Через диалог искусств можно познакомить детей начальной школы со стихотворением А.А. Фета "Я пришёл к тебе с приветом".
Литературные страницы кружка "Соловушка"
Цель: рассказать об особенностях творчества А.А. Фета.
Задачи: продолжить работу над анализом поэтических произведений, развивать умение выражать свои мысли, научить разделять восхищенное отношение поэта и художников к природе, родной земле, формировать ценностное отношение к окружающему миру.
На доске надпись: Природы чудные мгновенья... (после определения темы добавляю слово "Весна"), ниже надписи расположен на доске лист, слегка окрашенный, на который после рассматривания картин художников дети крепят выполненные элементы: лист, веточку, облачко...
Ход занятия
1.Подготовка к восприятию темы
Встаньте ровно и красиво. Теперь спокойно сядьте.
Послушайте лирическую миниатюру Б. Бочарникова и скажите, каким чудным мгновениям природы будет посвящено наше занятие?
"Вешнее солнце! .. Сколько в нём весёлой силы и щедрости, как неутомимо оно работает, чтобы всё сущее на земле быстрее вышло из зимнего оцепенения, пробудилось и обновилось...
А какие запахи - от поля, от талой воды, от берёз, по стволам которых бушует берёзовый сок, от молодой травы! Может, только в этот час открылась для меня вся мудрая простота слов бабки Марфы: "Каждый весенний день - праздник."
- Каким чудным мгновениям природы будет посвящено наше занятие?
(Весне)
- Каждый рад весне и пытается свою радость выразить по-своему.
Сегодня на занятии разные виды искусств будут говорить о весне. Слово предоставляется поэту Афанасию Афанасьевичу Фету.
2.Слушание стихотворения
Послушайте стихотворение в исполнении мастера слова Яковлева и постарайтесь представить себе картину, нарисованную поэтом.
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, - но только песня зреет.
3. Аналитическое чтение стихотворения.
- Что вы представляли, слушая стихотворение?
(- Я представил весенний лес. Утро. Поют птицы. Мне было радостно. Какой-то счастливый человек пришел к своему другу и рассказывает о своем счастье, радостном и веселом.)
- Скажите, о чем это стихотворение?
(-Это стихотворение о весне, об утре, о радостном чувстве.)
- Хотите ещё раз послушать это стихотворение?
- На что нужно обратить внимание в первую очередь? Есть ли здесь название?
(- Нет. Здесь стоит знак звездочки, знак, который показывает, что поэт решил оставить его без названия, чтобы дать читателям возможность подобрать своё название.)
- Прочитаем первую строфу. Подготовьте ответ на вопрос: о чем взволнованно хочется рассказать автору в первую очередь?
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
(В первую очередь – О СОЛНЦЕ! о солнце, разбудившем все вокруг, эпитет "горячий" придает солнечному свету живительную силу.)
- Да, восход солнца – это самое первое, самое важное, что привлекает внимание поэта, волнует его, заставляет делиться своей радостью с близким человеком.
- Теперь прочитайте четвертую строку: в ней встречается глагол «затрепетало». А.А. Фет любил употреблять в своих стихах этот глагол. Объясните, как вы понимаете его смысл?
(- «Затрепетало» - т.е. начало трепетать, дрожать. Каждый листик колышется, движется, поворачивается разными своим сторонами к солнышку. Когда смотришь на деревья, которые начинают освещать солнце, они как бы оживают, трепещут.)
- Прочитайте про себя вторую строфу. О чем она рассказывает? Как пробуждается лес утром? (Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;)
Энергия солнечного света разбудила лес, который весь проснулся.
- Какие слова рисуют эту картину?
(- «Лес проснулся...»; «Весь проснулся, веткой каждой…»)
- Фет показал весну не только в движении, но ещё наполнил её звуками. Давайте их услышим их в стихотворении. Для этого прочитаем вторую строфу вслух еще раз, выделяя голосом повторяющиеся звуки.
(Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;)
- Какие звуки повторяются?
- Мы слышим много свистящих и шипящих звуков. Кто в мире природы может издавать такие звуки?
(- Птицы и насекомые: жуки, пчелы, шмели. Они начинают свою жизнь ранним утром!)
- Конечно, в этой строфе передается вся жизнь утреннего леса, в ней радостно участвуют все – от мала до велика!
- В конце третьей строки – глагол «встрепенулся». Как вы понимаете его значение?
(- «Встрепенулся» - значит ожил, пришел в движение. «Каждой птицей встрепенулся» означает, что все птицы начали звонко щебетать.)
