Диктанты
images/slideshow/fact7.jpg

Подсолнухи

Для обучающихся 9-го класса предлагаются контрольные диктанты на два полугодия и конец учебного года.

Можно запланировать контроль в рабочей программе с опорой на выбранные из материала тексты.

К некоторым диктантам даны дополнительные задания по синтаксису сложного предложения.

Обучающиеся овладевают умениями составлять схемы предложений с разными видами связи, давать характеристику.

 

 

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

Воспитанные люди

 

Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня.4 Не лгут они даже в пустяках. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии. Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают.

Они не унижают себя с целью вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают», потому что это бьёт на дешёвый эффект.

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями.

Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть Пиквика. Тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка воли.4 (По А. Чехову.)

(152 слова.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

 

Орлиное гнездо

 

Однажды стадо драгоценных диких пятнистых оленей, продвигаясь к морю, пришло на узенький мыс. Мы протянули за ними поперёк всего мыса проволочную сетку и преградили им путь в тайгу. У оленей для питания много было и травы, и кустарника, нам оставалось только охранять дорогих гостей наших от хищников-леопардов, волков и даже от орлов.4

С высоты горы я стал разглядывать скалу внизу и скоро заметил, что у самого моря, на высокой скале, покрытой любимой оленями травой, паслась самка оленя. Возле неё в тени лежал какой-то желтенький кружочек. Разглядывая в бинокль, я скоро уверился, что это оленёночек.

Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, стараясь как будто попасть ими в недоступные ему темно-зеленые сосны, поднялся преогромный орёл, взвился высоко и бросился вниз. Но мать услышала шум падающей громадной птицы, быстро схватилась и встретила её: она встала на задние ноги против детёныша и передними копытцами старалась попасть в орла, а он, обозлённый неожиданным препятствием, стал наступать, пока острое копытце не попало в него.4 (163 слова.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

 

Рифы

 

Роскошный тропический день оканчивался. Палящий зной спадал, и от притихшего океана веяло нежной прохладой.

Солнце быстро катилось к закату и скоро зажгло пылаю­щим заревом далекий горизонт, расцвечивая небо волшебными переливами всевозможных красок и цветов, то ярких, то неж­ных, и заливая блеском пурпура и золота и полосу океана, и об­нажённые верхушки вулканических гор высокого зеленеющего острова, резко очерченного в прозрачной ясности воздуха.

Пуская черные клубы дыма из своей белой трубы, «Коршун» приближается к пенящимся бурунам, которые волни­стой серебряной лентой белеют у острова. Это могучие океан­ские волны с шумом разбиваются о преграду, поднявшуюся благодаря вековечной работе маленьких полипов из незримых глубин океана, об узкую надводную полоску кольцеобразного кораллового рифа до самого острова.

Замедлив ход, «Коршун» пролетел через узкий проход ри­фа, оставил океан сзади и очутился в затишье лагуны, гладкой, как зеркало, и голубой, как бирюза. Эта лагуна, окруженная со всех сторон, представляет собой превосходную гавань, в глу­бине которой, утопая весь в зелени и сверкая под лучами за­ходящего солнца красно-золотистым блеском своих выгляды­вающих из-за могучей листвы белых хижин и красных зданий набережной, приютился маленький город – столица королев­ства на островах. (176 слов.)

 

 Дом в саду

 

Огромный старый клён, возвышавшийся над всею южной частью сада, видный отовсюду, стал еще больше и виднее: оделся свежей, густой зеленью.

Выше и виднее стала главная аллея. Вершины ее старых лип покрылись узором юной листвы, поднялись и протянулись над садом светлой зелёной грядой.

А ниже клёна лежало нечто сплошное, кудрявого, благоуханного, сливочного цвета.

И всё это: огромная пышная вершина клёна, светлая зелёная гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черемух, синева неба, и все то, что разрасталось и в садах, и в лощине, и вдоль боковых липовых аллей и дорожек, и под фундаментом южной стены – всё поражало своей густотой, свежестью и новизной.

