Великий Данте Алигьери

Земная жизнь, сумрачный лес, тьма долины... Из этих слов выстраиваются бессмертные строки Великого Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины...».

«Божественная комедия» символически изображает человека, над которым нависли ложные идеалы, искажающие его первоначальное представление о мире. Данте был одним из тех философов, кто хотел детально изучить фундамент мироздания и все законы человеческого общества. Но, увидев реальное положение дел на свете, Данте смог отречься от своих иллюзий и идеалов, заложенных архаичной моралью. Ему было гораздо удобнее жить в своём собственном гармоническом мире. Подобное свойственно тем, кто по натуре своей меланхоличен.

Что же послужило для Данте источником вдохновения? Обычно неиссякаемым кладезем совершенства для художника является созданный им самим идеал. Свой идеал Данте «облёк в человеческую плоть» — его музой была Беатриче Портинари. Поэт видел в ней образец праведности, красоты и духовной гармонии. Это была платоническая любовь: Данте Алигьери любил Беатриче не такой, какой она была в действительности, а такой, какой он сделал её в своём сознании.

Несмотря на то что Данте Алигьери был женат на Джемме Донати, в семейной жизни он не испытал счастья – так утверждал Джованни Боккаччо, первый биограф великого поэта. Данте был вынужден вступить в этот брак. Поскольку автор «Божественной комедии» ни от кого не скрывал своей духовной страсти к Беатриче, жена по этому поводу устраивала сцены ревности. Дети поэта – Пьетро, Якопо и Антония – не оставили своего отца, когда его жизнь подходила к концу, а вот самой Джемме это было безразлично.

Самым трудным периодом в жизни Данте Алигьери было его изгнание из Флоренции. Всё началось с борьбы двух политических партий: гвельфов, которые выступали за духовную власть в лице католической церкви и Папы Римского, в их рядах состояли простолюдины, в том числе и сам Данте, и гибеллинов, поддерживавших императора Священной Римской империи, ряды последних составляли дворянство и знать.

Предметом спора двух партий было право на абсолютное господство на Апеннинском полуострове. Когда власть над Флоренцией полностью сосредоточилась в руках гибеллинов, все гвельфы и их сторонники были изгнаны из города и рассеяны по Италии.

В годы своих скитаний Данте был вынужден жить под покровительством различных господ, которым он служил обычно в качестве посланника или общественно-политического деятеля. Если сопоставить главы «Божественной комедии» с жизнью поэта, то получается, что в этот период он уже вернулся на «путь истинный». Данте создаёт свой трактат «О монархии», в котором описывает гармоническое государство, где прочно сосуществуют светская и духовная власти. Свои аргументы он подкрепляет реальными фактами из событий войны гвельфов и гибеллинов.

«Божественная комедия» была дописана в ссылке. Укрепив в себе старые моральные и духовные принципы и увидев в народе отсутствие таковых, Данте буквально возомнил себя праведным судьёй на страницах пергамента и населил свой Ад теми, чьи грехи считал наиболее ужасными. Самый простительный из них, свойственный Вергилию, кумиру поэта, – принадлежность к язычеству, самый страшный – предательство.

Ад отражает всё то самое отвратительное, от чего Данте некогда отрёкся. Рай – все его добродетели, истину и вдохновение. Чистилище – мост между ними, проходя по которому необходимо «раскаяться». Таким образом, «Божественная комедия» является не только энциклопедией средневекового знания, но и своего рода символическим отражением жизненного пути Данте.  

Данте Алигьери родился в мае 1265 года во Флоренции. Родители принадлежали к цеху врачей и обеспечили сыну хорошее образование. В юности он учится в Болонье, в родной Флоренции посещает монастырские школы доминиканцев и последователей Франциска Ассизского, изучает труды Аристотеля и Фомы Аквинского. Данте дружит с Брунетто Латина, одним из самых больших эрудитов своего времени, и предводителем флорентийских поэтов — Гвидо Кавальканти.

Когда Данте узнаёт, что изгнан из родного города и заочно приговорён к сожжению на костре, он  бежит туда, где власть Флоренции бессильна. При дворе герцога Кангранде Скалигер, синьора Вероны, Данте всецело погружается в литературу, первым отказывается от использования латыни и начинает писать на итальянском языке.

Возвращение на родину и воссоединение с семьёй и друзьями по разным причинам откладывалось. Домом Данте становится Равенна, где он живёт при дворе синьора Гвидо ди Поленты. Вокруг Данте круг друзей и почитателей, к нему едут поэты и мыслители со всей Европы. Жизнь его устроена, с ним два сына и дочь.

По поручению своего синьора Данте едет послом в Венецию, чтобы убедить Великий совет отказаться от объявления войны Равенне. Дож и венецианские сенаторы боялись влияния Данте и не стали задерживать его в своём городе. После возвращения поэт заболевает лихорадкой. В сентябре 1321 года Великий Данте умирает.

Саркофаг с телом Данте поставили в саду францисканского монастыря. На голову поэта правитель Равенны возложил лавровый венок. Знаменитый скульптор Пьетро Ломбарди сделал надгробие Данте, внизу была начертана эпитафия:

Здесь покоится Данте, из милого изгнанный края,
Так поступила с певцом Флоренция, родина злая.

Сегодня Флоренция, Верона и Равенна претендуют на посмертную славу создателя «Божественной комедии». Во Флоренции прошла его молодость, полная исканий, политической борьбы и воспоминаний о первой любви. В Вероне была создана «Божественная комедия». В Равенне Данте похоронен.

Яндекс.Метрика