Когда на доске записано предложение и объяснены все орфограммы в словах, ученик обычно приступает к выполнению устного пунктуационного разбора.
Как правильно его делать? В каком порядке называть условия постановки знаков препинания? Эти и многие другие вопросы актуальны для средней и старшей школы.
Пунктуационный разбор существенным образом отличается от синтаксического разбора, который имеет привычное для школьников условное обозначение под цифрой 4. Недопустимо их путать! Цель синтаксического разбора – характеристика предложения, его строения и значения.
Зачем нужен пунктуационный разбор? Он помогает применять пунктограммы, находить границы смысловых отрезков, следовать нормам расстановки знаков препинания. Для разбора подойдут предложения, которые уже пунктуационно оформлены. Чтобы усложнить разбор, учитель предлагает тексты с пропусками знаков препинания.
Когда выполняют пунктуационный разбор, то обращают внимание на структуру предложения. Имеет значение не только наличие главных и второстепенных членов, количество грамматических основ и частей предложения, важно также определить способы выражения второстепенных членов предложения и их порядок следования, выяснить интонационные особенности предложения.
Вот два предложения, давайте их проанализируем.
1)Встретились однажды во дворе Серёжа и Петя, разгребли на скамейке снег и сели. 2)Что бы такое поделать?
В первом повествовательном предложении используется только два знака: запятая, разделяющая однородные сказуемые, и точка. Во втором всего один вопросительный знак, поскольку в начале предложения есть вопросительное слово.
Когда знаков препинания внутри предложения нет, нужно ли на это обращать внимание? Да, необходимо пояснить условия отсутствия знаков. Рассмотрим пример.
Тётя Таня относилась к конькам как к семейной реликвии.
В данном предложении, кроме точки, нет знака, стоящего внутри. Но можно было ошибочно поставить запятую перед союзом КАК. Почему знак не поставлен? Потому что есть условие, запрещающее запятую: смысловой отрезок КАК К СЕМЕЙНОЙ РЕЛИКВИИ имеет значение "в качестве".
План пунктуационного разбора предполагает всего несколько пунктов. Данный разбор принято выполнять устно, поэтому для удобства письменного описания нумеруем все знаки препинания и объясняем их постановку. Все предложения для примеров мы взяли из произведений Людмилы Улицкой.
ПРИМЕРНЫЙ ПОРЯДОК ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА
I. Место пунктограммы (конец предложения, простое предложение, сложное предложение): знаки препинания нумеруются.
II. Условия пунктуационной нормы (правила постановки/непостановки знаков препинания).
III. Функция знака препинания.
ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПУНКТУАЦИОННОГО РАЗБОРА
Пример 1.
Подожжённые осенью берёзы и осины били в глаза яркими красками.1
1 - знак завершения в повествовательном простом предложении.
Пояснение: нет запятой между однородными подлежащими, соединёнными одиночным союзом И, нет запятой после причастного оборота ПОДОЖЖЁННЫЕ ОСЕНЬЮ, стоящего перед определительным словом БЕРЁЗЫ И ОСИНЫ.
Пример 2.
Коньки были,1 конечно,2 в те каникулы событием номер один.3
1 и 2 - запятые выделяют вводное слово со значением уверенности,
3 - знак завершения в повествовательном простом предложении.
Пример 3.
Девятого января,1 под конец каникул,2 справляли Санин день рождения.3
1 и 2 - запятые выделяют уточняющий член предложения, выраженный обстоятельством времени,
3 - знак завершения в повествовательном простом предложении.
Пример 4.
Анна Александровна называла девчонок 1«барышнями»2,3 мальчишек 4«молодыми людьми»5...6
1, 2 и 4, 5 - кавычками выделены высказывания персонажа (способ оформления чужой речи),
3 - запятая разделяет однородные дополнения,
6 - знак завершения в повествовательном простом предложении (многоточие свидетельствует о незавершённости высказывания).
Пример 5.
