Конец прошлого учебного года в 9 классе пришёлся на дистанционное обучение. По плану «Мёртвые души» Н.В. Гоголя.
Безусловно, уроки в очном формате совсем не то, что в дистанционном. Если на платформе ZOOM с ограничением по времени, то и вовсе пустяк: от 5 до 10 минут перекличка всех, кто вышел на связь, 30 минут собственно на тему урока.
Были составлены текстовые краткие конспекты уроков для тех, кто вовремя не пришёл или болел.
УРОК 1
Биография Николая Васильевича Гоголя. История создания поэмы «Мёртвые души»
1. Материал для наблюдения (факты из жизни и творчества писателя).
У классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя польско-украинские корни. Его родиной была Полтавская губерния. Родился знаменитый писатель в селе Великие Сорочинцы 20 марта 1879 года.
Детство его прошло в родительском имении Васильевка, которое прозвали Яновщиной по фамилии владельцев. Васильевка принадлежала роду Яновских. Украинскую фамилию Гоголь добавил к польской фамилии Яновский дед писателя. Афанасий Демьянович хотел подчеркнуть родство с легендарным украинским гетманом Остапом Гоголем, чтобы получить дворянскую грамоту.
Доказательства родства были очень шаткими, но дед Гоголя всё-таки стал дворянином. До этого Яновские были потомственными священниками.
Позже Николай Васильевич Гоголь отказался от двойной фамилии. Исследователи связывают этот отказ с Польским восстанием 1830 года. Польская фамилия могла помешать карьере.
Мать Гоголя Марья Ивановна Косяровская считалась первой красавицей Полтавщины.
Отец писателя Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский был прирождённым рассказчиком. Он писал пьесы и ставил спектакли в домашнем театре своего дальнего родственника Дмитрия Трощинского.
Николай Васильевич Гоголь унаследовал отцовский талант. Первые стихи он начал писать ещё в 5 лет. Но настоящая страсть к сочинительству у него проснулась в Нежинской гимназии. Туда Гоголь поступил в 1821 году после 2 лет обучения в Полтавской уездной гимназии.
Вместе с однокашниками Гоголь выпускал сразу несколько литературных журналов. Там появлялись его первые элегии, повести и поэмы. В гимназии он написал и первую сатиру «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан».
В 1828 году Гоголь закончил гимназию.
Устроиться на службу не получалось. Стать актёром тоже не удалось. Деньги стремительно таяли, а холодный сырой климат сводил с ума. Романтическую поэму «Ганц Кюхельгартен», которую Гоголь опубликовал под псевдонимом Алов, критики разгромили.
1830 год стал знаковым для Гоголя. Он познакомился с Жуковским, Дельвигом и Плетнёвым. Благодаря Жуковскому Гоголь оказался в обществе самых умных и талантливых людей России и стал своим в литературных кругах. Дельвиг начал печатать статьи Гоголя в «Литературной газете» и журнале «Северные цветы». А Плетнёв рекомендовал Гоголя в Патриотический институт и устроил встречу с Пушкиным. Пушкин и Гоголь не просто дружили. Пушкин подарил Гоголю идеи для пьесы «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души».
В этом же году в журнале «Отечественные записки» напечатали повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала».
«Вечера на хуторе близ Диканьки» принесли Гоголю настоящий успех. Первая часть вышла осенью 1831 года. В неё входили повести «Сорочинская ярмарка», «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница» и «Пропавшая грамота». Вторая часть вышла через год. Она состояла из повестей «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть», «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», «Заколдованное место».
И снова Гоголь не указал авторство. Он поступает как Пушкин с «Повестями Белкина», придумывает себе литературную маску. В издании значилось: «Повести, изданные пасичником Рудым Паньком». Говорили, что наборщики в типографии хохотали над текстом во время работы.
Гоголь рисует и сатирические образы. Он высмеивает местные власти, самодура голову, жадных дьячков, которые заводят шашни с ведьмами, «когда дьячихи нет дома». Но сатира эта пока ещё очень мягкая.
В сборнике «Миргород», который вышел в 1835 году, уже совершенно другое настроение. Хотя в подзаголовке Гоголь обозначил: «Повести, служащие продолжением „Вечеров на хуторе близ Диканьки“». Мистическая повесть здесь только одна — «Вий». Гоголевский язык ещё полон олицетворений и сказочных гипербол.