На чистом зелёном дворе от надвигающейся отовсюду растительности стало как будто теснее, дом стал как будто меньше и красивее. Он как будто ждал гостей: по целым дням были открыты и двери, и окна во всех комнатах: в белом зале, в синей старомодной гостиной, в маленькой диванной, увешанной овальными миниатюрами, и в солнечной библиотеке, большой и пустой угловой комнате со старыми иконами и низкими книжными шкафами. И везде в комнаты глядели раз­нообразно зеленые, то светлые, то темные, то изумрудные деревья. (179 слов.)

 

 Ночь

 

Ночь была тёмной. Луна хотя и взошла, однако же её скрывали густые облака, покрывавшие горизонт. Совершенная тишина царствовала в воздухе. Ни малейший ветерок не рябил гладкую поверхность заснувшей реки, быстро и молча катившей свои воды к морю. Кое-где только слышался легкий плеск у крутого берега от отделившегося и упавшего в воду комка земли. Иногда утка пролетала над нами, и мы слышали тихий, но резкий свист её крыльев. Порой сом всплывал на поверхность воды, высовывал на мгновенье свою безобразную голову и, хлестнув по струям хвостом, опускался в глубину. Опять всё тихо.

Вдруг раздаётся глухой, протяжный рёв и долго не проходит, как будто застывая в безмолвной ночи. Это олень бродит далеко-далеко и зовёт самку. Сердце трепещет от этого звука у охотника, и перед глазами его ясно рисуется гордый рогаль, тихо пробирающийся по камышу.

Лодка между тем незаметно скользит, подвигаемая осторожными ударами вёсел. Высокая неподвижная фигура Степана неясно вырисовывается на горизонте. Белое длинное весло его двигается неслышно взад и вперёд и только изредка переносится с одной стороны лодки на другую. (По И. Бильфельду.)

(167 слов.)

 Звуки рожка

 

В это утро впервые в своей жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.

Я смотрел в открытое окно, лежа в тёплой постели и подрагивая от холодка зари. Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Вот открылись ворота двора, и седой пастух-хозяин, в помазанных дёгтем сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину ещё пустынной улицы. Он поставил у ног свою шляпу, перекрестился, приложил обеими руками длинный рожок к губам, надул толстые щёки — и я вздрогнул от первых звуков: рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало. Но так было только сначала. Потом он стал забирать выше и жальче и вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело.

Замычали вдали коровы и стали понемногу подбираться, а пастух всё стоял и играл. Он играл, запрокинув голову, словно забыв про всё на свете. Пастух переводил дыхание, и тогда слышались восхищённые голоса на улице: «Вот это мастер! И откуда в нём духу столько!» Пастух, наверное, тоже слышал это и понимал, как его слушают, и ему это было приятно. (По И. Шмелёву.)

 (172 слова.)

 Михайловский дом

По дому можно судить о его хозяине, и часто, взглянув на человека, можно представить себе его дом. Но иногда бывает, что дом и его хозяин по природе своей и по внешнему виду являются полной противоположностью друг другу, и невесело выглядят тогда и дом, и его обитатели. На всём лежит печать какого-то беспокойства и неустроенности. Но бывает и так, что человек настолько сроднится со своим жильём, что и понять трудно, где кончается обиталище и начинаются обитатели.

Восстанавливая Михайловский дом, я много думал о жилище Пушкина, стараясь реально представить себе, как оно устраивалось и как выглядело. Ведь сам Пушкин и его друзья, бывавшие у него в деревне, так были скупы на рассказы об этом доме!

И вот как-то мне представилось: ещё там, на юге, Пушкин заставил героев своего «Онегина» жить в такой же деревне, в окружении такой же природы, среди которой ему пришлось теперь самому жить в Михайловском. Там, на юге, он мечтал о старом господском доме, который был бы расположен на скате холма, в окружении лугов, за лугами вечно шумящие густые рощи, речка, огромный запущенный сад...

(С. Гейченко.)

 (170 слов.)                                                    

 

Контрольный диктант по итогам 2 полугодия

Сетон-Томпсон

 

В тридцатых годах на поросших можжевельником и соснами холмах, по соседству с индийскими хижинами, прославленный человек – писатель, художник, натуралист – строил себе жилище. Сам начертил план постройки, сам выбирал брёвна и камни, наравне с плотниками не выпускал из рук топора. Диковатое, неуютное место он выбрал, чтобы остаток дней прожить в природе, ещё не растоптанной человеком…

Дом вышел довольно обширный, похожий на азиатский – с плоской крышей и длинным, из необтёсанных брёвен крыльцом на сваях. Всё привнесено сюда вкусом и образом жизни хозяина. Окно большое и рядом совсем крошечное, глядящее из каменной кладки, как амбразура. Крыльцо заставлено деревянными, индейской работы фигурками каких-то божков, пучеглазых людей и ярко-красных сердитых медведей.

