Кто из нас не смотрел фильмов, или не читал книг, или не видел картин, посвящённых Гражданской войне! Конечно же, мы уверены, что знаем, как одевались тогда бойцы Красной Армии.

Например, будёновцы носили большую синюю звезду на остроконечном шлеме, но не красную, как считали мы. И хлястики на шинелях и гимнастёрках, которые в народе называли «разговорами», тоже были синие. Более того, красных звёзд на будёновках (кроме маленьких металлических звёзд-кокард) вообще никогда не существовало. Это одна из легенд, которая укрепилась в сознании людей, однако появилась она позже, когда уже эту форму отменили.

Сначала красногвардейцы не имели специальной формы и носили обычную городскую одежду. Их отличительные знаки — красные ленты (повязки) на рукавах или папахах, причём на головных уборах они крепились наискось. На нарукавной повязке типографским способом печатались слова: «Красная гвардия».

В декабре 1918 года в армейских частях опробовали 4 тысячи новых головных уборов, которые назывались тогда «богатырками», они очень напоминали древнерусские шлемы.

Самый распространенный вид военной одежды того времени — защитного цвета рубаха со стоячим воротником, позже она стала называться гимнастёркой, шаровары зелёного цвета, заправленные в сапоги или ботинки с обмотками. В холодное время красногвардейцы носили шинель, застёгивающуюся на крючки.

Суконный шлем с простёганным мягким козырьком имел цветную пятиконечную звезду с расцветкой по роду войск. А не красную, какой обычно ее изображают! В пехоте носили малиновую звезду на шлеме, в кавалерии — синюю, в артиллерии — оранжевую, в инженерных и сапёрных войсках — чёрную, лётчики аэропланов и воздухоплаватели аэростатов — голубую, пограничники — зелёную. Но в центре этих звёзд была кокарда — металлическая красная звёздочка с эмблемой единения рабочих и крестьян.

Шлем носили в холодное время. Суконный шлем времен Гражданской войны был самым высоким и имел крупные звёзды. Летним головным убором в Красной Армии по-прежнему оставалась фуражка защитного цвета.  

Восьмого апреля 1919 года была впервые принята униформа бойцов Красной Армии. Головным убором для холодного времени года стал несколько изменённый суконный шлем, который назвали будёновкой, так как он впервые появился в дивизии С.М. Будённого. Дивизия отличалась особой храбростью и решительностью, и потому необычный головной убор на легендарных героях, какими были кавалеристы Будённого, стал известен всей стране.

Шинели для красноармейцев шились из сукна защитного цвета. Застёгивались они на несколько скрытых металлических крючков с петельками. К левому борту пришивались три хлястика с пуговицами на обоих концах. На рукавах — высокие обшлага с острым углом на внешней стороне.

Кавалерийские шинели отличались от пехотных глубоким разрезом сзади, чтобы удобно ездить на лошади. Шинель не подгибалась под всадника и не образовывала складок, которые могли мешать при скачке, спускалась по обеим сторонам седла и прикрывала ноги кавалериста. Пуговицы на шинелях обтягивались сукном защитного цвета.

Летняя рубаха имела стоячий воротник высотой 5 сантиметров. Спереди на воротнике и на груди горизонтально нашивались особой формы хлястики цветом по роду войск: на воротнике одна пара, на груди — три. При застёгивании концы каждой пары совпадали. Застёгивалась рубаха по старинному русскому обычаю — справа налево, а не так, как сейчас,— слева направо. Ремень тоже застёгивался в противоположную сторону.

Металлические пуговицы с пятиконечной звездой, серпом и молотом впервые появились в 1923 году, но были чёрного цвета. А с 1936 года на парадной и выходной форме они стали «золотыми» или «серебряными».

