Трудность в написании суффиксов «онок» и «ёнок» заключается в том, что выбор между ними зависит от согласных звуков перед суффиксом.

Разработчик урока: Галина Васильевна Тюнина

Цели: 

  1. Познакомить с правилом написания суффиксов -онок-, -ёнок-, формировать навыки грамотного, безошибочного, осознанного письма.
  2. Способствовать развитию аналитико-синтетического мышления, внимания, умения быть сосредоточенным.
  3. Воспитывать бережное отношение к родителям, взаимопомощь, сотрудничество

Задачи урока: познакомить с правилом написания суффиксов -онок- -ёнок-; отрабатывать алгоритм применения правила.

Формы обучения: фронтальная, самостоятельная, парная, групповая работа

Оборудование: осенний лист, домик Кротёнка, зелёная крыша и синяя крыша домика, элементы чистописания, печатные буквы, карточки для дифференцированной работы.

 

ХОД УРОКА

I. Рифмованное начало урока.

                 Руку - вправо, руку -  влево,

                Отвечать я буду смело.

                Постараюсь все понять –

                Буду грамотно писать.

- Одинокий осенний листик, залетевший в наш класс, напоминает вам о правильном положении тетради и о последнем дне осени.

- Запишите сегодняшнюю дату в тетрадь.

II. Чистописание.

- Послушайте сказку.

       Однажды Медвежонок и Кротёнок получили приглашение на День рождения к Зайчонку. Медвежонок зашёл за Кротёнком. Кротёнок в это время занимался ремонтом тоннеля.

    - Идём скорее! – крикнул Медвежонок Кротёнку.

    - Я ещё не закончил ремонт тоннеля, – ответил Кротёнок.

 

- Ребята, давайте поможем Кротёнку закончить ремонт тоннеля.

(1-ая строка чистописания)

- Первый кирпичик выложим с сочетанием строчных букв «о» и «эн». Напишите сочетание 4 раза.

- Но не везде для ремонта подходит этот кирпичик. Давайте попробуем его перевернуть. Поменяйте местами буквы. Что получилось? (Сочетание «но».)

Напишите это сочетание тоже 4 раза.

- Найдите самое красивое сочетание и подчеркните его.

  

    - Идем скорее, - снова торопил Медвежонок.

      Но  Кротёнок ответил:

    - Давай сначала напишем записку родителям, чтобы они не волновались.

  

- Как зовут папу Кротенка? (крот)

- А маму? (кротиха)

- Как зовут родителей Медвежонка? (Плакат с чистописанием: «медведь – медведица»)

- Посмотрите внимательно на эти пары слов. Что заметили?

 (Эти слова однокоренные)

- Как по-другому можно назвать их? (Родственные)

- Напишите по образцу эти пары слов.

(Дети прописывают 2-ю строку чистописания)

- Сверьте своё написание с написанием на доске. Оцените свою работу. Если кто-то допустил ошибку, исправьте.

(Самопроверка)

- С помощью какой части слова образовалось слово «кротиха»?

- Выделите эту часть слова в своих тетрадях, а у доски на образце поработает…

- С помощью какой части слова образовалось слово «медведица»?

- Выделите эту часть слова в своих тетрадях, а на образце …

Записка родителям готова. Давайте дадим нашим глазам отдых.

III. Зарядка для глаз.

IV. Словарная работа.

      Вместе друзья быстро справились с ремонтом. И вот  Медвежонок говорит кротёнку:

     - Я несу в подарок сладкий душистый… Догадались? (мёд)

      Кротёнок достал большую плетёную… (корзину) и положил туда белокочанную, хрустящую… (капусту), оранжевую, сочную… (морковь)

(картинки словарных слов)

Самостоятельно запишите в тетрадь названия тех подарков, с которыми друзья  идут к Зайчонку и подчеркните орфограммы.

мёд, корзина, капуста, морковь

- Какое слово лишнее?

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте. Оцените работу соседа.

(Взаимопроверка написания словарных слов)

V. Введение в тему урока.

    Подарки собраны. Но Кротенок приуныл. Ведь родители попросили его починить ещё и крышу.

 

- Чтобы друзья не опоздали на праздник, давайте снова поможем Кротёнку.

(Дифференцированная работа по группам).