Вот большая комната, полная книг и картин. Кресло возле стола с резным приветствием: «Добро пожаловать, мои друзья!» В этом кресле сидели гости: художники, писатели, учёные, приезжавшие сюда. Но чаще в креслах сидели индейцы. Они жили тут на холмах, и двери дома были для них открыты в любые часы.

Письма индейцам и друзьям на Восток Сетон-Томпсон иногда не подписывал, а рисовал след волка – это и означало подпись. (По В. Пескову.)

(172 слова.)

Как работал Чехов

 

Жизнь Чехова подчинялась писательскому труду. Те, кто жили рядом с Чеховым, угадывали, что в нём всегда кипела внутренняя работа. Казалось, его органы чувств непрестанно закрепляли в памяти выражения, разговоры, краски, звуки, запахи.

Многое из подмеченного вокруг себя Чехов заносил в записную книжку, делал пометки дома, за обедом, ночью, на лодке, в поле. Когда этой книжки под рукой не оказывалось, он записывал на чём попало: на клочке бумаги, визитной карточке, на обороте адресованного ему письма.

Чехов говорил, что тема дается случаем. Это значило, что Чехов не выдумывал темы, сидя в кабинете за письменным столом. Но он и не ждал, когда случай придёт к нему. Писатель сам шёл навстречу случаю, искал его всегда, упорно выслеживая тему, как охотник выслеживает дичь.

Многое в жизни Чехова объяснялось поисками этих случаев: внезапные отлучки из дому, неожиданные отъезды, часы, проведённые в ночных чайных, больницах, гостиницах уездных городков, железнодорожных станциях. Строки из записных книжек превращались в наброски к будущим произведениям, потом  в черновик, кругом покрытый исправлениями, вставками. Рукописи всех настоящих мастеров перечеркнуты вдоль и поперёк. Чехов хорошо знал, что писать просто труднее всего. (По А. Роскину.)

(177 слов.)

Около дома

 

Если утром вы проснётесь от странного стука в стекло и, приподнявшись, увидите синицу на подоконнике, не удивляйтесь – из леса пожаловал гость. Если вы хотите каждое утро просыпаться под колокольчик синицы (а это самый лучший из будильников), положите кусочек сала (обязательно несолёного) — постоянная дружба синиц, дятлов и поползней вам обеспечена.

Это соседство людям совсем не в тягость. Человеку легче живётся в холода и в ненастье, если рядом эти суетливые и доверчивые попрошайки. Всякое проявление жизни рядом питает душу...

Осенью около дома собирается немало живности. Ласточки перед отлётом, скворцы, до того как исчезнуть, обязательно посещают гнездо или родную скворечню — сидят, посвистывают. Не так, как весной, — тихо, задумчиво свистят, будто что-то вспоминают. Если у дома растёт рябина или калиновый куст — ожидайте дроздов, свиристелей, снегирей. И на земле приглядитесь: явились мыши, юркая ласка, охотница за мышами, ёж по ночам шуршит в саду листьями. А старые и надёжные наши друзья — синицы почти не отлучаются, весь день на виду. Услышишь их — и вздохнёшь глубже, и лишний раз улыбнёшься. (По В. Пескову.)

(160  слов.)

 

Итоговый контрольный диктант за учебный год

Опасный путь


Как лейтенант ни торопил бойцов на последних километрах пути, всё же рассвет застал их в голом белоснежном поле на подходах к шоссе.4

Пользуясь предрассветными сумерками, Ивановский прошёл ещё километр. Со всё возрастающим риском он приближался к едва заметной на склоне нитке дороги и вдруг увидел на ней спускающиеся с пригорка машины. Лейтенант чуть не вскрикнул с досады: не хватило каких-нибудь пятнадцати минут, чтобы проскочить на ту сторону.4 В утешение себе он сначала подумал, что машины скоро пройдут, и они действительно быстро скрылись вдали, но следом появился какой-то конный обоз, потом в обгон его выскочили из-за пригорка две чёрные приземистые легковушки. Стало ясно: движение усиливалось, перейти шоссе незамеченными нечего было и думать.