Третьего апреля 1920 года в Красной Армии вводятся нарукавные знаки родов войск, которые нашивались на левый рукав под звездой, как носят сейчас. Они имели форму вертикального (пехота) и горизонтального (авиация) ромба, вытянутого по вертикали и скруглённого по верхним углам прямоугольника (артиллерия), подковы (кавалерия) и квадрата (инженерные войска). На знаках — общее для всех родов войск, кроме авиации: золотое солнце, восходящее из-за зелёного поля. На фоне солнечного диска — красная пятиконечная звезда, ниже которой — эмблема рода войск: скрещённые винтовки со штыками у пехотинцев, старинные пушки — у артиллеристов, сабли — у кавалеристов, сапёрная лопата и топор — у бойцов инженерных войск. На знаке лётчиков в центре ромба располагались солнце, звезда, «крылышки» и пропеллер.

До 1922 года войска не были полностью обеспечены обмундированием, война не позволяла одеть как полагается миллионы красноармейцев. Вот почему многие донашивали обмундирование старой русской армии, оставшееся на складах или захваченное в качестве трофеев. Но на всех видах одежды нашивались петлицы-хлястики цветом по роду войск и нарукавные знаки различия должностного положения. В качестве обуви часто использовались ботинки с обмотками или сапоги. Комиссары и чекисты вместо обычной для того времени суконной или шерстяной одежды носили кожаные куртки и пальто.

Форма практически не менялась до 1922 года, и у многих эта одежда хранилась как память о родном человеке и даже пережила Великую Отечественную.

А вот как появились у русских воинов не только будёновки, но и шлемы, рассказывает в своём очерке писатель Станислав Романовский (1931—1996).

С. Романовский

Шлем и будёновка

 

Русский боевой шлем, в отличие от тевтонских стальных шапок с рогами, закрывающих всю голову, никогда не был устрашающим.

Он был красивым.

Наш шлем плавно, как плод, вытягивался вверх и заканчивался заострением — черешком.

Шлем наш назывался ещё «прилбица», то есть он находился при лбе, прикрывал лоб воина. Было у него ещё имя «шелом» или «шишак». А высокое навершье звали «шиш». Навершье завершалось железным прутом, на котором укреплялся красный флажок — яловец.

Округлая форма шлема делала удары по нему скользящими и отражала их. А красный флажок — яловец — помогал в бою, даже в тумане, отличить своих от чужих.

Флажок честно говорил:

— Здесь — русские!

У иных шлемов вдоль нижнего края были скважины — для прикрепления бармицы. Бармица — это кольчужная сетка или покрой из стальных пластин. Она закрывала шею, частично плечи и лицо воина.

Как всякий головной убор, шлем заказывался мастеру или подбирался по размеру головы воина.

В старину на могилах погибших героев насыпали курганы. Землю воины приносили в своих шлемах — от рядового дружинника и до князя. Насыпать начинали с середины кургана, постепенно отходили к краям. Воинов было много, да и воздвигать курган считалось делом чести.

А после битвы или тяжёлого перехода воины пили воду из шлемов. Про деда Александра Невского — Всеволода писали, что он с войском может «Дон шлемами вычерпать». Древнерусский писатель был недалёк от истины. В южных степях Руси текло много пересыхающих речек — воробью по колено. И такую речку войско Всеволода с воинами и лошадьми могло выпить до дна.

Войско уходило, речка набирала силу из родников и, малая, опять спешила к большой реке.

Шли века, и шлем стал забываться.

Забываться, да не совсем.

После победы Великого Октября в Красной Армии была введена новая форма, где самое выразительное — матерчатый шлем.

Шлем этот придумал художник Виктор Михайлович Васнецов, автор знаменитой картины «Богатыри», знаток русской старины.

Изготовлялся он по образу и подобию среднерусского шлема: матерчатый шишак с матерчатыми же крыльями — бармицей. Крылья эти застёгивались на две пуговицы у подбородка, когда холодно. А когда тепло — откидывались назад или поднимались наверх.

Этот военный головной убор народ прозвал «будёновка» в честь героя Гражданской войны Семёна Михайловича Будённого.

Как былинные богатыри, мчались красные конники на врага. В их десницах сверкали сабли, рдели звёзды на прилбицах. И, как былинные богатыри, победили они тучи врагов, что было взяли в кольцо Русь Советскую.

