Фельетоны Ильфа и Петрова

Урок литературы «Фельетон как литературный жанр» — это проблемно-диалогический урок открытия нового знания.

В начале урока учитель создаёт проблемную ситуацию, решение которой приводит к задуманному результату: ученики самостоятельно формулируют проблему урока в виде вопроса, намечают цели и задачи своей деятельности.

После этапа актуализации ранее полученных знаний, выполнения ряда заданий по изученному материалу обучающиеся, распределённые по группам, начинают работать с разными источниками информации с целью поиска необходимых новых сведений для решения проблемы. Каждая группа получает задание проблемного характера, которое нацеливает учеников на частично поисковую, исследовательскую деятельность.

Первая группа (историки) изучает происхождение и историю фельетона, 2 группа (литераторы) осваивает признаки и виды фельетона как жанра, 3 группа (стилисты) отыскивает в тексте примеры создания комического в фельетоне, 4 группа (биографы) готовит рассказ об авторах фельетона И.Ильфе и Е.Петрове, 5 группа (писатели) сочиняет фельетон по данному началу.

Учитель организовывает работу с текстом, таблицами, схемами, рисунками, используя возможности мобильного компьютерного класса с Wi-Fi. На уроке обучающиеся с помощью персональных компьютеров – нетбуков, работая в паре и индивидуально с шаблонами, материалами словарей и энциклопедий, готовят и презентуют новый учебный материал.

Реализация на уроке технологий проблемного обучения, информационно-коммуникативной, здоровьесберегающей способствовала развитию коммуникативных,  познавательных, регулятивных, личностных УДД обучающихся.

Сценарий урока литературы в 6 классе

 

Форма: изучение нового понятия «фельетон».

Тема урока «Что такое фельетон?» записана на доске, но закрыта от обучающихся.

I. Мотивация к уроку. Оргмомент.

— Сегодня у нас много гостей, и это неудивительно, ведь мы находимся в лаборатории открытий. Для работы нам понадобятся рабочие листы, которые мы будем заполнять в течение урока. Расширенную информацию нам помогут узнать группы экспертов, у которых на партах стоят нетбуки.

Эпиграф к уроку:

... — это камень, который даёт широкие, далеко расходящиеся круги на воде.
          Михаил Кольцов

 

— Какой камень, дающий широкие круги по воде, имеет в виду автор эпиграфа Михаил Кольцов?

— Можете предположить, что это за слово? (Пока нет.)

II. Актуализация знаний. Проверка выполнения индивидуального домашнего задания.

— Великая сила — спорт! Он дарит радость и удовольствие, помогает справиться с трудностями, обрести веру в себя. Интерес к спорту объединяет всех ребят в классе, есть у нас и любимые виды спорта, и достижения. Об этом расскажут те ребята, кто готовил индивидуальное домашнее задание.

2 учащихся предъявляют мини-презентации и рассказывают о любимых видах спорта и об участии класса в президентских соревнованиях в прошлом учебном году.

III. Пробное учебное действие и фиксирование затруднений. Словарная работа.

— Запишите слова:

бадминтон, биатлон, клеветон, скелетон, триатлон, фельетон.

— Что общего у этих слов? Чем они различаются? Кратко объясните значение этих слов.

(На доске прикрепляются фотографии видов спорта (бадминтон, триатлон, биатлон, скелетон.)

Это виды спорта: бадминтон — англ. яз., от имени собств. — игроки располагаются на противоположных сторонах разделённой сеткой площадки и перекидывают волан через сетку ударами ракеток, стремясь, чтобы он упал на поле противника. Соперничают два игрока или две пары игроков. Входит в программу летних Олимпийских игр с 1992 года.

Биатлон — от латинского bis — дважды и греческого ’άθλον — состязание, борьба — зимний олимпийский вид спорта, сочетающий лыжную гонку со стрельбой из винтовки.

Скелетон — англ. skeleton, букв. — скелет, каркас — зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой спуск по ледяному жёлобу на двухполозьевых санях на укрепленной раме, победитель которого определяется по сумме двух заездов.

Триатло́н — вид спорта, зародившийся во Франции в 30-х годах 20 века, включает в себя три вида спортивных состязаний: плавание, велогонку и бег по шоссе. Стандартная «Олимпийская дистанция» 1.5 км/40 км/10 км. Это вид летних олимпийских игр.