Тогда Ивановский, не приближаясь к шоссе, но не удаляясь от него, круто взял в сторону, на недалёкий голый пригорок с реденькой гривкой кустарника.

Расходуя последние силы, лыжники взобрались по склону пригорка, едва не вывалив из волокуши раненого, и лейтенант, превозмогая ставшую привычной боль, устало заскользил к недалёкому уже кустарнику. (165 слов.)

 

Грамматическое задание

 Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

 Определите типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях.

 

Лесное озеро

За придорожным кустарником поднимался смешанный лес. С левой стороны таинственно поблескивала чёрная вода. Мы ждали только тропинки, чтобы устремиться по ней в глубину леса и узнать, что там. И вот тропинка попалась.

Не успели мы сделать по ней двухсот шагов, как заливистое злое тявканье собачонки остановило нас. Невдалеке стояла изба лесника.

Лесник пригласил нас в дом и хотел распорядиться насчёт стола. Но мы сказали, что нам ничего не нужно и что мы свернули с большой дороги единственно затем, чтобы узнать, что за вода блестит между деревьями.

Вода началась шагах в пятидесяти от порога, но гораздо ниже его, так как дом стоял на бугре. Узкая лодка, на которую мы сели, была настолько лёгкая, что под тяжестью четырёх человек погрузилась в воду по самые края. Необыкновенной красоты озеро окружило нас. Тёмно-зелёные дубы и липы, которыми заросли озёрные берега, четко отражались в неподвижной воде.4 Редкие и ясные, словно звёзды, покоились на воде цветы белых лилий. Так резко оттенялся каждый цветок чернотой озёрного зеркала, что мы замечали его обыкновенно за двести-триста метров.4 (По В.Солоухину.)

(170 слов.)

 Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Найдите сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, составьте схему этого предложения.

Определите типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях.

 

Михайловский парк

 

Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. Там было пустынно и тихо. В вышине шли облака. Под ними, по зелёным холмам, по озёрам, по дорожкам столетнего парка, проходили тени.

Михайловский парк — приют отшельника. Это парк, созданный для одиночества и размышлений, где трудно веселиться.4 Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние пустынные леса. Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой.

Главная прелесть Михайловского парка в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны... Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его ветхое крыльцо.4

А с обрыва над Соротью видны два синих озера, лесистый холм и наше вековечное скромное небо с уснувшими на нём облаками...

 

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

 

 Тёплый вечер

 

Тёплый безветренный день угас. Только далеко на горизонте, где зашло солнце, небо ещё рдело багровыми полосами, точно оно было вымазано широкими ударами огромной кисти, омоченной в кровь. На этом странном и грозном фоне зубчатая стена хвойного бора отчетливо рисовалась грубым, тёмным силуэтом. А кое-где торчавшие над ней прозрачные круглые верхушки голых берёз, казалось, были нарисованы на небе легкими штрихами нежной зеленоватой туши. Чуть-чуть выше розовый отблеск гаснущего заката незаметно для глаз переходил в слабый оттенок выцветшей бирюзы...

Воздух уже потемнел, и в нём выделялся ствол каждого дерева. Слышалось иногда, как густым басом гудит, пролетая где-то очень близко, невидимый жук и как он, сухо шлёпнувшись о какое-то препятствие, сразу замолкает.4

Кое-где сквозь чащу деревьев мелькали серебряные нити лесных ручейков и болот. Лягушки заливались в них своим торопливым, оглушительным криком; жабы вторили им более редким, мелодическим уханьем. Иногда над головой пролетала с пугливым кряканьем утка да слышно было, как с громким и коротким блеянием перелетает с места на место бекас-баранчик.4 (По А. Куприну.)

(177 слов.)

Грамматическое задание

 Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

 Определите типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях.

