Разглядывая альбом старинных рисунков к «Мёртвым душам» Н.В. Гоголя, состоявший почти что из одних картинок, мы с лёгкостью узнаём наглого и цветущего Ноздрёва, похожего на старую ключницу Плюшкина, благообразного мошенника Чичикова...

История капитана Копейкина занимает в поэме мало места, но сам Гоголь придавал ей очень большое значение.

Напомним кратко сюжет. Участник войны 1812 года капитан Копейкин возвращается домой калекой — без ноги и правой руки. Пособия ему не дают, и остаётся защитнику родины одно — умереть с голоду. Собрав последние крохи, Копейкин едет в Петербург искать правды...

Министр — лицемерный и бездушный вельможа — вначале даже слегка обнадёживает беднягу, и в сердце Копейкина растёт надежда.

Дни идут за днями, капитан прожил последние гроши, а обещанного решения нет. Копейкин пробует напомнить о себе, но тут рассерженный министр попросту высылает его из Петербурга. И вот капитан Копейкин становится разбойником...

Историю эту Гоголь рассказывает с присущим ему юмором, и всё же эти «весёлые» страницы заставляют горько задуматься.

Художник, рисунки которого мы рассматривали, посвятил короткой истории капитана целую серию иллюстраций. Несомненно, образ Копейкина волновал его: бедняга-капитан изображён повсюду с тёплым сочувствием. Иллюстрации сделаны были ещё при жизни Гоголя, но они сохранили удивительную свежесть.

Особенно интересна гравюра, изображающая Копейкина в приёмной у вельможи: «Копейкин представляется значительному лицу». Злополучный капитан стоит, вытянувшись в струнку, вокруг толпа просителей и в центре толстый министр с вежливым, но чёрствым и бездушным лицом… Всё это кажется настолько живым!

Цензор на картинке сделал подпись: «Проклятый крамольник! Изобразить в таком виде его сиятельство графа, самого министра финансов! До чего доходят эти художники!»

Цензор запретил эти рисунки потому, что в лице злого и лицемерного вельможи художник изобразил подлинное «начальство» — министра финансов того времени.

Это было очень рискованно и опасно, но художник не побоялся риска. Ведь таким образом он ещё резче подчеркнул правдивость и остроту истории, рассказанной Гоголем.

Не нужно называть фамилии министра — к чему она? Не нужна и фамилия цензора — мало ли их было! А вот фамилию художника — автора этих рисунков — нельзя не запомнить. Его зовут Александр Агин, и в ряду художников книги это имя занимает заслуженно почётное место.

Александр Агин (1817-1875) – первый оформитель – признан лучшим иллюстратором поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Вместе с художником-гравёром Е.Е. Вернадским, который переводил рисунки Агина в гравюры на дереве, Агин создал первые иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

По их замыслу второе издание «Мёртвых душ» должно было сопровождать 100 больших и 100 малых рисунков, но автор неожиданно отказал в переиздании. Пришлось издать только 100 больших иллюстраций без текста, отдельными выпусками по 4 рисунка в каждом. В конце 1846 и начале 1847 года вышли в свет 72 иллюстрации (все 100 иллюстраций были изданы только в 1892).

72 иллюстрации были изданы в 1847 году, полностью в 1892. Рисунки пользовались большим успехом и до сих пор остаются самыми лучшими иллюстрациями к поэме. Эти рисунки стали самым значительным произведением художника. Впоследствии ему приходилось выполнять мелкие заказы – иллюстрировать журналы.

Полностью вся серия (104 рисунка) была опубликована в 1892 году и фототипически повторена в 1893 году. Вместе с гоголевским текстом иллюстрации были опубликованы лишь в 1902 году, причем сразу в двух изданиях. Следующее подобное издание, роман с включенными в текст иллюстрациями Агина, гравированными Бернадским, вышел в 1934 году, затем в 1937, 1941, 1946, 1949, 1961 годах. Последнее издание – в 2001 году.

Подлинники иллюстраций Агина к «Мёртвым душам» Н.В. Гоголя хранятся в Русском музее в Петербурге и в Историческом музее в Москве.

Получив отказ, Бернардский решил издавать иллюстрации Агина без гоголевского текста. Первые рисунки к «Мёртвым душам» были опубликованы в 1846 году на страницах петербургского журнала «Иллюстрация». В том же году альбом «Сто рисунков из сочинения Н.В. Гоголя. Рисовал А. Агин. Гравировал на дереве ЕЕ.Бернардский» вышел отдельным тиражом. Деньги на издание дал архангелогородский купец А. Горяинов.

Был ли прок от вставной новеллы Гоголя, перечёркнутой рукой цензора?

Вспомним главное обстоятельство, вынудившее Копейкина самому добывать себе средства: «Ну, тогда ещё не сделано было насчёт раненых никаких, знаете, эдаких распоряжений; этот какой-нибудь инвалидный капитал был уже заведён, можете представить себе, в некотором роде, гораздо после».

Добыть средства из казны берётся сам Копейкин вместе с шайкой разбойников: «По дорогам никакого проезда нет, и всё это собственно, так сказать, устремлено на одно только казённое. Если проезжающий по какой-нибудь своей надобности — ну, спросят только: „зачем?“ — да и ступай своей дорогой. А как только какой-нибудь фураж казённый, провиант или деньги — словом, всё что носит, так сказать, имя казны — спуска никакого!»

Значит, писатель надеялся, что в жизни до разбойников дело не дойдёт, если Государь увидит «упущение» с Копейкиным и издаст «строжайшее предписание составить комитет исключительно с тем, чтобы заняться улучшением участи всех, то есть раненых...»

Выходит, что государственная власть в России способна, по Гоголю, сделать правильные выводы, принять мудрое, справедливое решение, но только не сразу, а «опосля», когда гром уже грянул, ибо на Руси так всё устроено: задним умом крепки все, начиная с почтмейстера и Чичикова и кончая Государем.

 

Литература

  1. Герчук Ю. Гоголь. Иллюстраторы и интерпретаторы. От А. Агина до М. Шагала //Наше Наследие. – 2009. – № 89.
  2. 100 рисунков из сочинения Н.В.Гоголя «Мёртвые души», рисовал А. Агин, гравировал на дереве Е. Бернардский. СПб., 1846.

Яндекс.Метрика