- В четвёртой строке есть слова «И весенней полон жажды». Что такое «весенняя жажда»?
(- Природа пробуждается весной, и ей хочется влаги, чтобы напоить каждую травинку, каждый кустик, каждое деревце.)
- Верно. Но так можно сказать о природе. Подумайте, о ком еще?
(- Наверное, о человеке – он может испытывать жажду, т.е. сильно хотеть, желать чего-либо.)
- Конечно, это и человек. Весной его охватывает жажда новых добрых, радостных чувств, любовь к близким, к природе, и он хочет поделиться этой радостью с другими.
- Как художник красками, Фет словами рисует пейзаж: читатель может представить себе и яркую зелень весеннего леса, пляшущие по листве солнечные блики, слышать щебет птиц...
- Какие средства выразительности использует автор?
(Эпитеты ("весенней жаждой", "горячий свет"), олицетворения ("лес проснулся", "солнце по листам затрепетало"), метафоры ("песня зреет", "душа счастью служит готова", звукопись).
Мы не только представляем яркую картину пробуждения природы, начала нового дня, но и слышим шелест весеннего леса, чувствуем прикосновение ветерка.
- Посмотрите внимательно, из скОльких предложений состоит стихотворение? Все стихотворение - одно предложение. Это не случайно, так как создается целостная картина гармонии природы и чувств человека.
- Это очень верное наблюдение. О чем говорится в первой и второй строфах?
(- В них говорится о пробуждающейся природе.)
Поэт не только любуется, наслаждается весенним утром, пробуждающимся лесом – он словно дарит эту красоту нам всем, каждому из нас. Ведь забыть эти строки мы с вами уже никогда не сможем: Фет подарил их нам на всю жизнь!
- О чем говорится в третьей и четвертой строфах?
(- В этих строфах говорится о человеке.)
- Природа и человек у Фета неразрывно связаны между собой! Прочитаем третью строфу. Все ли слова в ней вам понятны?
- Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
- Обратим внимание на слово «страсть». Оно называет не просто чувство, а очень сильное чувство. Значит, сильное чувство любви и счастья переполняет героя стихотворения.
Конечно. Поэт словно подсказывает нам: и завтра будет обязательно радостным! Чувства переполняют поэта, и его героя, и нас, читателей.
Прочитаем четвертую строфу.
(- Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь, - но только песня зреет.)
- В четвертой строфе «весельем веет» - «отовсюду» - говорится, что веселье пронизывает весь мир вокруг и царит в душе героя. «Что не знаю сам, что буду петь, - но только песня зреет». Как вы понимаете эту строку?
(- «Песня» - это стихи. Поэта переполняют чувства, и ему хочется писать стихи.)
- Конечно. Счастье, радость, веселье, которые поэт ощущает повсюду, переполняют его душу. Он осознает, что «стихи зреют», поэтому торопится сообщить о своих чувствах каждому из нас.
При помощи простых фраз и ярких образов Афанасий Фет мастерски рисует картину теплого весеннего утра.
- Поэзия была главным делом жизни Фета, его призванием.
- Поэт восхищён жизнью, и это восхищение передаётся нам. Поэт готов петь гимн жизни.
4. Показ фильма из усадьбы А.А. Фета
Ярослав Сергиевский вместе со своей сестрой Дианой совершил путешествие в усадьбу Афанасия Фета, Воробьёвку. И сегодня он готов рассказать вам об этом. (Демонстрация фильма, в котором директор музея рассказывает о том, что можно увидеть в усадьбе и приглашает класс посетить усадьбу.)
5. Демонстрация картин о весне курских художников
Поэты и писатели воспевали красоту весны словом. Как же выражали свои чувства художники? Ирина Васильевна, старший научный сотрудник Курской картинной галереи имени А.А. Дейнеки, поможет вам ответить на этот вопрос.
(Демонстрация картин)
- Какие строки из стихотворения подходят к этой картине?
- Найдите строки, подходящие для этой картины!
- Какие краски помогают выразить чувства?
6. Работа над элементами коллективного панно
Сейчас мы с вами попробуем выразить свои чувства и создать свою картину. Вам нужно выбрать отдельный элемент, поработать над ним в цвете и прикрепить к панно.
7. Слушание музыкального произведения "Утро"
Помогать нам в работе будет музыка....в исполнении Власа Олешицкого.
(Работа над коллективным панно)
8. Рефлексия
- Кто готов выразить свои чувства словами? Чем запомнились вам "Природы чудные мгновенья ...ВЕСНЫ"?
- О чём заставили задуматься? Выскажите свои мысли.