Писатель и художник Леонид Давидович Каминский (1931–2005) о себе рассказывал всегда с неподдельным юмором...
Он «коротко» перечисляя, кем он был в жизни: дошкольником, школьником, студентом инженерно-строительного института, прорабом, старшим прорабом, инженером, главным инженером, архитектором, студентом полиграфического института, художником по рекламе, редактором, журналистом, карикатуристом, плакатистом и даже артистом.
Леонид Давидович рисовал «лубочные картинки», когда работал в ленинградском сатирическом коллективе «Боевой карандаш», любил придумывать кроссворды, весёлые картинки, рассказы, стихи. Сначала героями его произведений были разные дяди, например дядя Вася Денисюк или дядя Гога, который всё путал. Потом появились бабушка и бегемот Боря, сиамские коты, граммофоны и говорящие попугаи, а также ученики обычных школ: Витя Брюквин, Антон Петухов, Юра Серёжкин и Юра Шурупов.
Этот Брюквин умудрился списать домашнее сочинение на тему «Как я отдыхал летом» у самого Даниеля Дефо. Антон Петухов так размечтался, что забыл, сколько букв «ц» нужно писать в слове «снится». Юра Серёжкин не выучил падежи, но не растерялся и предложил поставить ему пятёрку за находчивость. А Юра Шурупов так хорошо отдыхал в деревне, что сумел решить из учебника 34 задачи, а это составляет 2/5 от всех задач, чтобы пересдать двойку по математике.
Каминский вспоминал, как в театре «Эксперимент» он играл в детском спектакле «Урок смеха» учителя, а роли учеников исполняли два артиста и ребята, сидевшие в зале. В отличие от настоящей школы на этом уроке ученики очень хотели выйти к доске. Один зритель написал в книге отзывов: «На этом спектакле я был с папой. Мы несколько раз падали со смеху. И я хочу ещё раз прийти, чтобы падать!»
Вместе с театром «Эксперимент» Каминский объездил почти всю страну — от Петрозаводска до Хабаровска, был в Монголии, Болгарии, Польше, Нью-Йорке. Везде ребята смеются одинаково. Правда, были трудности с языком. Как сказал писатель Жванецкий, чтобы рассмешить иностранца, нужно сначала рассмешить переводчика. В Улан-Баторе Каминский пригласил на сцену одного монгольского мальчика и с помощью переводчика спросил, как его зовут. Мальчик ответил что-то вроде — «Дамдинцоогийнлхагвадуурсурэн». Видимо, он вместе с именем заодно назвал и свою фамилию. «Понятно!» — сказал Леонид Давидович, а потом махнул рукой и добавил: «Ладно, я буду тебя называть просто Дима».
Первую свою книжку в издательстве «Детская литература» Каминский нарисовал вместе с художником Михаилом Беломлинским. Она состояла из одних картинок и называлась «Весёлый звонок». Потом Лев Давидович иллюстрировал юмористические книги Вольта Суслова «Покладистый Ложкин» и Людмилы Барбас «Кому нужна пятёрка?». А однажды ему захотелось сделать книжку самому — всю от начала до конца — и написать, и нарисовать. Издательство пошло навстречу, и книга «Урок смеха» вышла в 1986 году.
Леонид Каминский сотрудничал с разными детскими журналами: в «Искорке» рисовал обложки и иллюстрации к рассказам, делал интервью с интересными людьми, например с артистами Евгением Лебедевым и Михаилом Боярским, в «Костре» вёл отдел юмора «Весёлый звонок» и получал от ребят огромное количество писем. Больше всего писем приходило на конкурс «И все засмеялись!» Так появилось хобби — коллекционирование смешных фраз, которые бывают в школьных тетрадях по литературе и русскому языку.
Вот несколько примеров из коллекции писателя:
«Дубровский работал у Троекурова французом».
«Печорин выстрелил, и Грушницкий рассеялся как дым».
«Во двор въехали две лошади — это были сыновья Тараса Бульбы».
«Хлестаков остановился в гостинице под названием «Трактир».
«Чичиков покупал у помещиков их души».
«Глухонемой Герасим не любил сплетен и говорил только правду».
«Робинзон Крузо написал очень хорошую книгу "Жизнь и удивительные приключения Даниэля Дефо"».
«Мой друг широкоплеч в животе».
«Голова у него была в виде овального шара с ушами».
«Его левая щека весело улыбалась».
«Нужно регулярно ходить к врачу и проверять у него зубы».
«Мальчик катался с горки, как сыр в масле».
«Кошка поселилась у нас, когда ещё была щенком».
