Элективный курс «Основы журналистики» является профориентационным: знакомит с профессией энергичных, остро и глубоко мыслящих людей. Этот курс имеет практическую направленность, его задача — помочь сделать первые шаги на пути освоения этой интересной и востребованной в современном мире профессии.
Выбор данного курса определён тем, что занятие журналистикой решает одну из главных задач воспитания — формирование социально активной личности. Курс предназначен учащимся 10-11-х классов гуманитарного направления, рассчитан на 17 часов обучения. Он опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базовых курсов «Русский язык», «Литература», а также «Стилистики», «Культуры речи».
Одним из важнейших инструментов курса являются современные информационные технологии: компьютерная обработка материала, работа с различными программами, сайтами. На занятиях используются такие формы работы, как практикум, деловая игра, беседа, диалог, проблемная лекция, тренинг, элементы технологии интерактивного обучения, составление опорных схем и конспектов, создание текстов, анализ журналистских текстов.
Актуальность курса состоит в его социальной направленности, что отвечает требованиям, предъявляемым к современному выпускнику как к активной личности, способной добиться успеха в обществе.
Цель курса: ориентировать учащихся на подготовку к осознанному выбору сферы будущей профессиональной деятельности, оказывать помощь в определении собственных интересов и способностей:
- знакомить со спецификой творчества журналиста;
- изучать основы журналистского мастерства;
- строить связные высказывания, используя различные газетные жанры.
Задачи курса:
- Развитие умения работать с текстами публицистического стиля.
- Ознакомление с основными информационными и аналитическими газетными жанрами.
- Осуществление «пробы пера» в разных жанрах литературного творчества.
- Развитие журналистских качеств.
Содержательное наполнение курса
Журналистика как наука. История журналистики. Средства массовой информации и их роль в обществе.
Основы профессии − журналист. Основные составляющие профессии журналиста. Журналистский успех. Профессиональные и морально-этические качества журналиста. Специализации журналистики.
Журналист и аудитория. Профессионально-нравственные вопросы взаимоотношений журналиста с обществом. Социальная ответственность и этика профессионального поведения.
Типы и жанры журналистики. Политическая, деловая, бульварная, музыкальная, спортивная, научная журналистика. Газетно-журнальная журналистика. Теле- и радиожурналистика. Интернет-журналистика.
Работа с материалом. Знакомство с информационными и аналитическими жанрами публицистики. Структура материала: введение, основная часть, заключение. Форма написания: монолог, диалог с читателем. Заглавие и подзаголовок, виды заметок (короткая или расширенная), интервью, репортаж, очерк, обзор, приёмы для развития интереса к материалу.
Работа с иллюстрациями. Совместное размещение с текстом. Соотношение текста и изображений. Правила размещения.
Проект по выбору «Эссе», «Статья», «Очерк», «Рецензия», «Интервью».
На одном из первых занятий ребята представляли домашнее задание: убедить родителей в правильности своего выбора профессии журналиста или разубедить сына/дочь стать журналистом. Самый интересный диалог предложил Смолянинов Дмитрий.
Действующие лица: сын и мама.
Сын: - Мам, я хочу тебе сказать:
Решил я журналистом стать.
Мама: - О, Боже мой! Каких страстей накал!
Ой, хватит ведь меня удар!
С: - Ах, неужели ты не одобряешь выбор мой?
М: - Конечно нет. Иди-ка в бухгалтерию ты лучше, дорогой.
Сидишь себе на одном месте ровно,
Бумажки пишешь да печати ставишь… Всё спокойно.
С: - Но, журналистом будучи, смогу я в дальних странах побывать,
Иль в Антарктиду вдруг отправлюсь я, быть может!
М: - Без шапки не пущу!
С: - А в Африку!
М: - Туда ты не поедешь тоже.
Да и вообще – сиди в своей стране,
Нашёлся путешественник великий, тоже мне!
С: - Ну хорошо! Но и в своей стране
Смогу построить я карьеру журналиста!
М: - Смешно-смешно! Попробуй-ка, дружок, пробиться,
Там конкуренция – тебе такое в страшном сне и не приснится!
