Учащиеся начальной школы в конце 4-го класса с нетерпением ожидают новой школьной жизни, которая начнется для них в пятом классе.
С этой новой ступенькой они связывают свои мечты стать самостоятельными, лучше учиться, познакомиться с интересными учителями, приобрести друзей.
Выпускники 4-ых классов становятся новичками в средней школе, которая готовит для них и счастливые открытия, и приятные изменения в жизни, и много других неожиданностей.
Познавательно-развлекательная игра проводится в конце учебного года с целью разновозрастного сотрудничества на этапе перехода в среднее звено. Нынешние пятиклассники решили рассказать будущим 5-ым классам о серьезной подготовке к этому событию, предупредить о самом важном, дать необходимые советы.
Дети отправляются в воображаемое путешествие по разным станциям, на которых выполняют забавные задания. Участники игры смогут показать свои навыки и умения, почувствуют свои индивидуальные особенности. В игре заняты два 5-х класса, их классные руководители.
Цель мероприятия: провести подготовительную работу с будущими пятиклассниками, используя разновозрастное сотрудничество.
Задачи:
• выявление социальной зрелости учащихся 5-х классов, умения выстраивать свои отношения со сверстниками;
• передать свой опыт общения и взаимодействия будущим пятиклассникам, показать отношение к старшей школе как к среде жизнедеятельности и системе значимых отношений;
• прояснить ожидания, связанные с переходом в 5 класс, осознать необходимость перемен.
Познавательная игра для будущих пятиклассников
«По дороге в пятый класс»
Сценарий
В зале, украшенном воздушными шарами, на авансцене висит большой цветок с разноцветными лепестками, на которых написаны советы будущим пятиклассникам.
1 Ведущий
Дорогие друзья! Мы приглашаем вас на познавательно-развлекательную игру «Путешествие в страну ПЯТИГОРИЮ». Надеюсь, сегодня вы узнаете много нового о том, что ожидает вас в пятом классе.
ВПЕРЕДИ У ВАС – ПЯТЫЙ КЛАСС (все вместе)
Четвероклассник (вбегает)
О, ужас, ужас!
Грядет БЕДА,
и не спрятаться никуда!
Заканчивается четвертый класс,
И впереди ждет нас пятый класс!
2 Ведущий
Беспокойство ваше не напрасно,
Но, поверьте, не все так ужасно!
Мы уже переходим в шестой,
А вы только в пятый… Постой!
Мы ведь были на вашем месте,
Давайте разберемся все вместе!
1 Ведущий
РАЗМИНКА: мини-игра «Те, кто…»
Все ли готовы с нами играть? Проверим!
Сделайте шаг вперед те, кто любит сладкое.
Поднимите правую руку те, у кого есть кошка.
Поднимите левую руку те, кому нравится играть в футбол.
Присядьте те, кто любит читать приключения.
Замечательно справились с разминкой. Но что же нас ожидает впереди?
2 Ведущий
Школьный путь, пятая платформа. Прибывает волшебный паровозик-невидимка. Для начала определим, что мы возьмем с собой в дорогу.
РАЗМИНКА: мини-игра «Чемодан»
Мы предлагаем взять с собой чемодан и упаковать в него ровно 3 вещи, самые важные для вас в 5-ом классе. Что вы выберете? Почему выбрали именно эти 3 вещи?
1 Ведущий
Ну, а теперь, уважаемые пассажиры, садитесь поудобнее. Мы отправляемся в путь!
(Гудок паровоза)
ПЕСЕНКА ДРУЗЕЙ
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём.
2 Ведущий
Вы уже имеете опыт школьной жизни, поэтому дальнейший путь должен быть легче. Каким он будет? Прислушайтесь к нашим советам. Мы прибыли на первую станцию. Станция «Учительская».
1 СТАНЦИЯ «УЧИТЕЛЬСКАЯ»
ЧТЕЦ
До свидания, школа начальная
И учительница гениальная!
Она
Преподавала
Буквально все предметы,
Одна
На все вопросы
Давала нам ответы.
А теперь – что ни урок,
То особый педагог.
У каждого из них своя,
Как говорится, специальность.
Но все их знать обязан я!
А это ли не гениальность?
(В. Берестов «Гениальность»)
СЦЕНКИ ИЗ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Пятиклассники представляют 3-4 коротких смешных сценки на тему школьной жизни.
