Реализуем программу внеурочной деятельности «Планета 21» по направлению «журналистика».
Тема: «Работа с источниками информации»
Форма занятия: деловая игра – моделирование профессиональной деятельности.
Цель: закрепление навыков работы с источниками информации
Задачи:
Обучающие:
- сформировать умение подбирать материал из различных источников для заметки в школьную газету;
- развивать логику подачи материала;
- закрепить умение составлять текст заметки.
Развивающие:
- развивать индивидуальные способности детей;
- создать условия для активного включения обучающихся в занятия журналистикой;
- формировать навыки работы в коллективе.
Воспитывающие:
- способствовать профессиональной ориентации обучающихся;
- формировать уважительное отношение к участникам коллектива и их деятельности;
Возраст обучающихся:14-15 лет
Оборудование: ПК и интерактивна доска, блокноты для записей, письменные принадлежности (ручки, цветные карандаши), листы А3 для макета заметки.
Подготовительный этап. Перед началом цикла практических занятий обучающиеся проходят диагностику (под руководством психолога) «Типы мышления». В соответствии с результатами диагностики формируются 2 группы, в каждой из которых учащимся отводятся роли: художник-оформитель, корреспондент, корректор, верстальщик.
Ход занятия
- Мотивация к деятельности. Эмоциональный настрой
Работа с эпиграфом: «В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить». Cократ
Высказывания детей.
- Актуализация знаний.
Учитель:
- Ребята, мы с вами уже работали с видами источников, где журналист может добывать информацию. Давайте вспомним, что это за источники.
Ответы обучающихся: соцопросы, интервью, литература и публицистика).
На слайде – источники информации с гиперссылками.
- Целеполагание
Учитель:
- Сегодня мы с вами будем готовить заметки для нашей газеты «ЛицеистЪ» и группы в ВК «Планета 21». Какие этапы создания текстовой заметки существуют?
Ответы обучающихся:
- подбор и отбор материала;
- оформление материала;
- редакция (учитель дополняет, комментирует).
Учитель:
- Верно. Следовательно, такие задачи сегодня мы себе и поставим:
-подобрать материал из различных источников для заметки в школьную газету;
-выстроить логику подачи материала;
- составить текст заметки.
- Работа с источниками (теоретический блок)
Учитель:
- Перед вами – две группы источников информации (соцопрос, интервью, публицистика и литература), каждая из них объединена общей темой. Ваша задача – по очереди открывать эти источники и сделать вывод, какой теме они посвящены. Не забывайте: настоящий журналист не упускает никакой информации, поэтому важно фиксировать все, что сейчас будет вам открываться, для этого у вас есть все необходимое.
Интерактивный элемент (Приложение) содержит следующие источники информации:
- Данные Центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ);
- цитаты из литературных произведений, афоризмы;
- видеоинтервью с педагогами и учащимися МБОУ «Лицей № 21»
Группы открывают по очереди источники (по выбору), фиксируют основные тезисы в блокнотах для записей. Высказывают предположения: первая тема посвящена профессии учителя, вторая – профессии психолога.
- Вы правильно определили темы ваших статей: это особенности работы педагога и психолога, то, что вам близко.
- Работа с заметкой (практический блок)
Учитель:
- А теперь переходим к составлению заметки. Но перед этим вспомним, из каких элементов она состоит (заголовок, лид, текст заметки, бэкграунд).
- В каждой группе есть художник-оформитель, пока редакторы работают над текстом, вы уже можете составить макет газетной полосы или иллюстрацию к вашей заметке.
- Для основного текста материал у вас есть, теперь поработаем с заголовками. Используем прием, с которым вы уже работали – «Всадник без головы». У вас на столах варианты заголовков для ваших статей. У вас есть 5 минут для того, чтобы подумать, чему будет посвящена ваша заметка и какой у нее будет заголовок. Не забывайте: заголовок – это самая важная часть заметки. Именно от него зависит, заинтересует ли ваш материал читателя или же он захочет его пропустить.
Обучающиеся выбирают заголовки из предложенных
- Самостоятельная работа (5 минут)
Учитель:
- А сейчас вам предстоит самая важная работа – составление текста заметки. Подумайте, какую информацию из источников вы будете брать, а какую – нет. Возможно, для вашей заметки понадобится вся полученная информация. Если нужно еще раз открыть какой-нибудь источник, говорите, мы это сделаем. На время выполнения задания у вас есть 10 минут.
