ремёсел;
- создать в финале мероприятия собственные творческие работы и изделия рукоделия;
- научить применять полученные знания краеведческого материала на практике;
- развить интерес к литературе Курского края, национальным традициям, ремёслам;
- развить умения групповой и индивидуальной (самостоятельной поисковой) работы;
- сформировать у обучающихся ценностное отношение к родной истории, литературе, культуре.

Основные понятия: «малая родина», «краеведение», «кластер», «пэчворк».

Оборудование:

- ПК; презентация, аудио- и видео-материалы;
- портрет Е.Носова;
- текст рассказа Е.Носова «Лоскутное одеяло»;
- конверты с заданиями и материалами для групповой работы;
- ватманы (для выполнения групповых заданий), ватман для итоговой рефлексии;
- ремесленные изделия  (сундук, лоскутное одеяло);
- раздаточный материал для каждой группы;
- лоскутки тканей разного цвета;
- подставки с названиями групп: ХУДОЖНИКИ, УМЕЛЬЦЫ, ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ, КРАЕВЕДЫ.

Структура урока:

1) Организационный этап. Распределение по группам.
2) Мотивация к познавательной деятельности, объяснение выбора формы занятия.
3) Совместное формулирование темы мероприятия.
4) Планирование деятельности.
5) Актуализация  уже имеющихся знаний, толчок к творческой деятельности.
6) Чтение, анализ и обсуждение текста произведения путём смысловых, звуковых и цветовых ассоциаций.
7) Побуждение к новым формам творческой самореализации.
8) Подведение итогов.
9) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия): самоанализ действий, чувств, открытый.

 

Ход мероприятия

 

1. Организационный этап.

Цель: организовать начало совместной работы.

- Добрый день, дорогие друзья! Сегодня наша встреча не совсем обычна. В начале недели вы получили предметы, которые хранились в сундучке неизвестного курского ремесленника. Они, казалось бы, никак не связаны друг с другом. Но это только на первый взгляд. Посмотрите на них внимательно.

Распределение по группам.

- Те, кто держит в руках предметы, связанные с живописью, изобразительным искусством, занял места за столом с надписью  «ХУДОЖНИКИ». Те, у кого в руках предметы, связанные с литературой, книгой, сочинительством, занимают места за столом «ЛИТЕРАТУРОВЕДЫ». Группа предметов, связанных с историей, краеведением, определила ваше место за столом «КРАЕВЕДЫ». И, наконец, те, у кого в руках предметы, связанные с рукоделием, ремеслами, заняли места за столом «УМЕЛЬЦЫ». Итак, начинаем.

2. Мотивация к познавательной деятельности, выбор формы занятия. Включение в работу.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на познание, создание ситуации успеха.

- Наш класс сегодня превратится в ГОРОД, а вы станете его славными жителями. Вы узнаете, кто был опорой любого края России, кто создавал города, о том, что Курск славился своими мастерами-ремесленниками. И поэтому название нашего города... Какое?

- Город мастеров!

- Давайте вспомним основные положения «Кодекса работы в группах» (у каждого на столах памятка).

Кодекс работы в группе:

1. Внимательно читать задание.
2. Быть тактичным и доброжелательным.
3. Выбрать лидера группы, согласовывать действия с командой и лидером группы, помогать друг другу в случае затруднений.
4. Подавать сигнал учителю об окончании совместной работы.
5. Помнить о правиле «мушкетёров».

- Отлично, теперь мы можем начать нашу работу, с которой, я уверена, мы справимся, и получим огромное удовольствие от совместного общения.  

3. Совместное формулирование темы мероприятия.

ЦЕЛЬ: спланировать  дальнейшую деятельность.

Формулировка темы, планирование дальнейшей деятельности, работа в группах.
После ответа детей открывается слайд с названием темы мероприятия.

Звучит песня «Курский вальс», музыка стихает.

- Однажды известный курский писатель сказал, что «свою малую родину важно  увидеть с высоты птичьего полета, но подниматься в небо для этого на аэроплане необязательно». Доказывал это утверждение он постоянно, ведь его рассказы были слышны во всех пределах не только нашего Курского края, но и там, где только обитала славянская душа.

- О каком курском писателе идёт речь?

Версии обучающихся.

- Действительно, речь идёт о замечательном курском писателе Евгении Носове.

- Обратимся к эпиграфу. О чём говорит писатель?

- О «малой родине».  

- Предлагаю работу нашего славного Города мастеров провести под девизом: «У каждого человека – своя малая родина, и её приметы тоже разные». Попробуем разобраться в значении понятия «малая родина». Какое место, по вашему мнению, может считаться «малой родиной»?

- В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «малая родина» трактуется так:  МАЛАЯ РОДИНА - это место рождения, происхождения.

4. Планирование деятельности.

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Дети формулируют цель урока после ответов на поставленные вопросы, планируют свою деятельность.

- Наша «малая родина» - город Курск. Многие из нас здесь родились и выросли. А знаете ли вы, сколько лет исполнилось Курской области совсем недавно?

- Как изменился наш город за 80 лет?