«Миргород» состоит из 4 повестей: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». В сборнике 2 части. В каждой из частей первая повесть по содержанию и смыслу противопоставлена второй. От скучной истории пожилых помещиков мы переходим к героическому Тарасу Бульбе. От мистики «Вия» — к мелочной ссоре двух друзей. Смысл такой композиции можно объяснить словами самого Гоголя: «Бей в прошедшем настоящее, — и тройною силою облечётся твоё слово».
Вместе с «Миргородом» вышел сборник «Арабески». В нём главным местом действия становится Петербург. В 1836 году Гоголь закончил комедию «Ревизор». Комедия понравилась императору Николаю I, он даже наградил автора бриллиантовым перстнем. «Ревизора» поставили в театре, но Гоголь постановкой был недоволен. Он считал, что комедию неправильно поняли.
В 1836 году Гоголь надолго уехал в Европу. Удивительно, но первая часть поэмы «Мёртвые души» была написана за границей. В Россию писатель вернулся только через 5 лет. В Москве он начал работу над второй частью поэмы, а закончив, Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ». Писатель тяжело переживал духовный и творческий кризис. Всего через девять дней после сожжения рукописи Гоголь умер.
2. История создания поэмы "Мёртвые души".
Вот ссылка для просмотра.
3. Чтение и анализ 1-2 глав поэмы.
Анализ 1 главы. Писатель не даёт названия ни одной главе в своей поэме (исключение составляет вставная новелла «Повесть о капитане Копейкине»).
Но первую главу в композиционном плане можно назвать «Знакомство с городом N». Это экспозиция в поэме, из которой мы узнаём немного о Чичикове, его цели и, самое главное, о губернском городе и чиновниках.
Проведите воображаемую экскурсию по городу и начните, пожалуй, её с гостиницы, затем обратите внимание на улицы, здания, посетите городской сад и отыщите достопримечательности, которые есть с избытком в любом городе, как выглядит город N ночью?
Какое впечатление вначале произвел Чичиков на жителей губернского города?
И вот мы с Чичиковым зачем-то на балу у губернатора. Как характеризует Гоголь гостей на вечеринке? Почему он делит мужчин на толстых и тонких?
Анализ 2 главы. Эту главу можно назвать «Первый визит к помещику». И этот помещик - Манилов. Эта глава по своему строению будут похожа на следующие главы с описанием визитов Чичикова. Нужно понять её особенности и потом нам будет легче воспринимать отличия во встречах с помещиками.
Какое впечатление можно составить о Манилове по пейзажу, по описанию его дома, а потом внутри дома?
К чему сводятся духовные запросы и желания Манилова?
Как характеризует Манилова его речь, например: «майский день, именины сердца», «почтеннейший и прелюбезнейший», «наблюсти деликатность»?
Чем оборачивается «мягкость» и «любезность» Манилова в отношении к крестьянам?
Как воспринял Манилов предложение Чичикова продать «мёртвые души»?
Чем убедил Чичиков Манилова совершить сделку на покупку душ?
УРОК 2
Образы помещиков в поэме «Мёртвые души»: помещица Коробочка
1. Материал для наблюдения из 3 главы.
Когда я проверяла ваши ответы после прочтения главы о Манилове (кое-кто из учеников его назвал МАЛИНОВЫМ, ошибся, конечно, но смешно).
Однако не все обратили внимание на самый первый мой вопрос о пейзаже, о доме на юру, саде помещика, а ещё на интерьер дома. Поэтому видеоурок напомнит о самых важных моментах, на которые кое-кто не обратил никакого внимания, читая главу о Манилове. В этом же уроке будет дана характеристика помещицы. Будьте внимательны при чтении главы в этот раз!
2. Видеоурок «Образ Коробочки».
Вот ссылка на видеоурок.
3. Задания после чтения 3 главы поэмы.
Анализ 3 главы.
Вы заметили, что Манилова нет имени (жена – Лиза, сыновья Фемистоклюс и Алкид)? Он человек, у которого нет ни прошлого, ни будущего).
Теперь Чичиков попадает к помещице Настасье Петровне Коробочка (женские фамилии на гласную букву не склоняются!). Коробочка носит имя, будто медведица из сказки. Мы с вами понимаем, что имя героя – это способ создания образа героя.