С: - А если я смогу?
М: - Тогда тебе
Всю жизнь придётся по Земле скитаться,
Заказы чьи-то выполнять, за кем-то гнаться,
Вынюхивать, выслеживать, искать.
А жить когда?
С: - Да это жизнь и есть!
М: - Ты за своё опять?
Быть может – прекратишь мне наконец перечить?
За что мне эти испытанья в этот вечер?
С: - Я от мечты своей отречься не могу…
М: - Я слышу всё!
С: - Ну ладно, хорошо. Молчу-молчу…
Предлагаем методическую разработку занятия элективного курса в 10 классе на тему «Газета в пространстве Интернета».
Визитная карточка занятия
№ |
Свойства |
Характеристика |
1. |
Цели |
- понимать особенности печатных и электронных СМИ; - извлекать и преобразовывать информацию; - развивать аналитические умения; - совершенствовать навыки коммуникативной культуры. |
2. |
Планируемые результаты |
- личностные: формировать потребность в речевом самосовершенствовании; - метапредметные: работать с различными источниками информации, критически оценивать информацию современных massmedia, сравнивать объекты, свободно излагать свои мысли; - предметные: осознание различий между текстом печатных СМИ и веб-изданий, готовность создавать веб-материалы. |
3. |
Предметные области |
- журналистика; - стилистика; - культурология; - культура речи; - информатика. |
4. |
Проблемные вопросы |
- Каковы отличия между текстом печатных СМИ и веб-изданий? - Какими навыками работы с текстом должен обладать журналист веб-издания? |
5. |
Средства обучения |
- выпуски школьной газеты «ЛицеистЪ»; - материалы предметного сайта «РУСЛИТА»; - тексты газеты и страницы веб-издания; - сайты разных видов; - проектор, компьютер, нетбуки. |
6. |
Контроль |
- контроль учителя; - самоконтроль; - взаимоконтроль. |
7. |
Оценка |
- оценка учителя; - самооценка; - взаимооценка в группе и паре. |
8. |
Результат |
- сопоставительная таблица; - отформатированный текст; - буклет; - веб-словарь основных понятий (глоссарий). |
Общая схема занятия
№ |
Этапы |
Время |
Учебный материал |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. |
Мотивация к деятельности Цель этапа: включение обучающихся в деятельность. |
1 мин. |
Приветствие и пожелание успешной работы. |
Слово учителя. |
Настраиваются на работу. |
2. |
Актуализация знаний Цель этапа: контроль качества выполнения индивидуального домашнего задания. |
5 мин. |
История создания школьной газеты. Наши публикации на предметном сайте. |
Организует повторение знаний.
|
Слушают, оценивают.
|
3. |
Пробное учебное действие и анализ причины затруднений Цель этапа: подготовка обучающихся к изучению нового, обсуждение затруднений. |
6 мин. |
Текст газеты и страницы веб-издания. |
Создаёт проблемную ситуацию, предлагая сравнить тексты. |
Делают записи, находят отличия в способе передачи информации. Испытывают затруднения в характеристике текста веб-издания.
|
4. |
Поиск выхода из затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе выбор способа и средств их реализации. |
2 мин. |
Формулировка темы и целей занятия. |
Организует работу обучающихся по анализу проблемной ситуации и поиска способов выхода из неё.
|
Формулируют тему, определяют цели учебной деятельности. Выбирают способы и средства выхода из затруднения. |
5. |
Формирование новых понятий Цель этапа: применение разных способов действий формирует понимание новых понятий. |
10 мин. |
Основные понятия веб-изданий (гипертекст, гиперссылка, контент, дизайн, навигация, трафик, блог). |
Организует индивидуальную, парную работу, работает с группой.
|
Работа осуществляется в парах, в группах (выбирают сами обучающиеся). |
6. |
Афиширование результатов применения новых понятий и способов действий Цель этапа: включение нового в систему знаний. |
18 мин. |
Демонстрация результатов деятельности группы и пары. |
Исправляет, контролирует. |
Слушают, делают выводы о проделанной работе.
|
7. |
Рефлексия Цель этапа: осознание обучающимися результатов деятельности. |
2 мин. |
Незаконченные предложения. |
Оценивает работу обучающихся. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты. |
8. |
Задание на дом. |
1 мин. |
Задание на выбор. |
Комментирует Д/З. |
Записывают Д/З. |
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
1. Мотивация к деятельности.
