Урок литературы в 6 классе был проведён на семинаре по проблеме «Арт-технологии как способ развития и самореализации личности на уроках и во внеурочной деятельности».
Арт-технологии организуют процесс обучения средствами искусства, мотивируют ребёнка на создание самостоятельного творческого продукта. Можно создавать коллажи, инсталляции, театральные постановки.
Здесь и рисование цветовыми пятнами, и составление интеллект-карт, и многое другое. Такая работа на уроке позволяет соединить мысль и чувство, творчество и логику, помогает интерпретировать и перечитывать текст, избежать монотонности учебного процесса. Учащиеся более глубоко погружаются в художественный мир писателя раскрывают своеобразие характера литературного героя.
Рисование цветовыми пятнами позволяет каждому ученику почувствовать себя художником, передать своё видение прочитанного произведения, служит установкой на монологическую речь, которая в данной ситуации становится просто необходимостью. Ребёнок вынужден говорить, ему хочется говорить, чтобы его рисунок стал понятен окружающим. Более того, монолог ученика в этом случае - это уже не просто пересказ содержания эпизода, а, как правило, эмоциональный анализ переживаний героев, их взаимоотношений.
Работая над такой иллюстрацией, ученик прислушивается к своим ощущениям, ассоциациям, связывает их с выбором определённой цветовой гаммы. Эта работа не так проста, как кажется на первый взгляд. Она требует напряжения эмоциональной сферы ребёнка, будит воображение и внутренние силы ученика.
Очень важно, чтобы учитель умело выбрал эпизоды из произведения, которые будут предложены для иллюстрирования. Лучше всего для этой цели подходят ситуации выбора, сильного душевного напряжения или смятения, в которые попадают герои произведения по задумке автора. Именно поэтому я считаю уместным использование приёма цветового пятна на уроке литературы по рассказу В. Астафьева «Конь с розовой гривой», ведь герою часто приходится делать непростой для ребёнка выбор между добром и злом, правдой и ложью.
Тема урока: «Проблема нравственного выбора
в рассказе В. Астафьева "Конь с розовой гривой"»
Цели:
1. Формирование умения анализировать текст художественного произведения, опираясь на ассоциативное восприятие текста и составление интеллект-карты.
2. Воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, найти и принять верное решение.
3. Развитие творческих способностей, воображения.
Оборудование: альбомные листы, заготовки для интеллект-карты, краски, фломастеры, учебник, проектор, экран.
Оформление:
1) тема урока (за доской);
2) слайды: эпиграф, пословицы;
3) музыкальный фрагмент (5-7 мин.)
Эпиграф:
«Совесть — это тоненький голосок, который просит тебя не делать того, что ты только что сделал».
Л. Н. Толстой
Справка:
батог-палка — 1) опора для пешехода (трость, посох); 2) толстые прутья для наказания.
Предварительное домашнее задание:
1. перечитать рассказ;
2. найти пейзажные зарисовки (сделать закладки);
3. из эпизодов с участием бабушки выписать опорные слова, характеризующие её.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы продолжаем разговор о героях рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой». Это произведение о маленьком мальчике, который попал в непростую ситуацию. Она могла стать препятствием на пути к мечте — получить пряник конём. Я надеюсь, что вы проявите сегодня на уроке свои творческие способности и вдохновение.
II. Актуализация знаний:
— Каким образом герой надеется осуществить свою мечту? («Трудом своим».)
— Исполнилась ли мечта Витьки? (Да.)
— Счастливое завершение истории... Но какой ценой достался мальчику этот пряник конём?!
— Почему через много лет автор пишет: «А я всё не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой»?
III. Формулирование темы урока. Работа над эпиграфом.
— Готовясь к нашему уроку, я остановила своё внимание на словах Л. Н. Толстого. (Слайд с эпиграфом.)
— Имеет ли отношение к рассказу Астафьева это высказывание?
— Когда человека мучает совесть? (Когда он поступает неправильно, ошибается.)
(Ответы учащихся должны приблизиться к логическому ряду: совесть — ошибка — выбор. Человек совершает ошибки, когда делает выбор.)
Запись темы урока.
— Как вы думаете, о ком из героев рассказа пойдет речь в первую очередь? (О деревенском мальчике — Витьке.)
Анализ опорных эпизодов рассказа.
— На прошлом уроке мы уже говорили о главном герое. Что узнали мы о его характере?
(Он трудолюбивый, ответственный, любит бабушку и дедушку, у него очень тесная связь с ними.)
— Почему же герой попадает в трудную ситуацию выбора? Каков этот выбор?
(Бабушка, конь — или развлечения с Левонтьевскими ребятишками; честный труд — или ложь.)
— Давайте вернёмся к тому летнему дню. Какие эпизоды вы считаете важными, влияющими на ход событий, когда Витька попадает в ситуацию выбора?
Эпизоды. Опорные слова.
1. Каким мы видим Витьку в начале сбора ягод? («Трудом своим», «брал старательно», «бабушкин совет помнит».)
2. Почему Витька поддался влиянию Саньки и бросил собирать ягоды?
(Его упрекнули в жадности, трусости; он хочет доказать обратное, забывает о бабушкиных уроках, мальчик «попал на уду».)
3. Чуть позже герой сам назовёт себя «запутавшимся преступником». Одно «преступное» решение повлекло за собой цепочку других «преступлений».
Перечислите их.
(Растерзали рыбину; убили стрижа; не собрал ягод; наполнил корзину травой; обманул бабушку; украл калачи; не признался в обмане.)
— Какое преступление самое серьёзное? (Предал бабушку, обрёк её на стыд.)