 

Мир природы

 

Человек обедняет свою духовную жизнь, если он высокомерно смотрит сверху вниз на всё живое и неживое, не наделённое его, человеческим, разумом.4 Ведь жизнь людей, какой бы сложной она ни была, как бы далеко ни простиралась наша власть над окружающим миром, — всего лишь частица жизни природы. Ведь то, что мы о ней знаем сегодня, так мало по сравнению с тем таинственным, удивительным и прекрасным, что нам предстоит ещё о ней узнать.4

Может быть, узнать именно сегодня, когда человеку важно связать в своем сознании новейшие данные об элементарных частицах, о «чёрных дырах» Вселенной с белоснежностью ромашек на лесных полянах, с роскошными, пульсирующими созвездиями над головой, где-нибудь посреди бескрайней степи.

Нам по-прежнему интересны повадки зверей и птиц — диковинных заморских и наших, знакомых с детства. Нам интересно многое: почему такой дремучий зверь, как медведь, легко поддаётся дрессировке; не угрожает ли серому волку занесение в Красную книгу (туда ученые заносят животных, которым грозит исчезновение с лица планеты); как быстро растут кристаллы горного хрусталя и почему считается целебным лист обыкновенного подорожника. (По И. Акимушкину.)

(169 слов.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Определите типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях.

 

Родное, заветное

 

Прошумев обильным ливнем, отсверкав молниями, свалилась в леса грозовая туча. Там ещё погромыхивает, продолжает сеять дождь, короткий, летний. Вокруг посветлело, брызнули солнечные лучи вслед туче, и в полнеба стала над лесами семицветная радуга.4

Для меня с детства несёт она две загадки. Во-первых, откуда пошло это слово – от дуги или от радости? Во-вторых, где и как можно найти её подножие?

По старинному поверью, там, у подножия радуги, зарыты клады несметных сокровищ. Не потому ли так ярко переливается она? Не потому ли только улыбку способна вызвать? Думалось, какое же это счастье – побывать у заветного подножия! Только ни в какие времена не было человека, побывавшего там.

С годами многое меняется. Я давно не ищу подножия радуги. Я твердо знаю, что опирается радуга на родную землю, богатую несметными сокровищами.4 Потому-то и ярки её переливы, потому-то и звучит в самом её названии отголосок радости.

Многое меняется, а радуга остаётся неизменной. И не тускнеет. Так же прекрасна, как в годы детства. В этом и счастье. (По Ф. Поленову.)

(160 слов.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

Найдите сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, составьте схему этого предложения.

 

Зима


1)Итак, она пришла − долгожданная зима! 2)Хорошо пробежаться по морозцу в первое зимнее утро! 3)Улицы, вчера ещё по-осеннему унылые, сплошь покрыты горящим снегом, и солнце переливается в нём слепящим блеском. 4)Причудливый узор мороза лёг на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов, иней покрыл ветви тополей. 5)Глянешь ли вдоль улицы, вытянувшейся ровной лентой, вблизи ли, вокруг себя посмотришь − везде всё то же: снег, снег, снег…

6)Изредка подымающийся ветерок пощипывает лицо и уши, зато как красиво всё вокруг! 7)Какие нежные, мягкие снежинки плавно кружатся в воздухе! 8)Как ни колюч морозец, он тоже приятен. 9)Не за то ли все мы любим зиму, что она так же, как весна, наполняет грудь волнующим чувством.

10)Всё живо, всё ярко в преобразившейся природе, всё полно бодрящей свежести. 11)Так легко дышится и так хорошо на душе, что невольно улыбаешься, и хочется сказать по-дружески этому чудному зимнему утру:

− 12)Здравствуй, зима долгожданная, бодрая! (143 слова.)

Задание


1. Из предложений 3–4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Из предложения 7 выпишите слово с проверяемой безударной гласной в корне.

Выпишите словосочетание (предложение № 7), построенное на основе управления.   

Выпишите словосочетание (предложение № 9), построенное на основе согласования.

Выпишите грамматические основы  предложения № 8.

Выпишите грамматические основы  предложения № 10.

Из предложения № 3 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.

Из предложения № 5 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.

Среди предложений 8–11 найдите сложное с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 6–7 найдите сложносочинённое. Напишите номер этого предложения.

Укажите номер СПП с придаточным обстоятельственным уступительным.

Назовите способ образования слов по-дружески, наглухо.

