Проведение разновозрастного урока требует предварительной подготовки.

На подготовительном занятии учащиеся 8 класса познакомились с текстом для комплексного анализа (текст Е.Носова "Звуки осеннего леса" прилагается). Класс был разбит на микрогруппы (по 5-6 человек в каждой), определены названия групп-станций: "Стилистическая", "Семантическая", "Лексическая", "Орфографическая", "Пунктуационная". Участники каждой группы на уроке составили задания по тексту для учащихся 5 класса.

Станция "Семантическая"

  1. Прочитайте текст, определите его тему и основную мысль.
  2. Придумайте название текста, отражающее его тему или основную мысль.
  3. Почему, исходя из темы и основной мысли, текст разделен на два абзаца?
  4. Выделите в тексте ключевые слова.
  5. Определите роль первого предложения текста.

Станция "Стилистическая"

  1. К какому типу и стилю речи относится текст? Аргументируйте своё мнение.
  2. Укажите языковые средства, характерные для этого стиля.
  3. Рассмотрите репродукции картин И.Левитана "Золотая осень", В.Поленова "Золотая осень". Какая из них может служить иллюстрацией текста Е.Носова?

  Станция "Лексическая"

  1. Найдите в тексте 1-2 многозначных слова.
  2. Укажите слова в переносном значении.
  3. Пользуясь толковым словарем, объясните значения подчёркнутых слов.
  4. Подберите к выделенным словам синонимы, антонимы. Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов?

Станция "Орфографическая"

Выполните орфографический разбор следующих слов текста: светло, бывает, продолжают, осенним, осыпаться, не затеняют, не щебечут, улетели, стволы, деревьев, подпирают, расстилается, ковер, изредка, попадаются, молоденькие, дубки, на солнце, в просветах, раздаётся, в доме, слышится хрустнет, опавшие, проскочит, пробирается. Можно ли сгруппировать орфограммы, встретившиеся в этих словах?          

Станция "Пунктуационная"

  1. Укажите в тексте простые предложения с однородными членами.
  2. Найдите в тексте сложные предложения, определите их вид

Для урока заранее заготавливаются

     - указатели станций,

     - маршрутные листы,

     - карточки с заданиями (для участников),

     - толковые словари,

     - сигнальные карточки (поднимаются в случае спорных ситуаций)

Перед уроком учащиеся 5 класса тоже делятся на группы (по 4-5 человек), каждый участник готовит себе визитную карточку с указанием фамилии и имени.

Вступительное слово учителя – ученика 8 класса

- Любовь к родному языку связана с умением "вслушиваться, вдумываться в слово". Умение это надо развивать в себе, чтобы научиться хорошо говорить, писать, а также понимать произведения писателей, которые помогают нам почувствовать "волшебное знакомство слов, насладиться красотой их звучания и вдуматься в неисчерпаемую глубину их значения. К таким писателям нужно отнести Е.И. Носова, с текстом которого мы и будем работать на уроке русского языка.

- Послушайте, как сам писатель говорил о процессе творчества.

Сообщение подготовленного ученика 8 класса. Для подготовки сообщения используется следующий текст:

Часто и домом, и мастерской ему (Е.Носову) - лес, поля, реки.

- Хочется уйти в тишину души, - рассказывает Е.И. Носов. - Есть тишина беззвучная, а есть гармония, когда в сердце что-то может зародиться. Это лучшая тишина.

Внутреннее озарение, вдохновение мне нужно только для начала работы над вещью. Перед тем как сесть за стол, словно самолёт перед взлётом, раскручиваюсь. А когда " взлетел", живу самим процессом творчества: фразой, союзом, запятой. Мысль спешит, а чувство иногда вязнет в раскинувшейся внезапно трясине слов. Можно, конечно, это место пробежать. Но возвращаюсь - надо его уверенно пройти. Опять перечитываю кусок, сопоставляю его с соседним, во все глаза гляжу, как они ложатся. Вот две фразы. Каждая сама по себе хороша. Но вместе почему-то не стыкуются. Может быть, убрать деепричастие? Изъял. Нет, теперь по смыслу глуховато … Перепишу-ка заново этот абзац!

Порой на одну выбеленную страницу у меня приходится по двадцать черновых. Немудрено, надо добиваться сколоченности  фраз. (В.Черкасов)

- Сегодня на уроке, выполняя комплексный анализ текста Е.И.Носова, мы будем учиться искусству чтения, внимательного, вдумчивого, которое становится как бы сотворчеством с автором.

- Попробуем разгадать тайну текста.

Тексты раздаются учащимся  5 класса, они читают его про себя, а затем один из учащихся читает его вслух.

Представители станций, ученики 8 класса, сообщают, какие задания предлагаются.

Участники получают маршрутные листы, рассаживаются по группам.

Учитель регламентирует время, отведенное на выполнение заданий, звонком колокольчика (5-7 минут).

Путешествие заканчивается после того, как все команды пройдут все станции, после чего участники занимают свои прежние места.

Обобщение учителя – восьмиклассника.

- Почему вместо слова текст иногда употребляется описательный оборот словесная ткань?

- Слово ТЕКСТ заимствовано в 18 веке из нем. яз., где Text - лат. textus "словесное единство" - ткань, производного от texo "тку".

Писатель Е.И.Носов сравнивал писание с вышиванием. Вот как он сам об этом писал:

Иное писание похоже на вышивание крестом. Вместо иглы - мысль, вместо льняного холста - белый лист бумаги. Слово - тот же вышивальный крестик. Оно тоже окрашено в определенный цвет, и прежде, чем положить на бумагу, его надо так же, как и шёлковую нить, определить на цветность: не слишком ли бледно или наоборот - ярко, опробовать душевно, не вопреки ли смыслу и желанию, не кричит ли нелепо?

Слово к слову, крестик к крестику - и возникает многоцветный рисунок, а то и произведение подлинного искусства, если его творила рука мастера. Иногда закрадывается ошибка, и хорошо, если она замечена вовремя. Тогда легче подпороть неточность и взамен вставить единственно верное слово-стежок.

Трудно работать таким кропотливым способом, но по-другому не могу, не умею.

Выступают представители станций, подводят итог, сообщают о результатах выполнения заданий, о допущенных ошибках.

Заключительное слово учителя.

- Читая и анализируя текст, мы с вами рассматривали его как речевое произведение и пытались пройти нелёгким путём вдумчивого читателя. Мы увидели, что в тексте важно всё: и слово, и звук, и интонация. Важно, как он начинается: оказывается, первое предложение помогает понять, о чем будет текст. Увидели, как велика роль выразительных средств в тексте: они помогают автору более точно, ярко выразить мысли и чувства. Каждый текст неисчерпаем. И чем больше читательских глаз будет прикасаться к этой "словесной ткани", тем больше интересного и загадочного мы будем открывать в тексте.

Яндекс.Метрика