«Наша кошка приобрела трёх щенят».
«Моё любимое животное – это снегирь».
«У меня есть попугай с говорящим носом».
«Остановившись, поезд замедлил ход».
«Зима в тундре длится больше года».
«Пришла весна: всё зазеленело и закукарекало».
«С юга нашу страну омывают три моря: Чёрное, Каспийское и Айвазовское».
В письмах, которые Каминский получал, встречалось много разных пожеланий. Одна читательница поздравила его с Новым годом и добавила:
— А ещё желаю вам потолстеть на килограмм!
Конечно, она никогда не видела Леонида Давидовича, иначе поняла бы, что этого желать совсем не стоит.
Льву Каминскому очень повезло: благодаря своей профессии он часто слышал детский смех и улыбки ребят. А это очень важно! Ведь читатели и зрители вырастут добрыми и весёлыми людьми.
Леонид Каминский
Удивительные приключения Вити Брюквина
— Здравствуйте, Людмила Аркадьевна, я — папа Вити Брюквина. Вы меня вызывали?
— Вызывала. Садитесь, пожалуйста!
— Что-нибудь случилось? — испуганно спросил папа Брюквин.
— Да нет, ничего страшного. Вот почитайте, пожалуйста.
Учительница достала из портфеля тетрадь, раскрыла её и положила перед Витиным папой.
— Это сочинение вашего сына: «Как я отдыхал летом».
— А что? — удивился папа.— Вроде аккуратно, почти без помарок...
— Нет, вы почитайте. Вот отсюда.
— «...Ничем не выразить смятения, овладевшего мною, когда я погрузился в воду. Я хорошо плаваю, но я не мог сразу вынырнуть на поверхность и чуть не задохнулся. Лишь когда подхватившая меня волна, пронеся изрядное расстояние по направлению к берегу, разбилась и отхлынула, оставив меня почти на суше полумёртвым от воды, которой я нахлебался, я перевёл дух и опомнился... Последний вал едва не оказался для меня роковым, подхватив, он вынес или, вернее, бросил меня на скалу с такой силой, что я лишился чувств и оказался совершенно беспомощным, и если б море снова подхватило меня, я бы неминуемо захлебнулся...»
Папа Брюквин побледнел.
— Какой ужас! Он мне ничего не рассказывал. Неужели это случилось в пионерлагере?
— Не волнуйтесь,— сказала Людмила Аркадьевна,— читайте дальше. Вот здесь.
— «...Утешившись мыслями о благополучном избавлении от смертельной опасности, я стал осматриваться кругом, чтобы узнать, куда я попал. Моё радостное настроение разом упало: я понял, что хотя и спасён, но не избавлен от дальнейших ужасов и бед. На мне не оставалось сухой нитки, мне нечего было есть, у меня не было даже воды, чтобы подкрепить свои силы...»
— Что это? — ошарашенно спросил папа Брюквин.
— Успокойтесь, пожалуйста,— сказала учительница.— Это всё случилось не с ним. Он всё списал.
— У кого? У Карнауховой?
— Нет, не у неё. У Даниэля Дефо.
— У кого? Вы хотите сказать...
— Да. Из книги «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
— Ну, я ему покажу «удивительные приключения»!
...Папа вошёл в квартиру, снял пальто и громко спросил:
— Где Виктор?
— Тише,— сказала мама,— ребёнок занимается!
Витя действительно сидел за столом и что-то усердно писал, поминутно заглядывая в раскрытую книгу. Папа взял у него тетрадь и прочёл:
«...Лошади бежали дружно. Но ветер час от часу становился сильнее. Облако обратилось в белую тучу. Пошёл мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл: сделалась метель...»
— Так,— тихо спросил папа,— сочинение пишешь?
— Ага,— ответил Витя.— К четвергу задавали. На тему: «Как я провёл зимние каникулы».
— Молодец,— сказал папа.— Значит, сочинение. При помощи Александра Сергеевича Пушкина. К четвергу... Кстати,— грозно добавил папа,— привет тебе от Пятницы. И от Робинзона Крузо!
Каму что сницца
В морозное декабрьское утро Антон Петухов направился в школу. На углу двое рабочих меняли вывеску молочного магазина. Старая вывеска с большими синими буквами «МОЛОКО» стояла на земле. А вместо неё рабочие укрепляли другую. Петухов с удивлением прочёл: «МАЛАКО».
Петухов пошёл дальше. У трамвайной остановки он обратил внимание на свежевыкрашенную телефонную будку. Сверху была установлена красивая новая табличка «ТИЛИФОН». А пониже, на белой картонке было от руки написано: «АСТАРОЖНА, АКРАШЫНО!»