В «Мертвых душах» все образы помещиков строятся по одному плану.
Если вы встречаетесь с новым человеком, что важно для вас, чтобы сложился образ?
Конечно, портрет, интерьер, пейзаж, отношение к окружающим, диалог, детали, имя и фамилия.
Таким образом, если мы рассмотрим эти положения, у нас получится полный образ героини:
- Имена и фамилии помещиков более или менее значимы (содержат важные ассоциации, говорящая фамилия, авторское прозвище).
- Портрет (как правило, их два: первый – беглый, второй – более подробный)
- Авторская характеристика (в неё обязательно входит рассуждение о типичности данного героя для русской жизни).
- Пейзаж усадьбы как своеобразная эмблема (или «зеркало») души героя.
- Интерьер помещения (с теми же функциями).
- Сопутствующие персонажи (члены семьи, прислуга, другие гости).
- Диалог с Чичиковым о мёртвых душах (здесь, как правило, открывается наиболее важный аспект характера помещика).
Гоголевские образы интересны. Символично, что провожает Чичикова из имения девчонка Пелагея (свободная, независимая, гордая), хотя о какой гордости может идти речь, если «черноногая» читать не умеет и за счастье почитает «посидеть на козлах»!
Ответьте на вопросы:
Как Чичиков попал к Коробочке?
Какое впечатление можно составить о Коробочке по пейзажу, по описанию её дома, а потом внутри дома?
К чему сводятся жизненные интересы и добродетели Коробочки?
Как характеризует Чичиков Коробочку?
Почему Гоголь дал помещице такую фамилию?
Как восприняла Коробочка предложение Чичикова продать «мёртвые души»?
Как уговорил Чичиков Коробочку совершить сделку на покупку душ?
УРОК 3
Образы помещиков в поэме «Мёртвые души»: Ноздрёв и Собакевич
1. Видеоурок посвящён трём героям.
Несмотря на то что видеоурок посвящён сразу 3 героям поэмы (Ноздрёву, Собакевичу и Плюшкину), мы его посмотрим по частям, с остановками, чтобы по тексту Гоголя проследить за поведением помещиков и Чичикова. Сегодня понаблюдаем за Ноздрёвым и Собакевичем. А вот Плюшкину уделим особое внимание в следующий раз!
Смотрим по этой ссылке.
2. Задания после чтения 4 и 5 главы поэмы.
Анализ 4 главы.
Читая главу о Ноздрёве, понаблюдайте за его портретом и речью - в них сущность героя. Помните и о том, что Гоголь вновь использует свой план знакомства с новым помещиком, подробно описывая поместье Ноздрёва, интерьер его кабинета, обеда (“обед, как видно, не составлял у Ноздрёва главного в жизни; блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось”).
Чичиков в этой главе вроде бы ведёт себя как обычно: подстраивается под нового человека, психологически верно "считывая" правила подходящего поведения. Но с Ноздрёвым всё идёт не по плану, не так. Почему? Какие новые черты натуры Чичикова предстают перед читателем? Давайте поразмышляем над этим!
Ответьте на вопросы:
1) Как характеризуют Ноздрёва его портрет (как кровь с молоком, один бакенбард был не так уж густ, как второй) и речь («такая бестия», «свинтус ты за это», «скотовод эдакой», «жидомор», «фетюк», малознакомому человеку он говорит «ты»)?
2) Что имел в виду Гоголь, называя Ноздрёва «многосторонним» и «историческим» человеком?
3) Какие черты характера свойственны Ноздрёву?
4) Как Ноздрёв реагирует на предложение Чичикова о продаже мёртвых душ?Почему Чичикову пришлось удирать от Ноздрёва?
Анализ 5 главы.
Известно, что вещи несут отпечаток характера человека, которому они принадлежат. особенно это видно в доме Собакевича, всё так и кричит: "И я тоже Собакевич!" Сам помещик и вокруг него изображается в гротесковом виде - преувеличенно в тысячу раз! Неслучайно он сходен с медведем: «фрак…медвежьего цвета». Интерьер представлен в качестве выразительных деталей и характеризует социальный статус, сферу интересов героя (заметьте, какие картины висели на стенах).
Авторских характеристик Собакевича – две. Мы слышим их во внутренних монологах Чичикова: “совершенный медведь” и “человек – кулак”.
