Проведение разновозрастного урока требует предварительной подготовки.
На подготовительном занятии учащиеся 8 класса познакомились с текстом для комплексного анализа (текст Е.Носова "Звуки осеннего леса" прилагается). Класс был разбит на микрогруппы (по 5-6 человек в каждой), определены названия групп-станций: "Стилистическая", "Семантическая", "Лексическая", "Орфографическая", "Пунктуационная". Участники каждой группы на уроке составили задания по тексту для учащихся 5 класса.
Станция "Семантическая"
- Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль.
- Придумайте название текста, отражающее его тему или основную мысль.
- Почему, исходя из темы и основной мысли, текст разделен на два абзаца?
- Выделите в тексте ключевые слова.
- Определите роль первого предложения текста.
Станция "Стилистическая"
- К какому типу и стилю речи относится текст? Аргументируйте своё мнение.
- Укажите языковые средства, характерные для этого стиля.
- Рассмотрите репродукции картин И.Левитана "Золотая осень", В.Поленова "Золотая осень". Какая из них может служить иллюстрацией текста Е.Носова?
Станция "Лексическая"
- Найдите в тексте 1-2 многозначных слова.
- Укажите слова в переносном значении.
- Пользуясь толковым словарем, объясните значения подчёркнутых слов.
- Подберите к выделенным словам синонимы, антонимы. Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов?
Станция "Орфографическая"
Выполните орфографический разбор следующих слов текста: светло, бывает, продолжают, осенним, осыпаться, не затеняют, не щебечут, улетели, стволы, деревьев, подпирают, расстилается, ковер, изредка, попадаются, молоденькие, дубки, на солнце, в просветах, раздаётся, в доме, слышится хрустнет, опавшие, проскочит, пробирается. Можно ли сгруппировать орфограммы, встретившиеся в этих словах?
Станция "Пунктуационная"
- Укажите в тексте простые предложения с однородными членами.
- Найдите в тексте сложные предложения, определите их вид
Для урока заранее заготавливаются
- указатели станций,
- маршрутные листы,
- карточки с заданиями (для участников),
- толковые словари,
- сигнальные карточки (поднимаются в случае спорных ситуаций)
Перед уроком учащиеся 5 класса тоже делятся на группы (по 4-5 человек), каждый участник готовит себе визитную карточку с указанием фамилии и имени.
Вступительное слово учителя – ученика 8 класса
- Любовь к родному языку связана с умением "вслушиваться, вдумываться в слово". Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить, писать, а также понимать произведения писателей, которые помогают нам почувствовать "волшебное знакомство слов, насладиться красотой их звучания и вдуматься в неисчерпаемую глубину их значения. К таким писателям нужно отнести Е.И. Носова, с текстом которого мы и будем работать на уроке русского языка.
- Послушайте, как сам писатель говорил о процессе творчества.
Сообщение подготовленного ученика 8 класса. Для подготовки сообщения используется следующий текст:
Часто и домом, и мастерской ему (Е.Носову) - лес, поля, реки.
- Хочется уйти в тишину души, - рассказывает Е.И. Носов. - Есть тишина беззвучная, а есть гармония, когда в сердце что-то может зародиться. Это лучшая тишина.
Внутреннее озарение, вдохновение мне нужно только для начала работы над вещью. Перед тем как сесть за стол, словно самолёт перед взлётом, раскручиваюсь. А когда " взлетел", живу самим процессом творчества: фразой, союзом, запятой. Мысль спешит, а чувство иногда вязнет в раскинувшейся внезапно трясине слов. Можно, конечно, это место пробежать. Но возвращаюсь - надо его уверенно пройти. Опять перечитываю кусок, сопоставляю его с соседним, во все глаза гляжу, как они ложатся. Вот две фразы. Каждая сама по себе хороша. Но вместе почему-то не стыкуются. Может быть, убрать деепричастие? Изъял. Нет, теперь по смыслу глуховато … Перепишу-ка заново этот абзац!
Порой на одну выбеленную страницу у меня приходится по двадцать черновых. Немудрено, надо добиваться сколоченности фраз. (В.Черкасов)
- Сегодня на уроке, выполняя комплексный анализ текста Е.И.Носова, мы будем учиться искусству чтения, внимательного, вдумчивого, которое становится как бы сотворчеством с автором.
- Попробуем разгадать тайну текста.
Тексты раздаются учащимся 5 класса, они читают его про себя, а затем один из учащихся читает его вслух.
Представители станций, ученики 8 класса, сообщают, какие задания предлагаются.
Участники получают маршрутные листы, рассаживаются по группам.
Учитель регламентирует время, отведенное на выполнение заданий, звонком колокольчика (5-7 минут).
Путешествие заканчивается после того, как все команды пройдут все станции, после чего участники занимают свои прежние места.
Обобщение учителя – восьмиклассника.
- Почему вместо слова текст иногда употребляется описательный оборот словесная ткань?
- Слово ТЕКСТ заимствовано в 18 веке из нем. яз., где Text - лат. textus "словесное единство" - ткань, производного от texo "тку".
Писатель Е.И.Носов сравнивал писание с вышиванием. Вот как он сам об этом писал:
Иное писание похоже на вышивание крестом. Вместо иглы - мысль, вместо льняного холста - белый лист бумаги. Слово - тот же вышивальный крестик. Оно тоже окрашено в определенный цвет, и прежде, чем положить на бумагу, его надо так же, как и шёлковую нить, определить на цветность: не слишком ли бледно или наоборот - ярко, опробовать душевно, не вопреки ли смыслу и желанию, не кричит ли нелепо?
Слово к слову, крестик к крестику - и возникает многоцветный рисунок, а то и произведение подлинного искусства, если его творила рука мастера. Иногда закрадывается ошибка, и хорошо, если она замечена вовремя. Тогда легче подпороть неточность и взамен вставить единственно верное слово-стежок.
Трудно работать таким кропотливым способом, но по-другому не могу, не умею.
Выступают представители станций, подводят итог, сообщают о результатах выполнения заданий, о допущенных ошибках.
Заключительное слово учителя.
- Читая и анализируя текст, мы с вами рассматривали его как речевое произведение и пытались пройти нелёгким путём вдумчивого читателя. Мы увидели, что в тексте важно всё: и слово, и звук, и интонация. Важно, как он начинается: оказывается, первое предложение помогает понять, о чем будет текст. Увидели, как велика роль выразительных средств в тексте: они помогают автору более точно, ярко выразить мысли и чувства. Каждый текст неисчерпаем. И чем больше читательских глаз будет прикасаться к этой "словесной ткани", тем больше интересного и загадочного мы будем открывать в тексте.