- У вас есть строительный материал. Внимательно прочитайте задание на вашей дощечке. Выполните его.

- Чтобы крыша получилась на славу, работать нужно в строгом порядке.

- У кого 1-ая дощечка? Покажите. Что ты делал…?

1 группа: карточка «[маркоф̓]   - Какой буквой обозначен ударный гласный звук?»

(Я находил, какой буквой обозначен ударный гласный звук в слове «морковь»)

- Прикрепи эту букву на крышу домика?

- У кого 2-я дощечка? Покажите. Что ты делал?

2 группа: карточка « [м̓ от] -  Какой буквой обозначен гласный звук?»

(Я находил, какой буквой обозначен гласный звук в слове «мёд».)

- У кого 3-я дощечка? Что ты делал?

3 группа: карточка «[карз̓ ина] - Какой буквой обозначен согласный, звонкий непарный, стоящий перед гласным звуком?»

(Я находил, какой буквой обозначен согласный, звонкий непарный, стоящий перед гласным звуком в слове «корзина».)

- У кого 4-я дощечка? Покажите. Что ты делал?

4 - [карз̓ ина]  Какой буквой обозначен согласный, глухой парный, твёрдый парный?

(Я находил, какой буквой обозначен согласный, глухой парный, твёрдый парный в слове корзина.)

                         

       - Вот и крышу починили. Ах, какие красивые у нас дощечки! Необычные!

- Что необычного заметили?

(Это суффиксы -онок- – -ёнок-.)

(На зелёной крыше домика дети собрали  суффикс - ёнок -, а на синей крыше – суффикс -онок- )

ТЕМА НАШЕГО УРОКА: «Суффиксы  -онок-, -ёнок-»

- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

(Будем учиться правильно писать суффиксы - онок, - ёнок-.

VI. Работа по учебнику. Рубрика «Давай подумаем»

  1. Наблюдение за звуками, влияющими на выбор суффикса

- А помогут нам разобраться в этой теме наши друзья Кротёнок и Медвежонок. На странице 113 прочитайте шёпотом, кто ещё пришёл на праздник к Зайчонку. При чтении выделяйте звук перед суффиксом.

(Чтение шёпотом слов рубрики «Давай подумаем».)

- Догадались, когда пишется  суффикс -ёнок-?

(После мягких согласных)

- Выберите слова с суффиксом -ёнок-. Перечислите, кто ещё был в гостях?

- Догадались, когда пишется суффикс -онок-? Обратите внимание на звук перед суффиксом.  

(После твёрдых согласных)

- Прочитайте слова с суффиксом -онок-.

- Прочитайте имя именинника, выделяя звук перед суффиксом. Какой это звук? ( Мягкий непарный)

В русском языке принято после звука [ч`] тоже писать суффикс -онок.

- Что общего у звуках, после которых пишем суффикс -онок-?

(Они шипящие)

2. Самостоятельный вывод правила учащимися.

- Какой вывод можно сделать?

(Суффикс -онок- пишется после твердых согласных звуков и [ч`], суффикс -ёнок- пишется после мягких согласных звуков.)

3.Чтение правила в учебнике.

- Давайте возьмём ключик, откроем наш заветный сундучок и проверим, смогли ли мы разгадать тайну языка.

Рубрику «Разгадываем тайны языка» прочитает …

(чтение рубрики)

- Правильно мы разгадали тайну языка?

4.Работа с рубрикой «Тайны языка»

(Обобщение результатов наблюдения)

- Зная «Тайну языка», можно ли сказать, что после всех мягких согласных пишется -ёнок- ? (Нет.)

Почему? (После мягкого согласного звука [ч`] пишется -онок-.)

- Можно ли утверждать, что суффикс -онок- пишется только после твёрдых  согласных звуков?  (Нет, т.к. суффикс - онок- пишется ещё и после мягкого согласного звука [ч`].)

- Можно ли сказать, что суффикс -онок- пишется после всех шипящих звуков?

5.Работа с рубрикой «Учимся применять правило». Ввод алгоритма применения правила

- Чтобы не обидеть гостей Зайчонка, давайте потренируемся в написании этих суффиксов. Поможет нам в этом рубрика «Подсказка», в которой дан алгоритм «Учимся применять правило».

