Реализуем программу внеурочной деятельности «Планета 21» по направлению «журналистика».

Тема: «Работа с источниками информации»

Форма занятия: деловая игра – моделирование профессиональной деятельности.

Цель: закрепление навыков работы с источниками информации

Задачи:

Обучающие:

- сформировать умение подбирать материал из различных источников для заметки в школьную газету;

- развивать логику подачи материала;

- закрепить умение составлять текст заметки.

Развивающие:

- развивать индивидуальные способности детей;

- создать условия для активного включения обучающихся в занятия журналистикой;

- формировать навыки работы в коллективе.

Воспитывающие:

- способствовать профессиональной ориентации обучающихся;

- формировать уважительное отношение к участникам коллектива и их деятельности;

Возраст обучающихся:14-15 лет

Оборудование: ПК и интерактивна доска, блокноты для записей, письменные принадлежности (ручки, цветные карандаши), листы А3 для макета заметки.

Подготовительный этап. Перед началом цикла практических занятий обучающиеся проходят диагностику (под руководством психолога) «Типы мышления». В соответствии с результатами диагностики формируются 2 группы, в каждой из которых учащимся отводятся роли: художник-оформитель, корреспондент, корректор, верстальщик. 

Ход занятия

  1. Мотивация к деятельности. Эмоциональный настрой

Работа с эпиграфом: «В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить».  Cократ

Высказывания детей.

  1. Актуализация знаний.

Учитель:

- Ребята, мы с вами уже работали с видами источников, где журналист может добывать информацию. Давайте вспомним, что это за источники.

Ответы обучающихся: соцопросы, интервью, литература и публицистика).

На слайде – источники информации с гиперссылками.

  1. Целеполагание

Учитель:

- Сегодня мы с вами будем готовить заметки для нашей газеты «ЛицеистЪ» и группы в ВК «Планета 21». Какие этапы создания текстовой заметки существуют?

Ответы обучающихся:

- подбор и отбор материала;

- оформление материала;

- редакция (учитель дополняет, комментирует).

Учитель:

- Верно. Следовательно, такие задачи сегодня мы себе и поставим:

 -подобрать материал из различных источников для заметки в школьную газету;

-выстроить логику подачи материала;

- составить текст заметки.

  1. Работа с источниками (теоретический блок)

Учитель:

- Перед вами – две группы источников информации (соцопрос, интервью, публицистика и литература), каждая из них объединена общей темой. Ваша задача – по очереди открывать эти источники и сделать вывод, какой теме они посвящены. Не забывайте: настоящий журналист не упускает никакой информации, поэтому важно фиксировать все, что сейчас будет вам открываться, для этого у вас есть все необходимое.

Интерактивный элемент (Приложение) содержит следующие источники информации:

- Данные Центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ);

- цитаты из литературных произведений, афоризмы;

- видеоинтервью с педагогами и учащимися МБОУ «Лицей № 21»

Группы открывают по очереди источники (по выбору), фиксируют основные тезисы в блокнотах для записей. Высказывают предположения: первая тема посвящена профессии учителя, вторая – профессии психолога.

- Вы правильно определили темы ваших статей: это особенности работы педагога и психолога, то, что вам близко.

  1. Работа с заметкой (практический блок)

Учитель:

- А теперь переходим к составлению заметки. Но перед этим вспомним, из каких элементов она состоит (заголовок, лид, текст заметки, бэкграунд).

- В каждой группе есть художник-оформитель, пока редакторы работают над текстом, вы уже можете составить макет газетной полосы или иллюстрацию к вашей заметке.

- Для основного текста материал у вас есть, теперь поработаем с заголовками. Используем прием, с которым вы уже работали – «Всадник без головы». У вас на столах варианты заголовков для ваших статей. У вас есть 5 минут для того, чтобы подумать, чему будет посвящена ваша заметка и какой у нее будет заголовок. Не забывайте: заголовок – это самая важная часть заметки. Именно от него зависит, заинтересует ли ваш материал читателя или же он захочет его пропустить.

Обучающиеся выбирают заголовки из предложенных

  1. Самостоятельная работа (5 минут)

Учитель:

- А сейчас вам предстоит самая важная работа – составление текста заметки. Подумайте, какую информацию из источников вы будете брать, а какую – нет. Возможно, для вашей заметки понадобится вся полученная информация. Если нужно еще раз открыть какой-нибудь источник, говорите, мы это сделаем. На время выполнения задания у вас есть 10 минут.