Всё вокруг казалось необычайно чётким и невиданно красивым:1 и белые стволы берёз,2 и яркие листья,3 и бледно-синее,4 будто выцветшее небо.5
1 - двоеточие ставим перед рядом однородным членов, так как есть обобщающее слово ВСЁ,
2, 3 - запятые разделяют однородные подлежащие, соединённые повторяющимися союзами.
4 - запятая выделяет сравнительный оборот с союзом БУДТО,
5 - знак завершения в повествовательном простом предложении.
Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И.
Пример 6.
Однажды утром,1 выйдя во двор,2 Сергей увидел побелевшую от инея крышу сарая,3 поседевшую землю,4 прихваченную морозцем,5 затвердевшую траву,6 покрытую редким снежком,7 словно солью.8
1, 2 - запятые выделяют обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом ВЫЙДЯ ВО ДВОР,
3, 5 - запятые разделяют однородные дополнения,
4, 5 - запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПРИХВАЧЕННУЮ МОРОЗЦЕМ, после определяемого слова ЗЕМЛЮ,
6, 7 - запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПОКРЫТУЮ РЕДКИМ СНЕЖКОМ, после определяемого слова ТРАВУ,
7 - запятая выделяет сравнительный оборот с союзом СЛОВНО,
8 - знак завершения в повествовательном простом предложении.
Пример 7.
Поэзия —1 это сердце литературы,2 высшая концентрация всего лучшего,3 что есть в мире и в человеке.4
1 - тире разделяет подлежащее и сказуемое, выраженные именем существительным в Им.падеже,
2 - запятая разделяет однородные сказуемые,
3 - запятая отделяет придаточную часть сложноподчинённого предложения от главной,
4 - знак завершения в повествовательном простом предложении.
Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И.
Пример 8.
Красота земли тревожила сердце Сергея,1 напоминала о прошлых днях,2 так ярко запечатлевшихся в памяти.3
1 - запятая в середине простого предложения разделяет однородные сказуемые,
2 - запятая выделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом ТАК ЯРКО ЗАПЕЧАТЛЕВШИХСЯ В ПАМЯТИ, после определяемого слова ДНЯХ,
3 - точка завершает повествовательное предложение.
Пример 9.
Деревья кончались на уровне пятого этажа,1 с балкона видны были только мелко-кудрявые макушки двух ясеней,2 и земля под ними едва просвечивала.3
1 - запятая в середине разделяет части сложного предложения (бессоюзная связь),
2 - запятая разделяет части сложного предложения (сочинительная связь),
3 - точка завершает повествовательное сложное предложение.
Пример 10.
Такая тишина была в лесу,1 что щебетанье синиц,2 прыгавших по веткам,3 казалось необычайно звонким.4
1 - запятая в середине разделяет части сложного предложения (подчинительная связь),
2 и 3 - парные запятые выделяют в придаточной части сложноподчинённого предложения обособленное определение, выраженное причастным оборотом ПРЫГАВШИХ ПО ВЕТКАМ, после определяемого слова СИНИЦ,
4 - точка завершает повествовательное сложное предложение.
В некоторых предложениях может встретиться несколько знаков препинания, и в этом случае нужно определиться, в какой последовательности делать пунктуационный разбор. Логично идти от конца к тем знакам препинания, которые находятся внутри предложения. Но возможен и последовательный подход – по порядку следования знаков.
В сложном предложении сначала объясняем знаки препинания, разделяющие части сложного, затем знаки внутри простых частей. В прямой речи действуем таким же способом: сначала знаки, отделяющие прямую речь от слов автора, а потом остальные знаки препинания.
Предположим, у нас простое предложение с несколькими смысловыми отрезками, которые выделяются знаками или отделяются ими друг от друга. Как быть в этом случае? В каком порядке давать объяснение?
Если пунктограммы не совмещаются, то объясняем в порядке следования знаков препинания. В примере 6 и 8 однородные члены распространены обособленными членами, поэтому сначала объясняем знаки между однородными, а потом знаки при второстепенных членах.