- Представление статей)
- А сейчас я предлагаю вам представить тексты, которые у вас получились. Для этого я прошу выйти сюда одного представителя от группы и художника-оформителя.
Представители групп презентуют получившиеся заметки (см. в Приложении) и иллюстрации к ним. Объясняют выбор элементов оформления.
8.Рефлексия деятельности
- Давайте вспомним наши задачи, поставленные в начале урока. Все ли мы с вами выполнили? Предлагаю каждому из вас подумать и закончить предложение: «Сегодня на занятии…». Ответы обучающихся.
По правилам сдачи материала в печать, вы должны сдать ваши тексты на проверку главному редактору. И только после окончательной редакции и утверждения статьи она попадает в средства массовой информации. Прошу сдать мне ваши статьи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Каким должен быть современный педагог
В современном мире профессия педагога продолжает оставаться очень значимой. Благодаря учителям мы познаем этот мир, приобретаем новые навыки и знания, получаем поддержку. Однако педагог должен обладать определенными качествами, чтобы должным образом преподнести детям материал, научить верить в себя. Какие же качества это должны быть? Выясним это, опираясь на примеры данных ВЦИОМ и ответах обучающихся лицея.
Центр изучения общественного мнения провел опрос «Какими, на ваш взгляд, главными качествами должен обладать хороший учитель?» Большинство опрошенных ответили, что учитель должен «быть добрым/уважать детей». Далее по степени убывания расположились варианты ответов «справедливый» и «грамотный». Меньшая часть опрошенных считает, что учитель должен быть «чуткий/внимательный». Из приведенной статистики можно сделать вывод, что дети больше всего ценят по отношению к себе доброту и уважение, а также справедливость. По всей видимости, обучающиеся легче усваивают материал, если учитель разговаривает с ними как бы на равных. Детям в первую очередь важна на компетентность преподавателя, сколько его умение видеть стать для учеников кем-то большим, чем просто наставник.
Из опроса учеников лицея можно понять, что главное для учителя – это быть терпимым к своим ученикам, обладать высокой выдержкой, а также целеустремленностью и желанием не останавливаться на достигнутом. Скорее всего, такое мнение обусловлено тем, что ученикам намного приятнее работать с учителем и легче запоминать материал, если педагог «живет своей работой», любит ее, что заставляет детей проникнуться преподаваемым предметом. Также немаловажно взаимоуважение и терпимость по отношению друг к другу.
По моему мнению, хороший педагог должен не только иметь обширный запас знаний о своем предмете, но и качества, помогающие ему выстраивать доверительные отношения с учениками, а именно доброта, любовь к своей работе и преподаваемому предмету, справедливость и высокая выдержка. Лишь тогда школьники будут в полной мере желать изучать школьные предметы, запоминать материал и достигать новых вершин в учебе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Насколько важна профессия психолога
В наше время одной из самых востребованных профессий является профессия педагога-психолога. Мы встречаем ее в школах, детских садах, образовательных центрах. А в чем состоит важность этой профессии? С какими трудностями помогает справиться психолог?
Согласно данным ВЦИОМ, одной из самых распространенных ситуаций, в которых нужна консультация — это высокий уровень тревожности. Также психологи помогают справиться с личными и семейными проблемами, проблемами в школе, с друзьями, к ним можно обратиться просто когда не с кем поделиться.
В своем интервью педагог-психолог лицея №21 Марина Пономарева рассказала о личностном ресурсе – совокупности позитивных явлений, которые влияют на мироощущение человека и помогают справляться с трудностями. По словам Марины Юрьевны, находить ресурс ей также помогают ее коллеги – психологи.
Таким образом, психолог приходит на помощь, когда людям нужно справиться с различными внутренними проблемами. Он помогает понять свои чувства, мысли и поступки, находить способы управления стрессами Цель его работы –создание гармонии и восстановление личных ресурсов.
Как говорила поэтесса Жанна Кусмеш: «Хороший психолог слушает сердцем и видит внутренним зрением. У него есть зоркость и чуткость в гармоничном сочетании с чувством меры».