  1. Представление статей)

- А сейчас я предлагаю вам представить тексты, которые у вас получились. Для этого я прошу выйти сюда одного представителя от группы и художника-оформителя.

Представители групп презентуют получившиеся заметки (см. в Приложении) и иллюстрации к ним. Объясняют выбор элементов оформления.

8.Рефлексия деятельности

- Давайте вспомним наши задачи, поставленные в начале урока. Все ли мы с вами выполнили? Предлагаю каждому из вас подумать и закончить предложение: «Сегодня на занятии…». Ответы обучающихся.

По правилам сдачи материала в печать, вы должны сдать ваши тексты на проверку главному редактору. И только после окончательной редакции и утверждения статьи она попадает в средства массовой информации. Прошу сдать мне ваши статьи.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Каким должен быть современный педагог

В современном мире профессия педагога продолжает оставаться очень значимой. Благодаря учителям мы познаем этот мир, приобретаем новые навыки и знания, получаем поддержку. Однако педагог должен обладать определенными качествами, чтобы должным образом преподнести детям материал, научить верить в себя. Какие же качества это должны быть? Выясним это, опираясь на примеры данных ВЦИОМ и ответах обучающихся лицея.

Центр изучения общественного мнения провел опрос «Какими, на ваш взгляд, главными качествами должен обладать хороший учитель?» Большинство опрошенных ответили, что учитель должен «быть добрым/уважать детей». Далее по степени убывания расположились варианты ответов «справедливый» и «грамотный». Меньшая часть опрошенных считает, что учитель должен быть «чуткий/внимательный». Из приведенной статистики можно сделать вывод, что дети больше всего ценят по отношению к себе доброту и уважение, а также справедливость. По всей видимости, обучающиеся легче усваивают материал, если учитель разговаривает с ними как бы на равных. Детям в первую очередь важна на компетентность преподавателя, сколько его умение видеть стать для учеников кем-то большим, чем просто наставник.

Из опроса учеников лицея можно понять, что главное для учителя – это быть терпимым к своим ученикам, обладать высокой выдержкой, а также целеустремленностью и желанием не останавливаться на достигнутом. Скорее всего, такое мнение обусловлено тем, что ученикам намного приятнее работать с учителем и легче запоминать материал, если педагог «живет своей работой», любит ее, что заставляет детей проникнуться преподаваемым предметом. Также немаловажно взаимоуважение и терпимость по отношению друг к другу.

По моему мнению, хороший педагог должен не только иметь обширный запас знаний о своем предмете, но и качества, помогающие ему выстраивать доверительные отношения с учениками, а именно доброта, любовь к своей работе и преподаваемому предмету, справедливость и высокая выдержка. Лишь тогда школьники будут в полной мере желать изучать школьные предметы, запоминать материал и достигать новых вершин в учебе.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Насколько важна профессия психолога

В наше время одной из самых востребованных профессий является профессия педагога-психолога. Мы встречаем ее в школах, детских садах, образовательных центрах. А в чем состоит важность этой профессии? С какими трудностями помогает справиться психолог?

Согласно данным ВЦИОМ, одной из самых распространенных ситуаций, в которых нужна консультация — это высокий уровень тревожности. Также психологи помогают справиться с личными и семейными проблемами, проблемами в школе, с друзьями, к ним можно обратиться просто когда не с кем поделиться.

В своем интервью педагог-психолог лицея №21 Марина Пономарева рассказала о личностном ресурсе – совокупности позитивных явлений, которые влияют на мироощущение человека и помогают справляться с трудностями. По словам Марины Юрьевны, находить ресурс ей также помогают ее коллеги – психологи.

Таким образом, психолог приходит на помощь, когда людям нужно справиться с различными внутренними проблемами. Он помогает понять свои чувства, мысли и поступки, находить способы управления стрессами Цель его работы –создание гармонии и восстановление личных ресурсов.

Как говорила поэтесса Жанна Кусмеш: «Хороший психолог слушает сердцем и видит внутренним зрением. У него есть зоркость и чуткость в гармоничном сочетании с чувством меры».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Яндекс.Метрика