Учитель:
– Газета «Таймс» (печатается с 1785 года) вывела универсальную формулу текстового пространства:
«Проза – это слова в наилучшем порядке; поэзия – наилучшие слова в наилучшем порядке; а журналистика – давно известные слова в давно известном порядке».
Надеюсь, что сегодня, ребята, вы сумеете гармонично соединить наилучшее с известным!
2. Актуализация знаний.
Учитель:
– Обратимся к одному из интересных видов печатных СМИ – школьной прессе. Газета «Лицеист» имеет свои давние традиции.
Выступление ученика. Презентация «История создания школьной газеты».
Учитель:
– Чему учатся юные журналисты, работая над выпуском газеты?
(Учатся работать с фактами, текстом, изображением, учатся ценить слово, понимать его значимость.)
Ученик раздаёт выпуски лицейской газеты.
Учитель:
– Каким способом сегодня легче распространить информацию?
(В погоне за оперативностью печатные СМИ не могут соперничать с всемирной паутиной. Журналистика переместилась на страницы Интернета.)
– У нас есть опыт публикаций на предметном сайте «РУСЛИТА».
Выступление ученика. Обзор публикаций на предметном сайте «РУСЛИТА».
3. Пробное учебное действие и анализ причины затруднений.
Учитель:
– Перед вами тексты нашей газеты. Есть ли смысл сохранения бумажной версии? Зачем?
– Смогли бы мы сегодня перенести газету в Интернет?
– Что нам мешает это сделать?
4. Поиск выхода из затруднения.
– Какой будет тема нашего занятия?
(Создаём свою интернет-газету. Газета в пространстве Интернета.)
– Каковы же наши цели?
(Узнать, по каким законам создаются интернет-проекты, чем они отличаются от печатных газет. Нужно выяснить особенности текстов в Интернете, понять, какие информационные задачи они выполняют.)
– Предлагаю разделиться на группы.
5. Формирование новых понятий.
Первая группа учащихся выясняет лексическое значение новых слов, работая со словарями иностранных слов и составляет веб-словариК (глоссарий).
Вторая группа работает над исправлением некорректно набранного текста в редакторе WORD.
Третья группа продумает и обоснует концепцию нового проекта газеты, сверстает макет.
ВРЕМЯ – 10 МИНУТ.
Учитель работает с четвёртой группой:
– А мы с вами выясним, есть ли принципиальные отличия между обычной газетой и электронной.
– На прошлом занятии мы давали характеристику печатным газетам. Применимы ли эти критерии к интернет-изданию?
– Что пригодится для нашей веб-газеты? Подчеркните зелёным цветом.
– Чем отличаются? Подчеркните красным.
– Что осталось лишним? Почему?
– В каком случае нет аналогии вообще?
ВЫВОД: Газета газете рознь!
Заполнение таблицы.
Отличия печатных газет от веб-издания
№ | Критерии | Совпадают | Отличаются | Нет аналогии |
1 | Сфера распространения | |||
2 | Тематика | |||
3 | Характер аудитории | |||
4 | Периодичность | |||
5 | Тип | |||
6 | Текст | |||
7 | Формат | |||
8 | Дизайн | |||
9 | Качество | |||
10 | Стоимость |
– Наша работа была плодотворной. Посмотрим, каковы результаты у других групп.
ВНИМАНИЕ! Время истекло, афишируем свои результаты.
6. Афиширование результатов применения новых понятий и способов действий.
– Итак, первая группа. С какими понятиями вы познакомились? Используйте эти понятия в речевой ситуации. (Учащиеся вывешивают на доску слова, объясняют их значение и разыгрывают минисценку.)
Глоссарий
(Выделенный буквы обозначают ударные слоги.)
