Для 6 класса предлагаем контрольные диктанты с грамматическими заданиями, составленные на весь учебный год для тех учителей, кто работает по учебникам С.И. Львовой, Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой и других авторов.
Тексты универсальные. Они подойдут ко всем изучаемым тематическим блокам. К ним можно составить другие грамматические задания.
Рекомендуемый объём текста примерно 100-110 слов. На выполнение грамматического задания остаётся 15-20 минут.
Контрольный диктант по итогам I четверти
Сокровища пирамид
На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний.4 Эти горы из камня — гробницы царей Египта. Трудно представить, что их сложили люди своими руками.
Самая большая гробница — пирамида Хеопса. Её строили больше двадцати лет.
Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. Они хранились в особом помещении. Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.
В пирамиде возводились ложные галереи, переходы, чтобы грабители не могли найти сокровищ. Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки.4 Ещё в древности почти все пирамиды разграбили.
(Из книги А. Нейхардт, И. Шишовой «Семь чудес света».)
(107 слов.)
Грамматическое задание
1. Произведите синтаксический разбор предложения: Человек мог бродить по галерее часами, но так и не достигал зала с саркофагом владыки.4 (1 вариант);
Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний.4 (2 вариант).
2. Выполните морфемный разбор слов: царских, разграбили, переходы (1 вариант); загробной, хранились, ценности (2 вариант).
3. Выполните морфологический разбор слова: строили (1 вариант), возводились (2 вариант).
Лотос
Лотос — символ чистоты и благородства. Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими.4 С лотосом можно сравнить людей, которые себя не запятнали, не покорились злу и тяжёлой судьбе.
Зацветает лотос в июле, в августе в тихих прудах. Толпы удивлённых, восхищающихся людей с утра до вечера не покидают берега водоёмов. Изящными очертаниями белых или нежно-розовых лепестков, характерным шелестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление.
«Лотос — друг солнца», — писали в священных книгах Индии. К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня.4 Но уже на четвёртый день прекрасные цветки вянут. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде. (102 слова.)
Грамматическое задание
1. Произведите синтаксический разбор предложения:
Он произрастает в иле и мутной воде, но не загрязняется ими.4 (1 вариант);
К сожалению, чудесный цветок чарует зрителей только три дня.4 (2 вариант).
2. Выполните морфемный разбор слов: чудесный, произрастает, зонтики (1 вариант); священных, загрязняется, чистоты (2 вариант).
3. Выполните морфологический разбор слова: зацветает (1 вариант), производит (2 вариант).
Контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам II четверти
Синички и снежинки
Сидел я за столом в горнице. Взглянул в окно и вижу, что на проводе сидит синичка. Сидит и вертит головку по сторонам. При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается.4 Что это она делает?
Я подошёл ближе к окну. Сверху плавно летели белые снежинки. Я пригляделся и увидел, что синичка ловит ртом снежинки.
Вот лентяйка! Ей не хотелось лететь на речку. Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду.4 Не зря ведь люди говорят: "Полетели белые мухи".
Лето кончилось. Пришло время уезжать из деревни. Эта синичка была последней из всей деревенской живности, с которой я познакомился в это лето. (По В. Белову.)
(102 слова.)
Грамматическое задание
1. Произведите синтаксический разбор предложения: При этом её маленький клювик медленно открывается и закрывается.4 (1 вариант); Она принимала снежинки за мошкару и утоляла ими жажду.4 (2 вариант).
2. Выполните морфемный разбор слов: пригляделся, головку, маленький (1 вариант); познакомился, клювик, деревенской (2 вариант).
3. Выполните морфологический разбор слова: деревенской (1 вариант), маленький (2 вариант).
Памятник
Над зданием центральной телефонной станции засветилось голубовато-серое небо. Наступил туманный день поздней парижской осени. На круглой, чистенькой площади велосипедист ради отдыха от езды по скользким мостовым слез с велосипеда и пошёл пешком.
В круглой крышечке велосипедного звонка блеснуло серебряной звездой солнце над Парижем. Велосипедист прошёл мимо памятника Людовику Четырнадцатому. Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост. Это делало монумент похожим на памятник Петру в Петербурге. Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе. А его царственный брат – русский император – вместе со своим конем стоял на финляндской скале естественной формы. (По В. Катаеву.)
(112 слов.)
Грамматическое задание
Задание |
1 вариант |
2 вариант сложнее |
|
1 |
Найдите в тексте |
Выпишите 2 качественных прилагательных |
Выпишите 2 относительных прилагательных |
2 |
Морфологический разбор слова |
серебряной |
чистенькой |
3 |
Морфемный разбор слов |
велосипедного, телефонной |
прямоугольном, традиционном |
4 |
Синтаксический разбор предложения |
Но конная статуя французского короля стояла на обыкновенном, традиционном прямоугольном цоколе. |
Лошадь подняла передние ноги, поджала задние и всей своей тяжестью оперлась на могучий хвост. |
Зимой в тайге
Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.
Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.
Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. В поисках пищи шагают они по глубокому снегу в юго-восточном направлении. Трудно искать пищу зимой!
Скоро весна, но золотисто-красное солнышко придёт в тайгу только в апреле. (94 слова.)
Грамматическое задание
Задание |
1 вариант |
2 вариант сложнее |
|
1 |
Найдите в тексте |
Выпишите 2 качественных прилагательных |
Выпишите 2 относительных прилагательных |
2 |
Морфологический разбор слова |
глубокому |
полна |
3 |
Словообразовательный анализ слов |
черно-изумрудную, зимнего |
Холодный, юго-восточном |
4 |
Синтаксический разбор предложения |
Ещё в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном. |
Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги. |
Контрольный диктант по итогам III четверти
Конец зимы
У нас стоял апрель, но за окном лежали сугробы. Вчера по дороге пробежала позёмка и скоро стала настоящей метелью.
К утру всё изменилось. Языки метели не били уже по стёклам домов. Ветер поменял направление, свернул с севера на юг.4 С юга пришло тепло, и снег стал мягким и липким.
Когда солнце поднялось над деревней, оно уже не застало ночной бури. Вокруг лежал чистый снег. Он слегка подтаял, осел и казался даже тёплым. И тут на раскидистых ветвях нашей седой ветлы увидел я первых грачей.
Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми.4 Так к нам прилетели вестники весны. (103 слова.)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор слова: всё (1 вариант); к нам (2 вариант).
2. Выполните морфемный разбор слов: раскидистых, прилетели, вестники (1 вариант); тяжёлыми, поднялось, направление (2 вариант).
3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему: Ветер поменял направление, свернул с севера на юг.4 (1 вариант); Грачи были очень чёрными среди белого снега и казались большими и тяжёлыми.4 (2 вариант).
Стихийные бедствия
Человечество всегда преследовали стихийные бедствия. Сегодня мы напомним об отдельных стихийных бедствиях.
В тысяча четыреста пятьдесят пятом году в Неаполе при землетрясении погибло шестьдесят тысяч человек. Через сто лет в Китае число жертв достигло восьмисот тридцати тысяч. В тысяча семьсот пятьдесят пятом году подземная буря разрушила Лиссабон и унесла семьдесят тысяч.4
В тысяча девятьсот двадцатом году страшные толчки сотрясли Токио и унесли сто тысяч человеческих жизней.4 В тысяча девятьсот сорок восьмом году город Ашхабад за семь секунд превратился в руины. Погибло восемьдесят тысяч человек. В Армении в тысяча девятьсот восемьдесят восьмом году подземная буря поглотила сто девятнадцать тысяч человек.
Огромный урон нанесли людям стихийные бедствия. (105 слов.)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор числительного: в тысяча четыреста пятьдесят пятом (году) (1 вариант); восемьдесят тысяч (человек)(2 вариант).
2. Выпишите из текста 3 разных числительных (простое, сложное и составное): из 2 абзаца (1 вариант); из 3 абзаца (2 вариант).
3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
В тысяча семьсот пятьдесят пятом году подземная буря разрушила Лиссабон и унесла семьдесят тысяч. (1 вариант);
В тысяча девятьсот двадцатом году страшные толчки сотрясли Токио и унесли сто тысяч человеческих жизней. (2 вариант).
Подвиг Сталинграда
Последние выстрелы великого Сталинградского сражения отгремели 2 февраля 1943 года. Это сражение продолжалось 200 дней и ночей. На отдельных этапах в его боях участвовало одновременно более двух миллионов человек.4
Позднее было точно подсчитано количество огня и металла, который фашисты обрушили на город. На каждом квадратном метре Мамаева кургана, например, находили 1200 осколков. Немецко-фашистские захватчики сожгли и взорвали в городе 41 685 домов (85, 5 процентов жилого фонда)...
В битве за Сталинград враг потерял до полутора миллионов человек убитыми и ранеными...4
Победа Красной Армии в Сталинградской битве положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. (100 слов.)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор: второго (февраля) (1 вариант); до полутора миллионов (человек)(2 вариант).
2. Выпишите из текста 3 разных числительных (целое, дробное и порядковое): из 1 и 3 абзаца (1 вариант); из 2 и 4 абзаца (2 вариант).
3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
В битве за Сталинград враг потерял до полутора миллионов человек убитыми и ранеными... (1 вариант);
На отдельных этапах его боях участвовало одновременно более двух миллионов человек. (2 вариант).
Весна
Ещё хмурится свинцовое небо, но в просветах облаков на некоторое время пробивается мечом луч солнца. Весна набирает скорость.
По утрам лёгкий холодок держится в низинах, а на южной стороне пригорка уже загорелись жёлтые огоньки какого-то растения. Это мать-и-мачеха. Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка.4
Вот что-то блеснуло в розовом веере лучей. Это мягко сливается с блеском вод и остатками снега заоблачное сияние солнца.