- Отличается наш край от сотни других? Чем он славен?

- Какие люди прославили наш город?

- Почему важно знать нам, современным людям, историю нашей «малой родины»?

- Постараемся дать ответы на эти вопросы после того, как поработаем в мастерской нашего Города мастеров.

5. Актуализация уже имеющихся знаний, толчок к творческой деятельности.

ЦЕЛЬ: актуализировать знания детей (творчество Е. Носова, история города Курска).

Выступление групп. Самоанализ, анализ выступлений обучающимися групп.

- Что мы знаем о писателе нашей «малой родины» Е. Носове?

- Предоставим слово группе "литературоведов", которые подготовили рассказ о жизни и творчестве Е.И. Носова.

Сообщение группы "ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ":

Евгений Носов родился 15 января 1925 года в семье потомственного мастерового, кузнеца в селе Толмачёво, недалеко от Курска. Именно ремесло отца с рождения определило отношение Е. Носова к  курским традициям и мастерству курян.

Евгений иванович ушёл на фронт. В боях был тяжело ранен и 9 мая 1945 встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал в рассказе «Красное вино победы». После войны уехал в Среднюю Азию, работал художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу. Был принят в Союз писателей.

Первая его книга - "На рыбачьей тропе" (в 1959 году) посвящалась природе родного Курского края. Курщина будет присутствовать в большинстве его произведений. Люди, не мыслящие для себя жизни без своей «малой родины», были любимыми героями писателя.

Умер Евгений Иванович в Курске 13 июня 2002 года. В 2005 году вышло собрание сочинений Е.И. Носова в 5-ти томах. Одним из самых ярких произведений пятитомника является рассказ «Лоскутное одеяло».

- Какие факты из жизни Е.И. Носова вы запомнили?

- Это лишь малая часть того, что можно рассказать о нашем замечательном земляке. Предлагаю позже познакомиться с книгами о жизни и творчестве писателя, представленными на нашей книжной выставке.

Обращение к выставке книг о жизни и творчестве Е.И. Носова.

- Евгений Иванович очень любил свою «малую родину», в течение всей жизни изучал её историю.

- А всё ли мы знаем о нашей «малой родине», Курском крае? Ответить на этот вопрос нам поможет группа «краеведов».

ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУППЫ «КРАЕВЕДОВ»:

У каждого народа - своя история. Древний Курский край с его соловьиными трелями - часть славной истории русского народа. Курск знаменит своей древней историей, традициями и знаменитыми историческими событиями, ведь основан он был в 1097 году. Мы предлагаем участникам остальных групп ответить на вопросы небольшой викторины о Курском крае, которые мы подготовили.

Вопросы выводятся на экран.

- Почему Курскую область называют соловьиным краем?

- Как выглядит герб нашего города?

- Почему Курск получил такое название?

6. Чтение, анализ и обсуждение текста произведения путём смысловых, звуковых и цветовых ассоциаций.

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

Работа с текстом произведения. Создание вопросов группой обучающихся к классу. Аналитическое чтение рассказа. Построение ассоциативного ряда.

- Докажите, используя текст рассказа Е. Носова «Лоскутное одеяло», который мы недавно читали, что Курск был пограничным торговым городом.

- "Тут под самую Троицу вот тебе китайцы-коробейники с товарами..."

- Какие исторические события описаны курским писателем в рассказе «Лоскутное одеяло»?

- "А привёз он её аж с войны германской. А тут вскорости царя спихнули, революция началась. Мне не нравится, что дедушку выпроводили из Питера и что он, оказывается, не участвовал в штурме Зимнего дворца".

- Что же, по-вашему, символизирует лоскутное одеяло в рассказе Е. Носова?

Версии обучающихся.

На доске открывается первый элемент кластера: ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО - СИМВОЛ ИСТОРИИ.

7. Побуждение к новым формам творческой самореализации.

ЦЕЛЬ: применять новые знания в новых условиях.

Дети учатся выстраивать ассоциативный ряд, сравнивают уже имеющиеся знания по теме с новой информацией.

ФИЗМИНУТКА.

Включается аудиозапись «Полёт птицы».

- А теперь закройте глаза, займите удобную для вас позу, представьте, что у вас за спиной выросли крылья, вы парите над землей, поднимаясь всё выше и выше. Под вами огромные просторы курских полей, лугов, лесов. Вы видели это не раз, но с высоты птичьего полёта впервые.

Музыка стихает. Дети открывают глаза.

- Скажите, что вы чувствовали, когда слушали музыку? Почему вы сидели расслабленно, откинувшись на спинку стула, а не так, как обычно на уроке?

- Действительно, музыка располагает к спокойствию, преодолению внутреннего напряжения.

- Почему именно с высоты, по мнению Е. Носова,  надо смотреть на родную землю?
(Ответы обучающихся).

- Верно, широта восприятия с высоты окружающего мира увеличивается, как при съёмке фильма.  

- Что вы видели, когда закрыли глаза, какой представляли себе нашу землю, землю Курского края?

- Какие цвета возникли в вашем воображении? Что они символизируют?