ГИперссЫлка – активное место в документе, по щелчку мышкой открывается другая страница или файл.
Любое информационно значимое наполнение веб-сайта — тексты, графика, мультимедиа — вся информация, которую пользователь может загрузить на диск компьютера для личного пользования, называют контЕнтом.
ТрАфик – объём информации, передаваемой через компьютерную сеть за определённый период времени, и количество посетителей, посетивших веб-страницу.
МакЕт – внешний вид страницы сайта, которую нарисовал дизайнер.
ДизАйн – вид художественно-проектной деятельности, сочетающей принципы удобства, экономичности и красоты.
ХОстинг – организация, предоставляющая дисковое пространство для размещения сайта, место, «где физически» расположен сайт.
БрАузер – программа для просмотра сайтов, их изменения, отправки данных в Интернет.
ШаблОн – разбитая на блоки страница, которую готовил верстальщик.
ДомЕн – это текстовое написание названия сайта, которое пользователь пишет в строке «адрес» своего браузера, чтобы попасть на сайт.
– Вторая группа, что не устроило вас в напечатанном тексте? К каким выводам вы пришли?
(Вторая пара предъявляет исправленный в редакторе WORD текст и объясняет причины недочётов, называет основные правила. Такие недочёты исправлять никто не будет: ни корректор, ни редактор, ни верстальщик газеты, ни администратор сайта.)
Правила набора текста:
1) Кавычки.................................................................................... .
2) Тире и дефис – это.................................................................... .
3) Пробелы................................................................................... .
4) Запятые.................................................................................... .
– Третья группа, представьте свою концепцию и макет будущей веб-газеты. (Группа с нетбуками и планшетами представляет классификацию видов сайтов и специфику текстовой информации в них.)
Аудитория (для кого?)______________________________________.
Задачи (зачем?)____________________________________________.
Контент (что?)._____________________________________________.
Разделы/блоки (о чём?)______________________________________.
Примеры рубрик веб-газеты
РУБРИКИ |
ЖАНРЫ |
Посвящение в лицеисты |
Видеорепортаж |
Наша гордость |
Хроника событий, обзор |
Закулисье профессии |
Интервью |
Смотрите, кто пришел! |
Фоторепортаж |
Ура, каникулы наступают! |
Заметка |
Поздравительные открытки |
Поздравления |
Среди видов электронной прессы выделяют «клоны», «гибриды» и «оригиналы». «Клоны», то есть электронный вариант есть у печатных газет, радио, ТВ. «Гибриды» сочетают традиционную и сетевую форму. «Оригиналы» возникли как авторские проекты в Интернет-пространстве.
ВЫВОДЫ:
– Какими навыками работы с текстом должен обладать журналист веб-издания?
(Веб-журналист отличается от своих собратьев по перу, так как он должен владеть техническими, литературными, дизайнерскими навыками, быть способным к самообучению.)
7. Домашнее задание.
Выберите задание по своему желанию:
1) Написать эссе на тему «Выживут ли газеты в эру веб-технологий?»
2) Написать по выбору – заметку, интервью, репортаж, обозрение – для тематического номера «Лицей сегодня».
8. Рефлексия.
Ребята, перед вами несколько предложений. Предложите свои варианты их окончания.
Самооценка:
– Я сегодня узнал о...
– Мне показалось интересным...
– Я научился...
– Было непонятно...
Взаимооценка:
1. Какая группа сегодня работала успешно, слаженно, напряженно?
2. Как работала Ваша группа?
9. Заключительное слово учителя.
Писатель из Словении Жарко Петан сказал:
«О светлом будущем заботятся политики, о светлом прошлом – историки, о светлом настоящем – журналисты».
Нам предстоит ещё многое узнать о современной журналистике, подготовить интересные и актуальные материалы для публикаций, узнать, как работают журналисты узких специальностей.
Литература
1. СМИ в пространстве Интернета: Учебное пособие / Лукина М.М,, Фомичева И.Д. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – 87 с.
2. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. (Серия «Высшее образование»). – 160 с.