- Посмотрите, сколько шагов у алгоритма? (Три шага)

- Что нужно сделать сначала? Прочитай…

(Выделить корень.)

- Какой второй шаг?

(Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.)

- Какой третий шаг?

(Если это твёрдый согласный или шипящие-[ш], [ж], [ч`], пишем суффикс - онок-, если нет, пишем суффикс - ёнок-.)

- Подчеркните, после каких звуков пишется суффикс - онок-.

- Кто хочет повторить алгоритм?

- Повторим алгоритм (Работа по схеме алгоритма)

- Какой первый шаг?

- Второй шаг?

- Третий шаг?

Нам предстоит серьёзная работа. Запасёмся энергией.

VII. Физминутка

Отработка правила и алгоритма его применения.

(Фронтальная работа)

- Сказка продолжается. Напомните мне, кто именинник. Давайте запишем это слово, выбирая по алгоритму нужный суффикс.

(Работа по модели)

  1. Корень зайч.
  2. Перед суффиксом звук [ч`]
  3. Звук [ч] - шипящий согласный, пишем суффикс -онок-.

Комментирует …

- Кто принёс мёд Зайчонку? Запишем слово, работая по алгоритму.

  1. Корень медвеж.
  2. Перед суффиксом звук [ж].
  3. Звук [ж] - твёрдый согласный, пишем суффикс -онок-: медвежонок.

Комментируй …

- Кто шёл с Медвежонком? Работаем по алгоритму.

  1. Корень крот.
  2. Перед суффиксом звук [т].
  3. Звук [т] - мягкий согласный, пишем суффикс -ёнок-: кротёнок.

- Комментируй …

VIII. Домашнее задание.

- Надеюсь, что при выполнении домашнего задания у вас не возникнут трудности. Отметьте значком первое упражнение.

- Что нужно будет сделать дома?

- Кто хочет прокомментировать первое слово? ( Стрижонок)

- На какой звук заканчивается корень? (Звук [ж])

- Как называем этот звук? (Шипящий.)

- Значит, какой суффикс будем писать?

- Сейчас работаем в орфографической тетради на странице 56.

IХ. Работа в орфографической тетради.

(Самостоятельная работа на применение правила.)

Упражнение 1.

- Прочитайте слова первого столбика. Что можно сказать о буквах, которыми заканчиваются корни слов?

(Это буквы шипящих звуков.)

- Какой суффикс нужно будет дописывать во все слова первого столбика?

(После шипящих пишется суффикс -онок-, значит во все слова допишем суффикс -онок-)

- Допишите и выделите суффикс.

 Суффиксы в слова второго столбика допишите самостоятельно.

- Что объединяет слова второго столбика?

 (Во все слова второго столбика дописали суффикс - ёнок-, потому что перед суффиксом стоит мягкий согласный звук, но не [ч`])

- Отметьте цветом, легко ли вам было работать.

Если были уверены в правильности выполнения, то красным цветом закрасьте прямоугольник. Если сомневались, то закрасьте жёлтым цветом.

X. Рефлексия

     Вот уже Зайчонок задул свечи на именинном торте. За зверятами стали подходить их родители. Выполняем упражнение второе.

-  Назовите, кто за кем пришёл.

- Я уверена, что вы без труда выполните это упражнение.

(Карточки-помощницы  для детей: «Не забудь, какой знак стоит в конце предложения».)

- Проверим, как выполнили эту работу. У вас есть карточки с буквами гласных «о» и «ё». Я начинаю читать предложение, а вы продолжаете его и показываете букву, которую  написали в суффиксе.

- У волчицы – (волчонок).

- У коровы – (телёнок).

- У лошади – (жеребёнок).

- У кошки – (котёнок).

XI. Запись под диктовку предложения.

Закончим нашу сказку записью предложения под диктовку «Зайчонок говорит спасибо гостям».

- Подчеркните «опасные места», выделите нужный суффикс.

ХII. Итог урока.

- Вы скажите мне, друзья, помогла нам сказка в правописании суффиксов -онок-, -ёнок-?

Вы очень постарались,

         И хорошо учились.

         И моя бы сказка

Без вас не получилась.  («Знак групповой работы»)

         Огромное спасибо

Я говорю всем вам.      

Яндекс.Метрика