Если же обособленный член предложения включает в свой состав однородные члены, то сначала поясняем его, а потом однородный ряд. Однако, повторим снова, выбор того или иного порядка разбора не является серьёзным недочётом, и за него не снижается оценка.
Точку, стоящую в конце предложения, чаще всего не объясняют, поскольку само собой разумеется, что точка является знаком завершения. Традиционно обращают внимание на многоточие, восклицательные и вопросительные знаки, поясняя их постановку.
Рассмотрим ещё несколько примеров. Но уже не будем фиксировать знак завершения – точку.
1)Чудесная осень,1 сухая и тёплая,2 в этом году долго не покидала землю,3 долго не сбрасывала багряных,4 жёлтых и розовых листьев осины,5 липы и клёна.
Пять запятых выполняют разную функцию - выделительную и разделительную. Будем идти по порядку следования знаков: 1 и 2 выделяют обособленные определения, выраженные прилагательными, 3, 4, 5 запятые разделяют три ряда однородных членов: 3 - сказуемые, 4 - согласованные определения, 5 - несогласованные определения. Пояснение: нет запятой между однородными определениями, соединёнными одиночным союзом И.
2)Наконец пришёл экскурсовод,1 толстый человек в украинской расшитой рубахе и в золотых очках,2 отдалённо напоминающий Никиту Хрущёва в его добродушной ипостаси,3 и повёл их вниз по тенистой аллее.
1, 2 - запятые выделяют обособленное приложение, стоящее после определяемого слова,
2, 3 - запятые выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова.
Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, находящимися внутри обособленного приложения.
4)Лес,1 поле,2 пруд соединялись в её опыте с тяжёлой работой:3 в лес посылали собирать ягоду для продажи,4 в поле -5 помогать на уборке,6 на пруд -7 полоскать бельё.
1, 2 - запятые разделяют однородные подлежащие,
3 - двоеточие разделяет части сложного предложения (бессоюзная связь),
4, 6 - запятые разделяют части сложного предложения (бессоюзная связь),
5, 7 - тире сигнализирует о структурной неполноте простой части в составе сложного предложения.
5)-1 Вот акация,2 -3 указывал он на небольшое,4 цветущее сладким жёлтым цветом дерево,5 -6 одно из великих деревьев.
1, 3, 6 - тире отделяют прямую речь от слов автора,
2 - запятая стоит после прямой речи повествовательного предложения,
5 - запятая стоит после слов автора, отделяя их от прямой речи,
4, 5 - запятые выделяют обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
6)"1Наверное,2 среди них есть какое-то одно,3 точно такое же,4 как я...5 Если бы я его увидела,6 я бы сразу узнала"7,8 -9 думала Тома,10 касаясь на ходу рододендрона и самшита...11
1, 7 - кавычки выделяют прямую речь от слов автора,
8 - запятая отделяет прямую речь (повествовательное предложение) от авторских слов,
9 - тире отделяют прямую речь от слов автора,
5, 11 - многоточие в конце предложения говорит о незаконченности мысли,
2 - запятая выделяет вводное слово со значением неуверенности,
3, 4 - обособленное определение, выраженное местоимением,
4 - сравнительный оборот с союзом КАК,
6 - запятая разделяет части сложноподчинённого предложения,
10 - запятая выделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
Пояснение: нет запятой между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, находящимися внутри обособленного обстоятельства.
Конечно, когда поставленные знаки препинания объясняются письменно, то запись выглядит громоздкой и длинной, в устной речи разбор проговаривается быстрее и короче.
Литература
1. Беднарская Л.Д. Классификация орфографических и пунктуационных ошибок, допускаемых учащимися в письменных работах / Русский язык в школе. - 2008. - №8.
2. Блинов Г.И. Пунктуационный разбор / Русский язык в школе. - 1985. - №3.
3. Никеров А.И. О полном пунктуационном разборе на уроках русского языка / Русский язык в школе. - 1989. - №6.