4. Удалось ли Саньке окончательно одержать победу над Витькой? (Нет.)
5. Прочитайте диалог Витьки и Саньки. Какой выбор делает Витька? (Звучит твёрдый отказ идти по дороге лжи и обмана.)
— Попробуем разобраться в том, что помогло мальчику победить, сделать выбор в пользу добра, нравственности.
IV. Проверка домашнего задания. Работа над пейзажем.
— Удалось ли вам найти пейзаж в произведении? Хочу обратить ваше внимание на то, что в рассказе очень мало описаний природы — всего один пейзаж (описание ясного летнего дня).
1. Чтение вслух (учитель или подготовленный ученик).
2. Обсуждение прочитанного. Примерный круг вопросов:
• Какие слова автора привлекают внимание? («Хорошо было жить».)
• Почему «было»? (Жизнь разделилась на прошлое и настоящее.)
• Какова роль пейзажа? (Помогает понять состояние души героя: в прошлом — всё прекрасно; в настоящем — душевные муки, угрызения совести.)
• Какой приём использует автор? (Контраст, антитеза.)
3. Формулирование выводов.
Автор не случайно показывает взаимоотношения человека и природы. Они являются показателем духовности личности. Мир природы противопоставлен миру зла, эгоизма, обмана. Пейзаж помогает раскрыть душу героя. Оставшись наедине с природой, Витька делает свой выбор. Что больше всего мучает Витьку? Страх перед бабушкой или угрызения совести? Совесть берёт верх. Мальчик делает нравственный выбор в пользу добра.
V. Работа над образом бабушки. Опора на домашнее задание.
— Только ли у Витьки в рассказе есть выбор? (Есть выбор и у бабушки: купить — не купить коня; будить — не будить Витьку; искать — не искать его; рассказать — не рассказать о проступке внука.)
Трудный вопрос! И ответ не однозначен!
Чтобы понять поступки бабушки, попробуем определить черты её характера. Человек обычно проявляет себя в отношениях с другими людьми. Вы собирали текстовой материал, выписывали ключевые слова из эпизодов, в которых мы видим бабушку.
— Назовите, с кем общается бабушка? Кто эти люди? (Витька, дедушка, тётка Васеня, Левонтий, соседи.)
— Прочитайте выписанные ключевые слова и словосочетания. (Ученики читают собранный текстовой материал, характеризующий отношение бабушки к другим героям рассказа.)
— Какой пёстрый материал! Образ бабушки очень сложен! Какую роль она сыграла в жизни своего внука и в том важном нравственном выборе, который он сделал? В этом нам поможет разобраться интеллект-карта и работа с цветовыми «пятнами».
VI. Творческие задания для групп учащихся.
1 группа при помощи цветовых «пятен» передает внутреннее состояние Витьки во время сбора ягод, динамику его душевных переживаний и готовит комментарий по итогам своей работы.
2 группа составляет интеллект-карту, отражающую взаимоотношения бабушки и других персонажей рассказа и позволяющую сделать важные выводы о роли образа героини в произведении В.Астафьева.
(Необходимый раздаточный материал был заранее получен учениками; во время творческой работы звучит очень тихая музыка; составление интеллект-карты может осуществляться и индивидуально, и в парах.)
VII. Защита творческих работ.
Выступления учащихся разных творческих групп. Работы помещаются на доску. Обмен впечатлениями. Ответы на проблемные вопросы.
— Что больше всего мучает Витьку? Что заставило его раскаяться? Страх перед бабушкой или угрызения совести?
— Был ли у бабушки выбор – покупать или не покупать внуку пряник? Могла ли такая бабушка не купить Витьке коня?
— Не кажется ли вам странным, что бабушка не ищет Витьку, не будит его, когда он вернулся и заснул? Почему не высказывает ему своё негодование?
— Однако почему бабушка всей деревне рассказывает о поступке любимого внука?
Основные тезисы беседы.
Нравственное наказание и поощрение лежит внутри личности. Это совесть. Совесть берёт верх, и Витька делает нравственный выбор в пользу добра. Влияние бабушки на внука огромно. Моральный закон, унаследованный от бабушки и дедушки, оказался сильнее всех искушений.
Бабушка, мудрая, любящая своего Витьку, очень хорошо его знает и чувствует. Она понимает, что лучшие воспитатели для мальчика — это сама жизнь и все, кто его окружает, односельчане. Чтобы он не повторил своих ошибок, бабушка рассказывает всем о Витькином поступке. Стыд, муки совести – самое главное наказание.
Бабушка не может не купить Витьке коня, ведь она очень любит своего внука, понимает, как дорога Витьке его мечта и какой трудной оказалась для него дорога к ней.
VIII. Работа с пословицами. (Слайд с пословицами.)
— Перед вами несколько пословиц, содержание которых касается разных сторон человеческих отношений. Выберите из них те, которые созвучны содержанию сегодняшнего урока. Мотивируйте свой выбор.
— Снаружи мило, а внутри гнило.
— Верная указка не кулак, а ласка.
— Детство — время золотое: ест, и пьёт, и спит в покое.
— Добро сильнее зла.
— Без строгости и щенка не вырастишь.
— Добрый пример лучше ста слов.
(После выборочной работы пословицы записываются в тетрадь.)
IX. Домашнее задание.
Напишите мини-сочинение на тему одной из пословиц.
X. Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Было ли интересно на уроке?
— Что показалось непонятным, трудным?
— На какие вопросы урока мы не смогли ответить?
В одном из рассказов сборника В. Астафьева «Последний поклон» бабушка Екатерина Петровна просит Бога: «Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, прощать и любить». Хочется верить, что эти слова бабушки найдут отклик и в вашей душе.