Изучать части речи на уроках русского языка довольно сложно. Особенно большие трудности вызывает раздел морфологии "Наречие".
Чтобы облегчить школьникам усвоение основных понятий, нужно построить уроки так, чтобы интерес ученика не ослабевал. Когда же весь материал изучен, можно обобщить и повторить самое главное, сложить целостную картину о наречии.
Презентация по теме «Наречие» раскрывает эту сложную для учеников тему легко и доступно, с яркими примерами, интересными заданиями.
Работая с предложенными заданиями, выписывая наречия из художественного текста, ученики повторяют понятие наречия, его смысловые группы, способы образования, основные признаки, синтаксическую роль, орфографические правила.
Презентация подготовлена специально для проведения урока обобщения и повторения в 7 классе в качестве подготовки к контрольной работе по теме «Наречие». Презентация поможет учителю выстроить задания к уроку в нужной форме, вполне доступной для работы с классом.
Описание слайдов.
1. Титульный слайд.
2. Что обозначает наречие?
признака: очень мягкий, кричаще ярко, достаточно вызывающий;
- Лишь кое-где притаится снег.
- Всё кругом спит.
- Солнце выглянет утром, высоко поднимется в небо.
- Чуть неверный шаг — по колено.
- В березняке снегу ещё немало.
- Вчера по этой лыжне ушёл от нас дедушка Мороз.
- Коньки напрокат не выдаются.
Разряд |
Вопрос |
Образа действия |
Как? Каким образом? |
Места |
Где? Куда? Откуда? |
Времени |
Когда? Как долго? |
Меры и степени |
Сколько? В какой мере? |
Причины |
Почему? |
Цели |
Зачем? |
5. Примеры.
6. Определите разряд наречий.
9. Определите способ образования наречий.
1 вариант
2 вариант
10. Образование форм сравнения.
11. Образуйте формы сравнения.
- Сильно.
- Быстро.
- Высоко.
- Вкусно.
- Низко.
- Прямо.
- Налево.
От какого наречия невозможно образовать формы сравнения?
12. Синтаксическая роль.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Важные события произошли в доме напротив.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО:
Кругом стояла тишина.
Он по-лисьи хитро взглянул на меня.
СКАЗУЕМОЕ:
Она не замужем.
13. Какими членами предложения являются наречия?
- Мама имела немного усталый вид.
- Вокруг не видно ни одного человека.
- Весной вся природа оживает.
- Мы ели мясо по-французски.
- Где-то очень далеко начинался шторм.
14. Самопроверка.
15. Роль наречий в тексте.
Уже вечереет. Ярко полыхает на г..ризонте заходящ..е солнце. (Не)смело дует тёплый ветерок. Уд..вительно красиво и красочно выгляд..т закат.
Мы ст..им на вершине холма, а (в)низу тихо плещ..тся море. Вдали беле..т парус рыбацкой лодки. (Не)заметно наступают сумерки, резко темне..т, а на вечерн..м небе (не)ожиданно появля..тся лу(н,нн)ый диск.
17. Самопроверка.
18. Правописание наречий
НЕ с наречиями
Ь после шипящих
Дефисно-слитно-раздельно
О и А на конце наречий
О-Ё после щипящих
НН-Н в суффиксах наречий
19. НЕ с наречиями на -о, -е.
20. Ь в наречиях после шипящих.
21. Дефис в наречиях.
Используйте слово «окно»! Работает при приставочно-суффиксальном способе образования наречия!
ВлевО (в окно), СправА (с окна), ИЗдавнА (из окна).
Но: доверчивО, доходчивО, справедливО.
23. -О,-Е после шипящих на конце наречий.
Исключение: ещё.
24. Н и НН в наречиях.
увлечённо – увлечённый (прич.)
сильно – сильный (прилаг.)
разбросанно – разбросанный (прич.)
ужасно – ужасный (прилаг.)
усиленно – усиленный (прич.)
совершенно – совершенный (прилаг.)
интересно – интересный (прилаг.)
25. ТРЕНИРОВКА.
Вставь, где нужно, Ь:
Спряч.., настеж.., меч.., молодёж.., смотриш.., уж.., напроч.., могуч.., свеж.., наотмаш.., замуж.., проч.., мелоч.., туш.., мыш.., ветош.., грош.., вскач.., невтерпёж…
26. Самопроверка.
27. Слитно или раздельно?
(Не)далеко от дома р..стёт дуб.
На душе (не)весело, а очень грус…но.
Мы разговаривали нисколько (не)громко.
Работа выполнена (не)ак..уратно.
Мальчик одет (не)ряшливо.
(Не)громко звучала музыка.
28. Самопроверка.
29. Е или И? Поставь ударение!
Н(…)где не бывал,
н(…)откуда ждать вестей,
н(…)сколько не испугался,
н(…)откуда не приходили письма,
н(…)где не учился,
н(…)чуть не обиделся,
н(…)сколько минут,
н(…)куда не пошёл,
н(…)куда идти.
30. Самопроверка.
31. Слитно-дефисно-раздельно?
(По)меньше,
(по)французски,
(по)лучше,
(по)старому,
(по)просту,
(во)первых,
(по)моему,
(еле)еле,
(давным)давно.
32. Самопроверка.
33. О или А? Подставь ОКНО!
Слев…
влев…
издавн…
справ…
досыт…
сначал…
занов…
испуганн… (образовано суффиксальным способом!)
исправн… (образовано суффиксальным способом!)
доверчив… (образовано суффиксальным способом!)
34. Самопроверка.
35. О или Е? Поставь ударение!
Безум..о посмотрел.
Отчая..о закричал.
Внимание ребят рассея..о.
Ветром рассея..ы семена по полю.
Медле..о шёл по городу.
Заснеже..о белели крыши домов.
Карти..о подбоченясь.