Антон Петухов ещё больше удивился. Что-то было не так! В городе почему-то стали менять вывески! Вот над зданием цирка на кране повисла огромная буква «Ы» — её устанавливают вместо буквы «И». Получается «ЦЫРК». Вот на перекрестке укрепляют белые шары с надписью: «ПАТЗЕМНЫЙ ПИРИХОТ». Вот стайка малышей наблюдает, как дядя в меховой шапке привинчивает к стене стеклянную вывеску: «ДЕЦКИЙ САТ».
Что случилось?
…В школу Антон Петухов успел как раз к первому звонку. В класс вошла Людмила Аркадьевна с большой стопкой тетрадей. Она поздоровалась и сказала:
— Ну, что ж! Надо вам сказать, что некоторым ученикам очень повезло. Как вы уже, наверное, слышали, с сегодняшнего дня в русском языке вводится новое правописание — «как слышится, так и пишется». Я проверяла ваши сочинения, исходя из этого правила. И вот некоторые ученики показали просто блестящие результаты! Например, Петухов. Я впервые поставила ему пятерку — ни одной ошибки! Молодец!
Красный от смущения Петухов взял свою тетрадь, на обложке которой было написано «Титрать па рускаму изыку Антона Питухова», и сел на место. Ребята его поздравляли. Сосед по парте Юра Серёжкин радостно толкнул его в бок. Потом ещё и ещё…
— Да ладно тебе, — отмахнулся Петухов.
Его продолжали толкать.
— Нашёл время, когда спать! — кричал в ухо Антону редактор стенной газеты Витя Брюквин. — Новогодний вечер на носу, а у нас ещё газета не готова! Давай, пиши заголовок: «Кому что снится в новогоднюю ночь».
Антон протёр глаза, положил перед собой цветные фломастеры и задумался.
— Вить, а Вить, — обратился он к Брюквину, — ты не помнишь, в слове «СНИТСЯ» сколько «Ц» — два или одно?..
Падежи Юры Серёжкина
– Третья парта! Петухов и Серёжкин! Извините за то, что я прервала вашу увлекательную беседу, но нам нужно продолжать урок. Серёжкин, к доске! Давай представим, что ты писатель. Сочини нам небольшой рассказ из двух-трёх предложений и напиши его на доске. Написал? Хорошо. Посмотрим, что у тебя получилось.
Учительница подошла к доске и прочитала:
«Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться».
– Прекрасно. Похоже, что рассказ взят прямо из жизни. Но нас сейчас больше интересует грамматика. Подчеркни, пожалуйста, в своём рассказе все существительные. Готово? Теперь, Юра, определи, в каких падежах стоят эти существительные. Ты понял задание, Серёжкин?
– Понял, Людмила Аркадьевна.
– Тогда начинай.
– «Папа и мама». Кто, что? Родители. Значит, падеж РОДИТЕЛЬНЫЙ. Ругали кого, чего? Вову. «Вова» – это имя. Значит, падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ. Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Падеж – ТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Дальше – Вова молчал как? Виновато. Значит, здесь у «Вовы» падеж ВИНИТЕЛЬНЫЙ. Ну, а «обещание» – конечно, в ДАТЕЛЬНОМ, раз Вова его дал. Вот, всё...
– Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Серёжкин! Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?
– Какую? Конечно, пятёрку!
– Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово – «пятёрку»?
– В ПРЕДЛОЖНОМ.
– В предложном? Почему же?
– Ну, как же! Ведь я же её сам предложил!..
Письмо
Здравствуй, друг Серёга! Пишет тебе Юра Шурупов. Как я уже тебе писал раньше, я отдыхаю у бабушки в деревне. Здесь хорошо. Щебечут птицы, мычат коровы, кукарекают петухи. Деревня находится недалеко от станции, мимо которой проходят пассажирские и товарные поезда. Между прочим, расстояние, которое пассажирский поезд проходит за 3 часа, товарный проходит за 5 часов. Теперь представь, что поезда отправились одновременно навстречу друг другу, и к моменту их встречи путь, пройденный пассажирским поездом, оказался равным 180 километрам. Спрашивается: какой путь прошёл товарный поезд? Но это я так, к слову.
Моя бабушка работает в колхозном огороде. Чего только здесь не растёт! Недавно с огорода собрали моркови 176 килограммов, капусты на 468 килограммов больше, чем моркови, а картофеля даже на 750 килограммов больше, чем моркови и капусты, вместе взятых. Представляешь, сколько собрали овощей!