- Вот и пришло время для следующей группы нашего города Мастеров – группы "художников".

Группа "ХУДОЖНИКОВ".

На доске висит ватман, дети наклеивают разноцветные квадраты цветной бумаги, принимая предложения от обучающихся остальных групп: коричневый - земля, жёлтый - поле одуванчиков, темно-зелёный - лес и луг, бледно-зелёный - поле неубранной пшеницы, синий - небо, вода.

- Посмотрите, на что же похожа наша земля с высоты птичьего полёта?

(На лоскутное одеяло.)

- А какие цветные лоскутки встречаются в рассказе Е. Носова «Лоскутное одеяло»?

"Этот вот косяк-то, который с колокольцами в паре, видишь, по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу, это от дедушкиной рубахи".

Учитель добавляет лоскуток к остальным.

- Символом чего является лоскутное одеяло?

Ответы учеников (Лоскутное одеяло - символ природы родной земли.)

На доске начинает образовываться кластер: ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО - СИМВОЛ ПРИРОДЫ.

- Е.И. Носов не раз говорил: «Русское национальное ремесло абсолютно правдиво».

- Какие же ремёсла процветали в Курском крае? Перед вами на столе лежат конверты с фотографиями. В течение нескольких минут рассмотрите фото и определите названия ремёсел, традиционных для Курского края.

- Не забудьте подать сигнал о готовности группы. Обращайте внимание на часы (висят в классе). Время пошло.  

Выполнение задания.

Обучающиеся называют ткацкое ремесло, кузнечное дело, гончарное искусство, изделия из лоскутков.

- А какое ремесло было в Курском крае самым распространённым и почему? Разобраться в этом нам поможет группа «умельцев».

Выступление группы "УМЕЛЬЦЕВ":

Одеяло из лоскутковСамым распространённым видом женского рукоделия Курском крае было создание одеял из лоскутков. Кусочки ненужной ткани, разные по фактуре, цвету, размеру бережно хранились в деревянных сундуках. Зимними долгими вечерами курские мастерицы сшивали их крепкими шерстяными нитями. Это ремесло не исчезло до сих пор, оно очень популярно и сейчас.

Пэчворк, от англ. patchwork — «одеяло, из разноцветных лоскутов» — вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани (лоскутков).

- У вас на столах лежат лоскутные одеяла. Попробуйте растянуть своё одеяло. Передавайте его друг другу. Растягивайте. Можете ли вы его порвать? Почему?

(Ответы обучающихся.)

- Что же ещё символизирует лоскутное одеяло в рассказе Е. Носова?

(Ответы обучающихся.)

На доске образуется 3-й элемент кластера - ЛОСКУТНОЕ ОДЕЯЛО - СИМВОЛ СВЯЗИ ПОКОЛЕНИЙ.

8.  Подведение итогов.

ЦЕЛЬ: обобщить, сделать выводы.

Ученики обобщают полученные знания, делают выводы.

- Почему же нам, современным, мобильным, живущим в век компьютерных технологий людям, важно знать историю родного города?

(Варианты ответов.)

- Сейчас вы сделали маленькое, но открытие. А открытия не делаются на пустом месте, для них нужен определённый багаж знаний.

- Какие знания вас приблизили сегодня к открытию?

- Какую цель мы поставили в начале нашей встречи? 

9. Рефлексия деятельности: самоанализ действий, чувств, открытый.

ЦЕЛЬ: самооценка, оценка.

Анализируют работу групп, индивидуальную работу, проводят самоанализ, выводят оценки.

- Что было самым интересным? Самым трудным?

- Чью работу можно выделить (почему?) и оценить (как?)?

- Как бы вы оценили работу группы и свою собственную?

- Создадим своё собственное лоскутное одеяло Города мастеров!

(Ватман на столе у каждого, потом соединяем.)

- Кто доволен своей работой, кому многое, из того, что мы обсудили, показалось интересным и важным? (Приклеивают зелёный квадратик.)

- Кто ещё сомневается в себе и своих знаниях? (Приклеивают жёлтый.)

- У кого остались вопросы по теме, кто хотел бы их обсудить после? (Приклеивают красный.)

- Мне очень хотелось бы отметить отличную  работу…

- Хорошо работали и…

- "Вот пишут: малая родина... Что же это такое? Где её границы? Откуда и докуда она простирается"? Малая родина — это уголок родной природы, истории, семьи. Так давайте любить этот малый «уголок земли», беречь его, защищать, делать всё, что в наших силах, чтобы он процветал и становился год от года лучше и краше.

 

Литература

    

1. Носов Е. Лоскутное одеяло // Литература в школе, - 1999. - № 3.

2. Солженицын А.И. Евгений Носов: Из литературной коллекции // Новый мир.- 2000. - №7.

3. Современная иллюстрированная энциклопедия. Литература и язык. Москва.: Росмэн, 2007.

4. Вероника Тушнова. Стихотворения. М.: Эксмо, 2003.

5. Даль В.И. Толковый словарь. М.: Росмэн, 2000.

6. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. М.: Первое сентября, 2009.

7. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2005.

Яндекс.Метрика