(Слово «клеветон» образовано от слова клевета — авторское слово писателя Николая Лескова.)

(Слово «фельетон» пока неизвестно!)

IV. Формулирование цели, темы урока. Выбор пути решения проблемы.

— Какой возникает вопрос?

(Что такое фельетон?)

— Какая тема урока?

(Фельетон как литературный жанр.)

— Запишем тему в рабочем листе. Фельетон — это и есть тот самый камень, о котором так образно сказал писатель Михаил Кольцов.

Рабочий лист для урока. Файл .doc, размер 47,5 КБ.

— Что же нам нужно узнать о фельетоне? Запишите цели урока (хочу узнать...).

(Где и когда появился, как развивался, какие имеет виды, признаки, как узнать его, чем необычен его язык.)

— Как станем действовать? (Обратимся к рассказу Ильфа и Петрова «Любители футбола», который читали дома.) 

— Авторы написали не просто рассказ, а фельетон. И для того чтобы понять, чем же фельетон отличается от рассказа, мы с вами и поработаем в нашей исследовательской лаборатории, где каждому отведена своя роль.

— Каждая группа получит задание и познакомит нас с результатами своей работы через 10 минут. Кто готов будет раньше, поднимите символический знак «зелёная рука».

— Ваша задача: составить презентации, кластеры или графы при помощи средств ИКТ. Для этого понадобятся шаблоны и материалы вики-словарей, энциклопедий, которые имеются на нетбуках.

1 группа (историки) — происхождение и история фельетона;

2 группа (литераторы) — признаки и виды фельетона как жанра;

3 группа (стилисты) — способы создания комического в фельетоне (ирония, каламбур, неологизмы, сравнения, эпитеты, метафоры, перифразы, гиперболы, контраст, фразеологизмы);

4 группа (биографы) — слово об авторах «Редкий сплав двух талантов»;

5 группа (писатели) — я сочиняю фельетон (по данному началу или концу).

Все остальные обучающиеся работают с текстом фельетона.

V. Реализация проекта. Работа с текстом до чтения.

— Реальное или выдуманное событие описано в рассказе?

(В рассказе описано реальное событие — футбольный матч. Но об этом авторы рассказывают очень весело и с юмором. Мы словно оказываемся рядом с футбольным стадионом!)

— Каков вывод? Это первый признак фельетона — есть факт! Заполним первую колонку таблицы в рабочем листе.

— Это конкретный матч, отличный от других матчей какими-то событиями, или характерный, типичный, т.е. обобщение?

(Кажется, что авторы — сами заядлые болельщики, и они посмотрели много матчей, прежде чем поделиться своими наблюдениями с читателями.)

— Это второй признак фельетона — обобщить наблюдения над реальным фактом.

— Продолжим делать записи.

— Почему авторы используют глаголы настоящего времени?

(Чтобы создать эффект присутствия, будто бы действие разворачивается здесь и сейчас.)

— Это третий признак — воздействовать на публику.  

— Какие смешные детали вам запомнились? Прочитайте фрагменты.

Начало рассказа. Как проходят футбольные матчи в Москве? Жизнь в городе замирает: рабочие фабрик и заводов, студенты, и преподаватели, и даже партийные деятели бросают свою работу, чтобы прийти на стадион «Динамо». Ни жара, ни проливные дожди не останавливают их. Улицами идут шеренги футбольных фанатов, которые однажды растоптали даже автомобиль, перекрывающий им путь к стадиону.

Середина рассказа. Ильф и Петров описывают толпы неудачников, которые стоят поблизости, чтобы перекупить билеты на матч. Такой неорганизованный зритель способен на всё, чтобы добыть билетик. Любителям футбола не всегда нравится поведение судьи, им кажется, что он подыгрывает какой-нибудь команде. Второй тайм проходит уже в темноте, и кое-кто раньше всех стремится покинуть стадион, чтобы успеть на трамвай.

Финал рассказа. Любители футбола после завершения матча переживают смятение, радость, азарт и гордость. Ильф и Петров сочувствуют людям, которые пришли на футбол в одиночестве – им не с кем обсудить свои волнения и чувства. Молодой человек решил послать срочную телеграмму своим родственникам. В другом городе, ночью, почтальон разбудил спящего мужчину и вручил ему срочное известие из Москвы от его племянника. Смысл телеграммы о футбольном матче ни дядя, ни тётя понять не смогли, из-за чего проплакали всю ночь от безызвестности.

