О богатстве и гибкости русского языка говорили классики. Кто же с ними поспорит!
В нашем языке достаточно слов, выражений, чтобы рассказать о любом событии, передать любое чувство.
Попробуем построить диалог учителя и ученика, обратившись к высказыванию Константина Георгиевича Паустовского из книги «Беспокойная юность»: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
- Что можно передать русским словом?
- Всё.
- Что можно включить в понятие ВСЁ?
- Первое, что приходит в голову, реалии мира: предметы, явления природы, явления человеческой жизни. Много чего! Перечислять нет смысла.
- Как вы думаете, реалии мира имел в виду Паустовский?
- Вряд ли. Слишком просто. Это имеет название в любом языке. Скорее всего, в высказывании Паустовского речь идёт о том, что трудно передать словами.
- Что трудно передать словами?
- Чувства. Даже не чувства, а их оттенки, отношения, порывы души.
- Обратите внимание на глагол в высказывании. Не «назвать», а «передать» словом. Конечно, это слово имеет и прямое, и переносное значение. Какое прямое? Какое переносное?
- Прямое значение: вручать, отдавать, подавать какой-либо предмет кому-либо, можно посылать ударом мяч в спорте, отдавать своё в чьё-либо владение, поручать другому.
- Переносное значение: сообщать, рассказывать о том, что видел, слышал, пережил, изображать каким-либо способом.
- Нужно ли нам передавать названия предметов, признаков, действий внешнего мира?
- Нет. Они принадлежат всем.
- Передать можно что-то своё, личное, только наше кому-то. Есть ли смысл передавать, если тебя не поймут? Это может повлиять на жизнь человека?
- Подберём синонимы к слову «передать» в том значении, в котором его употребил Паустовский.
- Сказать, объяснить, выразить словами, показать, обнаружить.
- Что поможет ощутить наше отношение к тому, о чём мы говорим, наши чувства?
- Выразительные средства языка.
- Значит, можно говорить не только о богатстве, но и о выразительной способности языка. Выразительность достигается за счёт образности. Ведь большая часть выразительных средств основана на переносном значении слова. Прочитаем стихотворение Н.С. Гумилёва «Жираф».
Николай Гумилев
ЖИРАФ
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю весёлые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
- О чём стихотворение?
- Попытка мужчины утешить женщину.
- Что случилось с героиней?
- Ничего конкретного. Но жизнь её безрадостна. Причём уже давно: она «слишком долго вдыхала тяжёлый туман», потому не хочет верить в другое, кроме дождя.
- Что можно сказать о её самочувствии, настроении?
- Грустный взгляд, и руки особенно тонки, и она сидит, обняв колени руками. Сидя так, человек погружается в себя.
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.
И как я тебе расскажу…
Ты плачешь?
- Грусть - это обычное её состояние?
- Да. Но сегодня особенно тяжело.
- Отметим художественные приёмы, которые помогают понять состояние героини.
- Повтор «особенно» помогает понять, что такое состояние для неё привычно, и сегодня оно не изменилось.
- Эпитет «руки тонки» говорит нам, что реальность грубая, жёсткая, жизнь трудная, а она натура хрупкая, нежная. В противостоянии с реальностью её, конечно, победит реальность, которая её сомнёт, задавит.
- Метафора «Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя». Дождь - метафора безрадостной жизни.
- Если на улице дождь, то каково на улице? Какое небо? Каков свет?
- Метафора «тяжёлый туман». Туман не даёт увидеть мир.
- Может быть, за ним есть что-то хорошее? Назовите цветовую гамму этого мира.
- Тёмный, серый, туманный.
- Как вы думаете, так воспринимать реальный мир может только эта женщина?
- Нет, наверное, многие.
- Кому же посвящено стихотворение?
- А вам бы не хотелось, чтобы в трудную минуту вам кто-нибудь сказал подобные слова? Попробуйте прочитать эти стихи, когда тяжело на душе.
- Каким образом герой пытается утешить женщину?
- Он словно создаёт другой мир, противоположный реальному.
- Каким бы вы назвали этот мир?
- Яркий, солнечный, причудливый, светлый, изысканный.
- Назовите цветовую гамму? Каков свет?
- Жираф - желто-коричневый, золотистый.
Африка - много солнца, зелени, цветов; тропический сад.
Даже ночью нет темноты, луна отражается во влаге озёр.
Цветные паруса.
Птичий полёт - взгляд вверх, в голубое небо.
- Что можем увидеть в этом мире? Перечислите предметы этого мира.
- Озеро Чад, жираф, луна, грот. чёрная дева, молодой вождь, пальмы, травы.
- Почему именно о них говорит герой?
- Всё это экзотическое, яркое, это то, чего нет в мире героини.
- Можем ли мы эти образы назвать метафорами?
- Да, это метафоры яркой, прекрасной жизни.
- Гумилёв характеризует эти образы, используя различные средства выразительности. Мы на них сейчас посмотрим. И подумайте: похожи ли они в чём-либо, одно настроение пытаются создать или совершенно разные?
- «Изысканный (в противоположность грубым реалиям) жираф», «грациозная стройность и нега», «волшебный узор» - эпитеты.
- «С которым равняться осмелится только луна», «Вдали он подобен цветным парусам корабля, /И бег его плавен, как радостный птичий полёт» - сравнения.
- «Весёлые сказки таинственных стран / Про чёрную деву, про страсть молодого вождя» - эпитеты. И здесь появляется тема любви, и не просто любви, а страсти.
- «Стройные пальмы», «немыслимых трав» - эпитеты.
- Что объединяет все эти художественные приёмы?
- Они создают образ прекрасного, яркого мира.
- Почему лирический герой так рассказывает об экзотической стране и изысканном жирафе?
- Чтобы пробить стену тумана и грусти. Образы прекрасны и пронзительны.
- Что мы можем сказать о лирическом герое?
- Он очень хорошо понимает состояние героини. Он чуток и внимателен.
Он добр. Ему больно от того, что она грустна.
Он хочет помочь. И приходит в отчаяние от того, что не получается: «И как я тебе расскажу про тропический сад,/ Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав».
Он не оставляет попыток утешить женщину: «Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад / Изысканный бродит жираф».
Мы выяснили, что трудно передать в первую очередь чувства, движение души, оттенки настроения.
- Как считаете, Гумилёву под силу это сделать?
Итак, делаем выводы.
Почувствовать состояние героини помогают различные средства выразительности. Женщина всегда грустит. Но «сегодня» её печаль сильнее, чем всегда. Повтор слова «особенно» даёт возможность это понять. Метафоры («вдыхала тяжёлый туман») подсказывают причину грусти - безрадостная, серая жизнь.
Горячее желание лирического героя утешить женщину можно ощутить, благодаря ярким образам, которые появляются в его рассказе о прекрасной стране. Это и изысканный жираф, и широкие озёра, и мраморный грот, и стройные пальмы, и немыслимые травы.
Становится понятно, почему он чуток и внимателен. Ему больно от того, что она грустна. Потому он и приходит в отчаяние от того, что утешить никак не удаётся.
- О каких свойствах языка высказывание К.Г. Паустовского?
- Богатство, выразительность, образность.
- Объясните, как вы понимаете каждое из этих слов.
Литература
Гумилёв Н.С. Избранное. Сост. и вступ. статья Л.А. Смирновой. – М.: Советская Россия, 1989.