1 Ведущий
А вот вредные привычки брать с собой в 5-ый класс категорически запрещено. Отправляемся в путь.
(Гудок паровоза)
ПЕСЕНКА КОТА ЛЕОПОЛЬДА
Мы живём и поём обо всём хорошем,
И улыбки свои дарим всем прохожим.
Если в сердце чужом не найдём ответа,
Неприятность эту мы переживём.
Неприятность эту мы переживём.
Если в сердце у вас солнышко смеётся,
Всё тогда хорошо,
Всё легко дается.
Ну, а если же вдруг что-нибудь случится,
Неприятность эту мы переживём.
Неприятность эту мы переживём.
2 Ведущий
Пятый класс – класс открытий, ярких, увлекательных. Появятся новые учебные предметы, сложнее станет расписание уроков, прибавятся домашние задания. Но унывать не стоит! Итак, вторая станция – «Знания».
2 СТАНЦИЯ «ЗНАНИЯ»
ЧТЕЦ
Математика – королева наук!
Без неё не идут корабли,
Без неё не поделишь ни метра земли,
Даже хлеба не купишь.
Рубля не сочтёшь,
Что почём не узнаешь,
А узнав – не поймёшь!
ЧТЕЦ
Мы будем помнить каждый миг,
Наш лучший друг – родной язык,
Невозможно стать культурным
Без родной литературы!
ЧТЕЦ
Есть предмет ужасно важный,
Это понимает каждый,
Изучает всё подряд:
Все листочки и травинки,
Стебли, пестики, тычинки.
1 Ведущий
На уроках мы узнаем много любопытных фактов, правил, закономерностей, новых слов. А сколько бывает на уроках и после уроков смешных историй!
СМЕШНЫЕ ИСТОРИИ
* * *
На уроке математики:
- Как найти уменьшаемое число?
- Чтобы найти уменьшаемое, нужно сказуемое умножить на подлежащее!
* * *
На уроке биологии:
- Расскажи нам о бобрах.
- Бобры строят норы в воде и живут в этих норах по пятнадцать-двадцать человек.
* * *
На уроке русского языка:
- Придумайте предложение, где были бы слова «заяц» и «волк».
- «Ну, погоди!»
* * *
- Папа, я купил тебе подарок ко дню рождения.
- Самым лучшим подарком для меня будут твои отличные отметки.
- Поздно, папа, поздно. Я уже купил тебе галстук.
* * *
Интересное открытие сделала Маша Егорова. Она вдруг обнаружила, что все хорошее начинается с буквы «к»: кино, конфеты, каникулы, качели. А вот буква «д» отличается всем плохим: драка, двойка, дневник, домашнее задание.
ЧТЕЦ
Виват!
Я делаю доклад!
Он длинноват
И скучноват,
Но остальные выступления,
Пусть даже мы услышим гения,
Всё это будут прения,
А я?
Я делаю доклад!
(В. Берестов «Докладчик»)
ЧТЕЦ
Чудак математик
В Германии жил.
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот.
Вот так
Человек
Изобрёл
Бутерброд.
2 Ведущий
Жизнь замечательных детей всегда интересна своими неожиданными поворотами. Судите сами.
1. Если разбудить ночью Федю П. и спросить у него: «Сколько будет дважды два?» - он всегда отвечает: «Четыре». А вот Коля М. на тот же вопрос ничего не ответит: его ночью вообще не добудишься!
2. У Игоря В. Очень хороший нюх. Он сразу чувствует, где находятся знания, и обходит эти места стороной.
Советуем так не делать. Учиться надо со всей ответственностью.
1 Ведущий
Продолжаем наш путь.
(Гудок паровоза)
ПЕСЕНКА
Нагружать всё больше нас
Стали почему-то.
Нынче в школе 5-ый класс
Вроде института.
Нам учитель задаёт
С иксами задачи,
Кандидат наук и тот
Над задачей плачет.
То ли ещё будет,
То ли ещё будет,
То ли ещё будет,
То ли ещё будет, ой-ой-ой.
3 СТАНЦИЯ «ДРУЖБА»
2 Ведущий
Мы прибыли на станцию «Дружба». Конечно, в 5-ом классе у вас будет много друзей. Трудна дорога в страну знаний, но, помогая друг другу, вы её одолеете.