Ты спрашиваешь в письме, какой глубины речка и есть ли ягоды в лесу. На это я тебе ответить не могу, так как купаться и ходить в лес мне некогда. Ты же знаешь, что по матеше у меня в четверти пара, и если я её исправлю, то отец обещал подарить мне на день рождения велик. Вот я и взялся за ум. Я уже решил из учебника 34 задачи, что составляет 2/5 от всех задач, или 40 %. Как видишь, Серёга, мне не до отдыха! Ну, ничего, в сентябре отдохну!
Вот и всё. Как твои дела? Как отдыхаешь? Пиши.
Больше писать нечего. Пойду отнесу это письмо на почту. Почта находится от нашего дома на расстоянии 5 километров. Если я буду идти со скоростью 3 километра в час, то я дойду до почты за 100 минут.
Твой друг Юра Шурупов.
Яснов Михаил
Памяти учителя смеха
«Жил-был Учитель Смеха, жил – долгие-долгие годы – и был самым веселым детским писателем в нашем городе, на нашей улице, в нашей школе, в нашем классе и за моей партой…» Если бы я был маленьким читателем Леонида Давидовича Каминского, я бы, наверное, именно так начал добрую и грустную историю о моем любимом писателе. Добрую – потому что очень его люблю. А грустную – потому что моего дорогого Учителя Смеха не стало.
В НАШЕМ ГОРОДЕ… Наверное, нет у нас в Петербурге (да и далеко за его пределами) такого ребенка, который хоть однажды не держал в руках «Веселые картинки» или «Мурзилку», «Костер» или «Кукумбер» со стихами, сказками, рассказами Каминского и его смешными рисунками, – ведь прежде всего он был замечательным, ни на кого не похожим художником. Почти три десятилетия он из номера в номер вел на страницах «Костра» чудесный «Веселый звонок» и щедро делился своей – возможно, единственной во всем мире! – коллекцией детского юмора:
«Юный Пушкин прочел на экзамене в Лицее стихотворение, которое очень понравилось старику Дзержинскому». «Большевики не дрожали за свою шкуру, они дрожали за шкуру других». «В. И. Ленин отбывал ссылку на Саяно-Шушенской ГЭС и там придумал лампочку Ильича». «Каждый год, 7 ноября, в нашей стране происходит Великая Октябрьская революция». – Слава Богу, – говорил Л.Д., – времена цензурных запретов вроде бы прошли, и я даже собираюсь выпустить своеобразную «Историю государства Российского в отрывках из школьных сочинений». Не пропадать же шедеврам школьного юмора!
НА НАШЕЙ УЛИЦЕ… Леонида Каминского узнавали, где бы он ни появлялся, – его спектакль «Урок смеха» пересмотрели не только нынешние дети, но и многие родители. – Теперь «Уроки смеха», – вспоминал Л.Д., – я провожу непосредственно в школах, куда меня приглашают довольно часто. Некоторые ребята узнают меня на улицах, здороваются. Недавно один первоклассник, поздоровавшись со мной, заявил: «А я вас знаю – вы мурзилку преподаете!» Видимо, он побывал на моем «уроке», и этот урок в его голове превратился в какой-то новый предмет – «мурзилка».
В НАШЕЙ ШКОЛЕ И В НАШЕМ КЛАССЕ… Ясное дело – ведь Л.Д. больше всего любил писать именно про школу и класс, а отрывки из школьных сочинений, которые он собирал и публиковал, создавались, конечно же, там, – в школе и в классе:
«Гринев и Швабрин часто бывали на тусовке у Мироновых». «Маша Миронова – клевая». «Троекуров любил устраивать своим гостям разные приколы». «Учитель: – Придумай предложение с однородными членами. Ученик: – Я ненавижу химичку, географичку и историчку!..»
ЗА МОЕЙ ПАРТОЙ… – Однажды я пришел выступать к первоклассникам – рассказывал Л.Д. – Ребята встретили меня, как полагается, стоя. «Садитесь», – сказала учительница. Потом серьезно добавила: «Достаньте и положите на парты ваши учебники!» И на каждой парте появилась… моя книжка «Урок смеха». Леонид Давидович Каминский умел и любил смешить – это великое искусство давалось ему легко и радостно. И теперь долгие-долгие годы мы будем вспоминать нашего Учителя Смеха с узнаванием и радостью, – ведь из них и состоит настоящая литература и культура.
Литература
Яснов Михаил. Памяти учителя смеха (о Леониде Каминском) // Кукумбер. - 2006. - № 2.