Чем славится малая Россия? «Рукомёслами», – сказали бы по-старинному, и были бы правы.
Самобытное искусство приносит людям радость, но живёт помаленьку, мало кто обращается к старинным, древним образцам, к своим истокам. Как не позабыть бы умения, не вытравить из памяти дорогое да сокровенное!
Мастер не всегда вершил работу один: каждый мог подсказать хотя бы один неожиданный стежок в узор вышивки или новую линию в орнаменте. Удачная находка входила в обычай, а случайное, надуманное само собой не приживалось.
Давайте совершим воображаемую экскурсию по тем народным промыслам, без которых не было бы малой России.
Путь свой начнём со знаменитой хохломской росписи. Тут ничего нет чужого, заимствованного! Даже материал самый обычный в лесной Руси – дерево! В нижегородское село раньше свозили не окрашенную ещё посуду. Тут-то её раскрашивали, нанося на чёрный или красный фон орнамент с полевыми травками и цветками-ягодками. После «золочения» посуда начинала сиять точно золотая.
До сих пор никто не знает имени того первого умельца, что открыл секрет росписи, которую мы называем хохломскою. Может, звали его... Семеном?
Как бы там ни было, а уже в конце XVIII века захолустный городок Семёнов превратился в известный торговый центр. В базарные дни съезжались сюда с окрестных деревень кустари. Выставляли напоказ свой товар: ложки, чаши, поставки, блюда, ковши.
И правда, есть чему подивиться. Путь от обыкновенного куска дерева до расписанного художником произведения искусства непрост. Тут у хохломичей есть немало своих секретов.
Не каждое дерево идет в работу. Преимущество отдается мягкой, нежной липе. Деревянные заготовки поступают сначала к токарю. Искусство токаря древнее, требующее больших навыков и безошибочного чувства формы. Острым ножом снимает мастер излишки древесины, время от времени останавливает станок, проверяет толщину стенок. Затем изделие отправляют сушиться.
Следующий важный этап — грунтовка. При этой операции белая чаша впервые меняет цвет — становится коричневою. Кстати, ранее хохломские мастера в качестве грунтовки применяли специальную глину.
И снова надо просушить изделие, потом прошпаклевать, покрыть олифой, подготовить ко второму превращению чаши: покрытие алюминиевым порошком придает ей серебристый цвет.
После этого изделие поступает в руки художника. Лёгким движением тонкой кисти он наносит орнамент. Среди тонко изогнутых веточек расцветают полевые цветы или, гроздья спелой рябины...
Следующий, самый интересный этап — превращение «серебра» в «золото». А для этого изделие должно отправиться в... печь для закаливания. При определенной температуре под слоем лака серебристая поверхность превращается в золотую.
Сейчас даже трудно поверить в то, что секретами этой, единственной в своем роде обработки деревянных изделий, владели крестьяне — наши предки.
А в подмосковном селе Федоскино мастера умели украшать табакерки, шкатулки и разные формы коробочек. Мастера использовали масляные краски, наносили их несколькими слоями, лакировали и полировали до зеркального блеска. Тут и летящие тройки расписные, и танцы, и сенокосы – разные сценки из крестьянской жизни.
Цветочные букеты распускаются на жостовских подносах, каждый цветочек, словно живой, светится изнутри. Здесь тебе и раскидка из цветов и фруктов, и гирлянды, и веночки. А бутончики, стебельки и листики ажурно оттеняют всю многоцветную композицию.
Словно в волшебном зеркале отразились были и сказки, ратные подвиги и мирные будни в палехских миниатюрах. Почему «палех»? Первые мастера спасались от врагов и новое необжитое место расчищали, используя огонь: палили, сжигали лес. Да и речка, протекавшая среди полей и лесов, так и величалась – Палешка.
Дымковская игрушка, ростовская финифть, узорное ткачество, вышивка, ковроделие, изделия из бересты, ковка по металлу, гравировка, литьё, резьба по кости, плетение кружев, вязанье оренбургских платков... Много ремёсел создал наш народ! Важно не только гордиться народным искусством, но и знать его.