Надо помогать друзьям,
Вместе с ними вырастая,
И, поверьте, сила злая
Не опасна будет вам!
ЧТЕЦЫ (Сценка)
- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл
- И я забыл.
ЧТЕЦЫ
- А кто-то хочет первым быть,
И сильным быть, и лучшим слыть,
Он хочет всё себе добыть,
И вечно задаётся,
И громче всех смеётся,
И своего добьётся:
Он будет впереди.
- А кто-то тихий очень,
Он первым быть не хочет,
О славе не хлопочет,
Он любит неизвестное,
Он что-то интересное увидит на пути.
1 Ведущий
Ничего, ребята! Тяжело в ученье – легко в бою! А дружба всем поможет.
НАШ ДЕВИЗ (все вместе):
Дружить всегда, дружить везде,
Дружить на суше и в воде.
ПЕСЕНКА О ДРУЖБЕ
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
Вот что значит настоящий, верный друг!
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.
Вот что значит настоящий, верный друг!
Мы поссоримся и помиримся,
Не разлить водой – шутят все вокруг.
В трудную минуту нужным быть кому-то,
Вот что значит настоящий, верный друг!
В трудную минуту нужным быть кому-то,
Вот что значит настоящий, верный друг!
2 Ведущий
Наш путь постепенно сокращается, и вот скоро последняя станция.
(Гудок паровоза)
ПЕСЕНКА ДРУЗЕЙ
Когда живётся дружно,
Что может лучше быть!
И ссориться не нужно,
И можно всех любить.
Ты в дальнюю дорогу
Бери с собой друзей:
Они тебе помогут,
И с ними веселей!
1 Ведущий
Наша последняя станция «Творческая».
4 СТАНЦИЯ «ТВОРЧЕСКАЯ»
РАЗМИНКА: играем в слова.
Я найду слова везде:
И на море, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово!
- Кто найдет слова на небе? (солнце, птица, самолёт, комар).
- А кто видел слова на носу? (веснушки, зубная паста).
- Кто нашел слова на полу? (ковёр, игрушки).
- А в кастрюле? (каша, суп, кисель).
- А в шляпе? (голова, уши).
- А какое слово можно положить на ладошку? (яблоко, цыплёнка, мяч).
ТАНЕЦ С ЦВЕТАМИ
ПЕСЕНКА
Разные, мечты у всех, конечно, разные.
И всё же самые заветные
Перекликаются мечты.
Только бы над нами небо было ясное,
Над всеми небо было ясное,
И на Земле росли цветы.
ВРУЧЕНИЕ ЦВЕТОВ С ПОЖЕЛАНИЯМИ-СОВЕТАМИ
2 Ведущий
Наше весёлое путешествие подошло к концу.
ПОЖЕЛАНИЕ
Желаем вам расти, цвести,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день
И каждый час
Вам новое добудет.
Пусть будет добрым ум у вас
И сердце умным будет.
1 Ведущий
ПОЖЕЛАНИЕ
Всего на свете добиться сможете вы,
Мы это точно знаем.
И вам во всех ваших делах
Удачи мы желаем.
Пусть все неудачи и беды
Обернутся вашей победой!
Заключительное слово классных руководителей 5-ых классов:
Вы ожидаете добрых учителей, хороших оценок, интересной школьной жизни и дружного коллектива. Мы назвали много различных качеств, которые вам понадобятся в 5-ом классе:
• умение слушать и выполнять задание;
• умение думать, мыслить логически;
• умение ориентироваться в большой школе;
• сообразительность, воображение, взаимопонимание, дружба;
• старательность, любознательность.
Чтобы на земле росли цветы, чтобы приятно было всем общаться друг с другом, нужно быть активными, смелыми, настойчивыми, дружными, находчивыми. Посмотрите, какой у нас получился цветок. У него волшебные лепестки с советами для вас. С их помощью вы узнаете, какие качества вам понадобятся в 5-ом классе.
Литература
1. Соловейчик С. Правила учащихся. Хрестоматия по педагогической психологии. – М., 1995.
2. Из репертуара агитбригады 21-й спецшколы Москвы, инсценировки С. Добровой «Про наши дела» / Вожатый, № 8. – 1978.
3. Владимирова Ю. Новичок в средней школе. Программа адаптационных встреч для пятиклассников / Школьный психолог, № 9. – 2004.
4. Журнал «Пионер», № 12. – 1983.