Собакевич любит поесть. У него чудовищный аппетит. Собакевич не только не стыдится своего болезненного обжорства, а гордится этим. Он даже считает, что умение поесть – главное достоинство русского человека.
Ответьте на вопросы:
1)Как дом и вещи в доме Собакевича подчёркивают его сущность и в чём она состоит?
2) Как характеризует этого героя то, что он ни об одном из городских чиновников не сказал доброго слова: председателя палаты назвал дураком; губернатора – разбойником; полицмейстера мошенником; прокурора - свиньёй?
3) Почему при продаже своих «мертвых душ» Собакевич вовсю расхваливает своих крепостных?
4) Как отнёсся Собакевич к предложению Чичикова продать ему «мёртвых душ»? О какой цене договорились Чичиков с Собакевичем?
УРОК 4
Образы помещиков в поэме «Мёртвые души»: Плюшкин
1. Видеоурок посвящён одному герою - последнему помещику в «галерее» помещиков.
Итак, кто же такой Плюшкин? Как он оказался на «дне» жизни?
Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич…
Случайно ли автор знакомит нас с ними именно так? Почему? Такое знакомство с помещиками обусловлено замыслом автора: показать героев по мере «омертвения» их душ.
Н. В. Гоголь для создания образов помещиков использует описание усадьбы, господского дома, интерьер дома, портрет помещика, его речь, поступки. Не исключение и Плюшкин.
Смотрим видеоурок по ссылке (ту часть, что посвящена именно Плюшкину)
Читаем главу, посвященную Плюшкину, в книге «Мёртвые души» Гоголя.
2. Задания после чтения 6 главы поэмы.
1) Выдерживает ли Н. В. Гоголь основной принцип изображения помещиков?
2) Какое впечатление произвела на вас глава о Плюшкине? Какие мысли и чувства вызвала?
3) Какая самая живописная деталь портрета Плюшкина? Как называет Гоголь своего героя?
4) Какие поступки, характерные для Плюшкина, вы могли бы назвать?
5) Как ведёт себя Плюшкин после отъезда Чичикова?
6) Чем Плюшкин хуже всех остальных помещиков и есть ли в нём что-то человеческое?
УРОК 5
Образ Чичикова в поэме «Мёртвые души» Н.В. Гоголя
1. Видеоурок посвящён главному герою - Чичикову.
Образ Чичикова вызывает разные трактовки у критиков:
В.Кожинов: "Чичиков по-настоящему сильная личность…".
С.И.Машинский: "В эпопее с "мёртвыми душами" наиболее ярко раскрылась дьявольская энергия и изобретательность Чичикова, его характер дельца и изобретателя новой формации…".
В.Набоков: "Дурак…глупостью было торговать мёртвыми душами у старухи и Ноздрёва".
М. Б. Храпченко: "Одно из качеств Чичикова - способность к мимикрии, противоречие между стремлением казаться и внутренней сущностью характера".
А.И.Герцен: "Один деятельный человек - Чичиков, и тот ограниченный плут".
И.П.Золотусский: "Ведь он плутует, а плут не может не рисковать. Из взлётов и падений состоит жизнь плута - таков уж закон. Но всё же, но всё же…".
В.Г.Маранцман: "Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже "мёртвая душа". Ему недоступна "блистающая радость жизни".
Итак, Чичиков в понимании критиков "плут", "синтетический характер", "заурядность", "дурак, способный к мимикрии", "делец", "приобретатель" - и совсем противоположная точка зрения: "сильная личность". Литературоведы не только разошлись во мнениях, но и высказывают совершенно противоположные точки зрения.
А что же скажем мы, современные читатели гоголевской поэмы?
Сначала смотрим видеоурок по ссылке (длится примерно 6 минут)
Затем читаем 11 главу, посвященную Чичикову, в поэме "Мёртвые души" Гоголя.
2. Задания после чтения 11 главы поэмы.
1) Что сближает Чичикова с 5 помещиками?
2) Чем именно Чичиков отличается от 5 помещиков?
3) Какие качества Чичикова способствовали его карьерному росту и обогащению (в детстве, юности и зрелости)?
4) Почему литературным предшественником Чичикова считается Молчалин (герой комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"?
5) Кто же такой Чичиков: подлец, приобретатель или..?
6) Есть ли надежда на возрождение Павла Ивановича Чичикова (обратите внимание на его имя)?