— Нам становится смешно! Это четвёртый признак — особый язык, чтобы вызвать у читателя улыбку и смех.

— С помощью каких изобразительных средств авторы создают комические описания и ситуации?

(Эпитеты: «замогильные голоса докладчиков», «четырёхтонный судейский гудочек»; олицетворения: «форд визжал, как зайчик»; сравнения: «визжал, как зайчик», «зритель идёт косяком, как сельдь»; метафоры: «граждане ласкают трубы отопления холодными пальцами»; гиперболы: «пешеходы задавили автомобиль».)

— Есть ли в рассказе дополнительные темы, которых касается автор, кроме спорта?

(Бюрократия, политика, киноиндустрия.)

— Каким образом он затрагивает эти темы?

(Даёт свою оценку, подвергает критике.)

— Это пятый признак — критика явлений общественной жизни.

— Делаем выводы. По каким выделенным признакам этот рассказ можно отнести к жанру фельетона?

(Есть наблюдение за фактом, оценка и обобщение, создан достоверный образ болельщиков, присутствует занимательность, остроумный смех. Так необычно футбольный матч могли описать только такие мастера пера, как Илья Ильф и Евгений Петров.)

— Как авторы относятся к болельщикам?

(С симпатией и пониманием. Это чувствуется по ироничным замечаниям, смешным, но не очень обидным.)

— Оба писателя были уверены, что посещение футбольных матчей «до невероятности укрепляет» организм. Попробуем на себе испытать «ряд мировых рекордов», которые может поставить любой самый преданный болельщик.

VI. Физминутка.

— Встаньте из-за парт, приготовьтесь к разминке, повторяйте движения, слушая инструкции Ильфа и Петрова:

— «бег за трамваем по сильно пересечённой местности» (бег на месте),

— «прыжок без шеста на переднюю площадку прицепного вагона» (подпрыгивание на месте вверх),

— «17 раундов бокса у ворот стадиона» (движения руками, словно боксируете),

— «поднятие тяжестей» (приседание и подъём воображаемой тяжёлой ноши),

— «заплыв под проливным дождём» (взмахи руками, как у пловца).

— И только одного не умеет болельщик... Чего? Играть в футбол! Зато он его очень любит. В этом мы с вами уже убедились.

VII. Социализация, афиширование результатов.

— Пора узнать мнение экспертов-историков.

— Заполните в рабочих листах первую графу.

1. Выступление представителя группы историков о происхождении и истории фельетона. Он представляет презентацию.

Фельето́н (фр. feuilleton, от feuille — «лист», «листок») — сатирический жанр художественно-публицистической литературы, высмеивающий порочные явления в общественной жизни.

Термин фельетон возник в начале XIX века. В 1800 году во Франции издатель газеты «Journȧl des Débats» («Журналь дэ Дэба») стал выпускать добавочные листы к газете, а затем в 1803 году изменил формат своей газеты — удлинил его к низу, и эта добавочная часть, отделенная от газеты «линией отреза» (белым пропуском), стала называться фельетон.

Очень часто фельетон выполнял просто занимательную роль и с помощью своего живого стиля привлекал внимание читателя к данному номеру газеты или журнала. Как это ни покажется странным, но фельетон когда-то имел вполне позитивную направленность, а сатирическую окраску он приобрёл в новейшее время.

Изучив историю развития фельетонного жанра в разных странах, можно сделать вывод: фельетон (именно жанр, а не рубрика) почти не появляется на страницах газет в относительно спокойное время и, наоборот, бурно развивается в годы революционных волнений. И в наше время фельетон не потерял своей остроты, злости и действенности, оставаясь излюбленным и эффективнейшим оружием журналиста.

— Какие есть вопросы к экспертам-историкам?

— Как работали в паре? Было ли трудно?

— Давайте сверим свои предположения о признаках фельетона с мнением группы экспертов-литераторов.

— Отметьте на рабочем листе во второй колонке новую для себя информацию.

— Попробуйте определить вид фельетонов Ильфа и Петрова.

2. Выступление представителя группы литераторов с демонстрацией графов, где перечислены все признаки и виды фельетона как жанра.