 

Отец


1)Когда я вспоминаю отца, всегда чувствую раскаяние. 2)Кажется, недостаточно ценил его и любил. 3)Всякий раз чувствую вину, что слишком мало знаю его жизнь. 4)Не заботился узнавать её, когда можно было! 5)Стараюсь и не могу понять, что он был за человек.

6)А он был удивительный какой-то чудесной талантливостью своей натуры.

7)В ту зиму мне было двадцать лет, а ему шестьдесят. 8)Ещё только расцвели, невзирая ни на что, мои молодые силы. 9)А у него вся жизнь была позади. 10)И никто в ту зиму не понимал так, как он, что у меня на душе, не чувствовал соединения в ней скорби и молодости.

11)Был солнечный день, и освещённый снегом двор ласково глядел в окно кабинета.

12)Отец взял гитару и стал играть что-то своё любимое  и родное. 13)Взгляд его стал твёрд и весел в лад нежному веселью гитары, с грустной усмешкой бормотавшей о чём-то дорогом и утраченном, о том, что всё в жизни проходит и не стоит слёз.

(По И. Бунину.)          

(152 слова.)

Задание

 

Из предложений 8–10 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

Из предложений 11–13 выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

Выпишите словосочетание (предложение № 7), построенное на основе согласования.

Выпишите словосочетание (предложение № 11), построенное на основе примыкания.

Выпишите грамматические основы  предложения № 4.

Выпишите грамматические основы  предложения № 13.

Какой частью речи является слова всякий и какой-то? Назовите их разряды.

Среди предложений 11–13 найдите сложное предложение, в состав которого входит сложносочинённое. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 7–10 найдите сложное предложение, в состав которого входит сложносочинённое. Напишите номер этого предложения.

Среди предложений 1–4 укажите номер СПП с придаточным определительным.   

Среди предложений 6–10 укажите номер СПП с придаточным изъяснительным.

Назовите способ образования слов талантливостью и недостаточно.


Фрам и цапля


1)В ветреную погоду из гнезда выпал оперившийся, но не умевший летать птенец, ничем не отличавшийся от взрослых птиц.

2)Я поймал его и, осторожно держа за длинный острый, как шило, клюв, принёс домой. 3)Горящие глаза молодой цапли казались недобрыми. 4)Рукой я придерживал клюв пойманной цапли, опасаясь, что она выколет мне глаз. 5)Устроил я её на небольшой стеклянной веранде, где в углу помещалась моя собака Фрам.

6)Расположенная в другом углу цапля, казалось, не обращала на неё внимания. 7)Скоро она привыкла к своему обиталищу и охотно ела рыбёшку, которую ей приносили. 8)Когда Фраму в глиняной чашке давали корм и он начинал обгладывать косточки, повторялась смешная картина: цапля не торопясь направлялась к Фраму. 9)Он оскаливал зубы и лаял, а она не обращала на это ни малейшего внимания. 10)Медленно приближаясь к Фраму, осматривала чашку, обглоданные кости, поворачивалась и так же медленно уходила. 11)Я недолго держал у себя эту птицу и выпустил её на волю. 12)Она взмахнула широкими крыльями и скоро исчезла.

13)Я тогда понял, что всё живое требует заботы. (По И. Соколову-Микитову.)

(164 слова.)

Задание

 

Из предложений 2–4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.  

Из предложений 6–8 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Выпишите словосочетание (предложение № 13), построенное на основе управления.

Выпишите словосочетание (предложение № 9), построенное на основе согласования.

Выпишите грамматические основы  предложения № 5.

Выпишите грамматические основы  предложения № 7.

Из предложения № 2 выпишите обособленное обстоятельство.

Из предложения № 10 выпишите обособленное обстоятельство.

Найдите в тексте сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными и придаточными определительными. Напишите номера этих предложений.

Выпишите из текста  вводное слово.

Выпишите из текста сравнительный оборот.

Назовите способ образования слов обгладывать и медленно.

Трава любка


1)В полдень я очутился в редкоствольном сосняке, где стояла тишина, сгущаемая сумерками.