Из кустов доносится чьё-то пение, словно звенит серебряный колокольчик. Овсянки! Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом.4 Пройдет какая-нибудь неделя, и грачиный гомон и песни жаворонков объявят о победе весны. Вернутся и другие птицы. Много трудностей придется преодолеть им на пути к родным местам, но никакие препятствия не остановят их. (100 слов.)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор причастия: некоторое (1 вариант); никакие(2 вариант).
2. Выпишите из текста 3 местоимения разных разрядов: из 1-2 абзаца (1 вариант); из 3-4 абзаца (2 вариант).
3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
Зимой они вялые, неприметные, а сейчас заговорили полным голосом. (1 вариант); Ни с чем не спутаешь листики и жёлтые корзинки её цветка. (2 вариант).
Контрольный диктант по итогам учебного года
Тигрёнок
Мы играли в саду за домом, когда вернулись охотники. С террасы закричали: «Бегите скорей, посмотрите, кого привезли!».
По двору, описывая круг перед крыльцом, проезжали одна за другой нагруженные3 телеги. На них были звериные шкуры, рога диких козлов и кабаньи туши. Отец шагал у последней телеги, а на ней сидел, сгорбившись и озираясь по сторонам, тигрёнок. Да-да, самый настоящий тигрёнок, покрытый пылью. Когда лошадь остановилась перед крыльцом, он испугался, попятился и оглянулся на отца.
Пока отец отпрягал уставших3 лошадей, разбирал вещи и умывался после дальней дороги, мы взяли тигрёнка на руки, понесли его в гостиную, положили на самое почётное место и стали вокруг.
Мы старались заметить в нём что-нибудь особенное и внимательно к нему приглядывались.
Тигрёнка накормили из чашки теплым кипячёным молоком. Он, налакавшись, растянулся опять на диване и прищурился на свет большой лампы. (110 слов.)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор причастия: нагруженные3 (1 вариант); уставших3 (2 вариант).
2. Морфемный разбор слов: сгорбившись, закричали, покрытый (1 вариант); описывая, разбирал, уставших (2 вариант).
3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:
По двору, описывая круг перед крыльцом, проезжали одна за другой нагруженные телеги. (1 вариант);
Он, налакавшись, растянулся опять на диване и прищурился на свет большой лампы. (2 вариант).
Сердитые чайники
Поляна была похожа на круглый стол, покрытый травотканой золотой скатертью. Чёрные чайники, пыхтевшие и булькавшие от нетерпения, были расставлены3 посредине. Тут затевалось грандиозное чаепитие!
Как хорошо, что в это раннее утро я не нежился в тёплой постели. В награду я увидел такое, что с тех пор всегда встаю на рассвете.
Чайники булькали и клокотали. Из чёрных носиков с шипением вырывался пар. Их так изнутри распирало, что они даже подскакивали! И дребезжали...
До чего же и в самом деле косачи на току похожи на шипящие чайники! На шипящие, булькающие, закопчённые до блеска охотничьи чайники. Шейки-носики задраны вверх, и косицы хвоста изогнуты ручкой. Вспыхивают раскалённые угли красных бровей. И из носика вырывается пар! И так друг на друга накидываются, что только брызги летят!
Вы, любящие3 поспать, когда станете утром разливать чай, присмотритесь к своим чёрным чайникам. Они напомнят вам турнир косачей, который вы так беспечно проспали. (109 слов.)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор причастия: любящие (1 вариант); расставлены (2 вариант).
2. Морфемный разбор слов: нежился, раскалённые, раннее (1 вариант); подскакивали, пыхтевшие, травотканой (2 вариант).
3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
Поляна была похожа на круглый стол, покрытый травотканой золотой скатертью. (1 вариант);
Чёрные чайники, пыхтевшие и булькавшие от нетерпения, были расставлены посредине. (2 вариант).
Контрольный диктант по итогам учебного года
Замысел художника
Однажды утром я встал чуть раньше. Смотрю — у завешенного окна они сидят вдвоем за столом — внешне суровый рыбак и старающийся ему во всем подражать мальчишка. Молчат, погружены в свои мысли. Настолько сердечными, теплыми, ни в чем внешне не проявляющимися были их отношения, что это не могло не запасть в душу.
Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. На лицах теплый, любящий взгляд. В чем-то еле уловимом я почувствовал, что это не отец и сын.
Дмитрий Федорович — человек очень добрый, но выглядел суровым, сдержанным. Вовка — полная ему противоположность. У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. И прежде всего мне захотелось передать ту излучающуюся изнутри теплоту, которая раскрылась в них для меня в это раннее утро. (По В. Гаврилову.)
(111 слов.)
Грамматическое задание
1. Выполните морфологический разбор причастия: сдержанный (1 вариант); завешенного (2 вариант).
2. Морфемный разбор слов: старающийся, сердечными, раскрылась (1 вариант); светящееся, рассветном, захотелось(2 вариант).
3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
Мягкий, не видимый простым глазом свет окутывал их фигуры. (1 вариант);
У этого мальчика необычайно одухотворенное, светящееся изнутри в рассветном полумраке лицо. (2 вариант).