— Мы уже называли те приёмы, которые у нас вызвали смех. Теперь слово экспертам-стилистам. Дополните свои записи о способах создания комического в фельетоне.

Фельетон объединяет в себе три начала:

— публицистическое — актуальность, злободневность, оценочность;

— художественное — использование образных средств из арсенала художественной литературы;

— сатирическое — осмеяние отрицательного жизненного явления.

Сатирическое начало, достоверность фактов служат главными жанровыми признаками фельетона.

Фельетон рассчитан, во-первых, на лиц, конкретно связанных с острыми проблемами, во-вторых, на широкий круг читателей.

Отличительными чертами фельетона служат своеобразие тона, непринуждённое, живое, окрашенное иронией изложение, присутствие неожиданных, резких переходов, комические приёмы, которые вызывают смех.

Среди видов фельетона документальные, проблемные, газетные, эстрадные, музыкальные, инсценированные, политические, бытовые, театральные фельетоны, «маленький» и «большой» фельетон, адресный и безадресный.

Иногда говорят о фельетоне-очерке, рассказе, пьесе, скетче, обозрении, диалоге, монологе, дневнике, письме, пародии, размышлении. Могут быть фельетон-статья, фельетон-зарисовка, фельетон-жалоба, фельетон-заявление.

3. Выступление представителя группы стилистов. Звучит дополнение о тех способах комического, которые не были выявлены детьми: ирония, каламбур, неологизмы, перифразы, контраст, фразеологизмы — в виде слайдов с таблицей и примерами.

Среди общеизвестных средств выразительности:

— эпитеты: «томный четырёхзвучный судейский свисток», «получемберленовские манеры», «штаны с неувядаемой складкой»,

— метафоры: «трибуны живут полной жизнью», «трибуны кипят»,

— олицетворения: «сиротливо валяются богатырские дубины», «впечатления распирали его»,

— гиперболы (преувеличение): «кричать нечеловеческим голосом», «толстяки поднимают целые трамваи»,

— сравнения: «он уже не теннисист — он барс», «форд визжал, как зайчик», «зритель идет косяком, как сельдь».

Использование книжных слов: «возносится на высоту третьего этажа, и с такого птичьего полёта и теннис, и волейбол, и городки кажутся ему занятиями пигмеев».

Использование многозначных слов: «сильнее взмахивают вёслами и уносятся в голубую даль».

Использование сочетаний слов, значение которых противоречит друг другу: «лёгкие вдыхают самый лучший из озонов — речной озон», «эти люди воды — члены профсоюза и корсары в душе»; «мастера гребного дела мчатся по реке в элегантной восьмёрке».

Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов: «это хрупкое создание вложит два пальца в розовый ротик и издаст протестующий индейский свист».

Каламбур: «вратари нервно танцуют перед своими сетками», «в это время у них [болельщиков] можно очистить карманы, снять с них ботинки, даже брюки... вот очищающее влияние футбола».

Использование слов, которые не существовали раньше, их придумал автор сам: «гусекрад», «суперболельщик», «получемберленовские манеры».

Перифраз – описательное выражение, заменяющее слово:

— интеллигенты – «люди с серьёзными бородками»,

— болельщики – «юные и пожилые ревнители физкультуры»,

— трибуны стадиона – «бетонные откосы», «шероховатые серые бастионы».

Использование фразеологизмов: «вытаращив глаза и награждая друг друга радостными пинками, бегут мальчишки», «любителю всегда кажется, что судья кривит душой и неверно судит».

Парадоксальное утверждение создаёт комический эффект:

— «оказывается, что под внешней оболочкой теннисиста бьётся честное футбольное сердце»,

— «играют сами за себя и портят всю чудесную музыку футбола»,

— «судья осторожно увёртывается от тяжёлого и быстрого полёта мяча»,

— «по воротам бьют беспрерывно и не всегда осмысленно».

VIII. Включение нового в систему знаний и повторение.

— Одна из составляющих частей фельетона — образ автора. Он может совпадать с образом рассказчика или отличаться от него. Но всегда автор видит происходящее значительно шире и глубже, чем даже читатель.

— «Редкий сплав двух талантов» — так называли знатоки литературы творческий тандем писателей. Пора познакомиться с их биографией. Заполните таблицу в своих рабочих листах.

4. Выступление представителя группы экспертов-биографов. Он сопровождает свой рассказ слайд-шоу.