 

Шлем отца

 

Мой отец был командиром Красной Армии. Так случилось, что его будёновка осталась у нас дома.

Мама не давала мне её носить. Берегла для отца, надеялась, что отец вернётся.

Когда стало известно, что будёновки в армии заменены шапками, ― я стал обладателем отцовского шлема.

Почему-то мы никогда не называли его будёновкой, а звали «шлем» или «шлём». А учительница истории говорила, что можно звать и «шелом», и отсюда слово «ошеломить» — ударить оружием по шлему. А в современном значении — сильно удивить.

В войну не хватало дров, в школе было холодно, как на улице, и нам разрешалось сидеть в пальто и шапках.

Я сидел и отцовском шлеме и оттого казался выше своего роста, потому что у шлема был высокий шишак. Шлем был из жёсткого сукна, корпус его — на вате. На налобье — командирская звезда брусничного цвета. Шлем согревал меня, а мне думалось, что это вернулся отец и я слышу его тёплое дыхание.

Некоторые ребята просили меня дать им посидеть в шлеме. Особенно настойчиво просил татарин Коля. Он был маленького росточка, втайне переживал из-за того, и шлем сразу делал его высоким.

Так мы частенько и сидели: Коля в шлеме, а я в его бараньей шапке, от которой остро пахло овчиной. Колин отец был на фронте. Я понимал, что мой шлем помогает ему быть ближе и к своему отцу...

Конечно, всё это вслух мы не высказывали, а душою чувствовали.

Наши стали побеждать. Врага погнали из России. В школе появились дрова, и стало тепло. Теперь мы занимались без пальто и шапок.

Наши отцы не пришли домой.

Я брал в руки шлем отца, вдыхал запах военного сукна и думал, что отец жив и мы скоро свидимся.

От времени шлем выцвел, но алая эмаль командирской звезды не погасла, и в ней мне виделись пожарища войны.

А всё-таки чаще алая звезда напоминала мне прозрачную ягоду-бруснику или костянику. Вот потеплеет как следует, леса оденутся смолистым земляничным жаром.

Тогда придёт мой отец, и мы с ним пойдём по красные ягоды по тихой, тёплой родной земле...

 

Воин-освободитель

 

Любимым оружием наших предков был меч.

Прямой, обоюдоострый, то есть заточенный с обеих сторон, выкованный из прекрасной стали, русский меч был оружием рубящим, колющим и ударным одновременно.

Меч состоял из лезвия, крестовины и рукоятки с набалдашником, большей частью круглым.

Обычный меч держали одной рукой. Самый тяжёлый и длинный — до полутора метров — двумя руками. Его так и называли: двуручный меч.

В Берлине, над братской могилой советских воинов, на зелёном кургане стоит бронзовый воин-освободитель. На нём плащ-палатка. Левой рукой он держит спасённого ребёнка.

А правой сжимает рукоять тяжёлого древнерусского меча. Этим мечом воин рассекает фашистскую свастику и попирает её обломки.

Внизу — белоствольные родные наши берёзы...

Между тем в минувшую войну мечей в армии не было. Наши воины воевали с винтовками, автоматами, пулемётами, пушками... Не лучше было бы вложить в десницу воина-освободителя, скажем, автомат? Нет, не лучше.

Автоматы меняются, сбываются, а меч остаётся как эмблема мужества. А для нашего государства, которое на протяжении сотен лет вело оборонительные войны, меч — символ защиты Отечества и воинской доблести. Оружие наших богатырей и великих полководцев — Александра Невского и Дмитрия Донского.

И меч в деснице воина-освободителя, героя Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, приравнивает его к былинным богатырям и связывает с героической историей нашей Родины.

 

Литература

  1. Вдовин Н. Этих дней не смолкнет слава // Юный художник. ― 1985. ― № 2.
  2. Романовский С. Шлем и будёновка // Мурзилка. ― 1988. ― № 2.

Яндекс.Метрика