2)Я поднялся на перевал. 3)Скоро появились ветвистые папоротники, при виде которых как всегда что-то сдвинется в сердце. 4)Оно не то чтобы обмирает, но трепетно ждёт каких-то чудес. 5)Так в детстве сжималось оно, когда рассказчик сказывал страшную сказку.

6)Солнце рассыпалось навстречу мне жёлтым снопом. 7)Я приоткрыл глаза: впереди виднелись кроны растущих в расщелинах сосен. 8)Ребро хребта было в царапинах. 9)Поверху и понизу всё гудело от пчелиных и осиных крыл. 10)Забытыми кострами догорали дикие пионы. 11)Среди лесной всячины сверкнула слюдяными лепестками любка, почти не замечаемая ребятишками.

12)Я собирал бы эту траву по всем лесам и болотам, настаивал бы её корешки и поил бы людей, чтоб преисполнились уважением друг к другу и поняли бы, что любить − это и есть человеческое  назначение, веленье божеское. (По В. Астафьеву.)

(132 слова.)

Задание


Выпишите из предложения № 5 все слова с долгими твердыми звуками.

Выпишите из предложения № 6 все слова с несовпадением количества звуков и букв.

Назовите способ словообразования слов всячина и преисполнились.  Запишите слово, от которого они образованы. Назовите способ словообразования этих слов.

Какой частью речи являются  слова поверху, понизу, навстречу? Какой частью речи в другом контексте они могут быть ещё?

Укажите, чем осложнены предложения № 1 и № 11.

Из предложений 4–5 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.  

Из предложений 7–10 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Выпишите словосочетание (предложение № 4), построенное на основе примыкания.   

Выпишите словосочетание (предложение № 3), построенное на основе согласования.

Найдите в тексте сложноподчинённое с придаточным времени. Напишите номер этого предложения.

Найдите в тексте сложноподчинённые с придаточными определительными. Напишите номера этих предложений.

 

Рождение дня


1)Самое лучшее в мире − смотреть, как нарождается день! 2)Вот вспыхнул первый луч солнца. 3)Ночная тень тихонько прячется в ущельях гор, а их вершины улыбаются ласковой улыбкой.

4)Волны моря  высоко поднимают белые головы и кланяются восходящему солнцу. 5)«Добрый день!» −  говорит солнце,  поднимаясь над морем.

6)Отягощенные росою шаловливо покачиваются цветы. 7)Они тянутся к солнцу, а лучи его горят в каплях росы, осыпают лепестки и листья блеском бриллиантов.

8)Над ними кружатся золотые пчёлы, жадно пьют сладкий мёд, и в воздухе льётся их густая песня.

9)Проснулись красногрудые малиновки, первыми встречая солнце. 10)В кустах прыгают чижи, гоняются за мошками ласточки.

11)Пробуждаются люди и идут на поля к своему труду. 12)Солнце смотрит на них и улыбается. 13)Оно лучше всех знает, сколько сделано людьми доброго на земле. 14)Оно когда-то видело её пустыней, а ныне земля покрыта великой работой людей.

(По М. Горькому.)

(135 слов.)

Задание

 

Сколько твердых звуков в слове солнцу в предложении № 7? Напишите эти звуки.  

Сколько мягких звуков в слове отягощенные в предложении № 7? Напишите эти звуки.

Назовите способ словообразования слова тихонько в предложении № 3. Запишите слово, от которого оно образовано.

Назовите способ словообразования слова когда-то в предложении № 14. Запишите слово, от которого оно образовано.

Какой частью речи являются  слово лучше в предложении № 13? Какой частью речи в другом контексте оно может быть ещё?

Какой частью речи являются  слово шаловливо в предложении № 6? Какой частью речи в другом контексте оно может быть ещё?

Укажите, чем осложнены предложения № 7 и № 8.

Из предложений 6–8 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.  

Из предложений 1–4 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Выпишите словосочетание (предложение № 1), построенное на основе управления.   

Выпишите словосочетание (предложение № 14), построенное на основе согласования.

Найдите в предложениях 1−5 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.

Найдите в предложениях 9−14 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.

Комментарии  

Ирина
# Ирина 22.11.2015 00:24
Огромное спасибо за ваш замечательный и очень нужный сайт!!! Такие насыщенные и интересные диктанты для 9 классов. Спасибо огромное за подбор!!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Яндекс.Метрика