Основания

Илья Ильф

Евгений Петров

Настоящее имя

Илья Арнольдович Файнзильберг

Евгений Петрович Катаев

Дата рождения

1897

1903

Место рождения

Одесса

Семья

Отец — банковский служащий

Отец — преподаватель в гимназии

Образование

Техническая школа

Классическая гимназия

Профессии

Бухгалтер

Инспектор уголовного розыска

Знакомство

Москва

Деятельность

Журналисты в газетах «Гудок», «Правда», журналах «Красный перец», «Огонёк», «Чудак»

Женитьба

1924

1929

Содружество

10 лет вместе, в дуэте написаны "12 стульев", "Золотой телёнок", "Одноэтажная Америка", множество рассказов и фельетонов  

Путешествия

На автомобиле по городам США

Дата и причина смерти

1937, туберкулёз лёгких

1942, авиакатастрофа

 — Назовите похожие факты в жизни писателей. Перечислите различия.

— Легко или трудно рассмешить человека? А как сделать рассказ смешным?

— Очень не просто написать фельетон. Но у нас есть свои эксперты-писатели. Слушаем и находим признаки фельетона.

5. Выступление представителя группы писателей, который читает свой фельетон на спортивную тему.

Мы не успели сочинить свой фельетон, есть только заметки, но зато составили инструкцию, как его написать.

1. Чтобы написать хороший фельетон, нужно знать проблемы людей, с которыми живёшь. Необходимо выделить яркие недостатки, пороки, не имеющие оправданий.

2. Определившись с темой будущего произведения, соберите и изучите материал по теме, придумайте героев.

3. Введите в своё произведение событие, послужившее призывом к написанию фельетона. Повод, который стал решающим в выборе именно этой темы.

4. Не забудьте про долю юмора, которая позволяет фельетону находиться в рядах именно сатирических жанров. А вот качественным ли получится произведение, зависит уже от ваших способностей.

IX. Рефлексия.

— Какую цель ставили? Удалось достичь поставленной цели?

— Чего не увидели и почему?

— На каком этапе работалось всего сложнее, а интереснее? Почему?

— Где можно применить новые знания?

X. Домашнее задание.

Для всех:

1. Прочитайте рассказ Ильфа и Петрова «Честное сердце болельщика» или рассказы В. Суслова, Г. Голлендера, К. Мелихана и докажите, что произведения написаны в жанре фельетона (устно).

2. Составьте инструкцию «Что можно высмеивать в фельетоне, что нельзя?»

По выбору обучающихся:

3. Запишите в тетради возможные темы фельетонов для школьной газеты.

4. Сочините свой фельетон.

— Наш урок подошёл к концу, надеемся, что чтение фельетонов, занятия физкультурой и спортом займут достойное место в жизни каждого из вас. Велика сила слова, а спорт – это жизнь и здоровье.

Сценарный план урока в табличной форме с указанными видами УДД (файл pdf. 311 КБ).

 

Литература

1. Журбина Е. И. Искусство фельетона. – М., 1965.

2. Заславский Д.И. Газетные жанры. – М., 1955.

3. Развивайте дар слова: факультатив. курс "Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 кл.)": пособие для учащихся/ Ю.И. Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А. Никольская; Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. - 4-е изд., испр. - М.: Просвещение. 1990.

4. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - 4-е изд., испр. – М., 1977.

5. Русская советская сатирико-юмористическая проза: рассказы и фельетоны 20-30-х годов. – Л., 1989.

6. Сальникова О.А. Риторические основы журналистики. ЧАСТЬ III фельетон/ http://www.textfighter.org/text3/88_feleton_tolko_zhanr_40.php

7. Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974.  

8. Суконцев А. А. До и после фельетона. – М., 1989.

9. Цыганов О. В. Режиссура газетного номера. – М., 1968.

10. http://cendomzn.ucoz.ru/index/0-2637

11. http://www.kakprosto.ru/kak-41582-kak-napisat-feleton

12. http://multiredaktor.narod.ru/feleton.html

13. http://journalist-new.sitecity.ru

14. http://www.sovslov.ru/tolk/felyteton.html

15. http://www.0zn.ru/novye_ili_neperechislennye/osobennosti_feletona.html

16. Сайт поклонников Ильфа и Петрова / http://ilfipetrov.ru/

 

Яндекс.Метрика