Поиск на сайте

— Я много читаю, но речь моя косноязычная.  Ещё я боюсь выступать на публике, даже стихи, выученные наизусть, не могу рассказывать. Что сделать, чтобы изменить это?

— Для этого нужны сила воли и желание! Итак, обо всём по порядку!

Поиграйте сами с собой в такую игру. Возьмите самые простые понятия: пальто, журнал, корзина, рюкзак. И дайте им определения. Пальто — что это такое? Как объяснить это слово иностранцу, например? А потом проверьте себя по толковому словарю. Эта игра разовьёт мышление.

Думая о любом событии, старайтесь увидеть во­прос, проблему и путь решения этой проблемы. Что бы ни узнали, всегда задавайте себе вопросы: почему? зачем? Например, объявили, что в субботу будет классный час о поздравительных открытках, сделанных своими руками, не просто примите это известие к сведению, а подумайте, зачем вы будете делать открытки. Как сделать интереснее, чем другие ребята?

Речь напрямую связана с мышлением: кто думает ясно, тот и говорит понятно. Развить мышление поможет письменная речь. Написанное можно перечесть и как бы услы­шать себя со стороны. Увидеть, где мысль твоя скакала, не развернувшись перед собеседником до конца, где не хватило слов, чтобы выразить свои чувства. Пишите письма, сочинения, дневники. И научитесь точно мыслить и выстраивать устную речь.

«Я мыслю, значит, я существую», — сказал фран­цузский философ Рене Декарт. Вот как высоко он ставил способность человека мыслить.

Ум, внимание, наблюдательность, уровень культуры проявляются в речи. Как говоришь, о чём говоришь? Даже если знаешь очень много, не сможешь чётко сформулировать свои мысли, убедить собеседника. Если не хватает слов, а речь невыразительна и невнятна — никто не поймёт, не услышит тебя, да и не захочет слушать.

Подойди к зеркалу и поговори сам с собой. Прислушайся, нет ли у тебя неприятной, ноющей интонации, как будто ты всегда чем-то недоволен. А может, интонация твоей речи слишком наступательная и задиристая, как будто вокруг тебя живут одни враги? Нет? Очень хорошо. Старайся, чтобы речь твоя была спокойной.

Ты тараторишь, захлёбываясь, или умеешь в разговоре выдерживать паузу? Сказал собеседнику важную мысль, помолчи. Дай ему услышанное обдумать и понять.

Иногда можно услышать такой разговор:

- А этот как выскочит!

- А тот — как даст!

При этом машут руками, но если вы не знаете, о чём идёт речь, вам ни за что этого не понять. Разговаривающим не хватает слов. Словарный запас у них маленький. Большин­ство слов они знают пассивно: видят их в книге или слышат от взрослых и понимают. Но сами в разговорах используют две-три сотни слов.

Знаешь, сколько слов должен знать 3-4-летний ребенок? Примерно две с половиной тысячи. Словарь А. С. Пушкина — 25 тысяч слов. Словарь У. Шекспира — более 50 тысяч. Они знали столько слов и употребляли их в своих произведениях. А в словаре В. Даля, лучшем тол­ковом словаре русского языка, приведено более 200 тысяч слов. Вот какой богатый у нас язык! А кому-то хватает и десятка слов.

Писатель В.В. Вересаев вспоминал, как во времена его детства вся семья собиралась вечером за столом и как отец всегда расспрашивал, что и кто сейчас читает. С живейшим интересом отец выяснял у сына малейшие подробности жизни Ребекки из романа Вальте­ра Скотта «Айвенго». Когда Вересаев стал взрос­лым человеком, он понял: во время застольных бесед о прочитанных книгах отец учил его говорить, правильно выражать свои мысли и чувства, разви­вал его речь.

И тебе советуем, если хочешь, чтобы речь твоя была гладкая и выразительная, почаще мучай родных пересказами книг, которые ты читаешь.

Комментарии  

nara2005
# nara2005 15.01.2020 11:01
Полезная статья.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
petr
# petr 10.08.2013 09:28
Очень хорошая и поучительная статья.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Яндекс.Метрика