Самое прекрасное место на земле – родина. Здесь всё дорого сердцу: родные нивы и леса, речки и просёлки, близкие люди и самые светлые воспоминания детства.

Готовясь к экзамену, проводим уроки в 9 классе, анализируем слова-понятия в самом трудном задании – сочинении.

Тема: «Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?» (в рамках подготовки к ОГЭ задание 9.3)

Цель урока: сформировать у обучающихся навыки написания сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3).

Задачи:

образовательные:

1) расширение и углубление знаний по культуре речи;

2) повторение информации о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка,

развивающие:

1) развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений,

2) формирование умения проводить содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;

3) формирование умения писать сочинение-рассуждение (задание 15.3),

воспитательные:

1) формирование нравственных качеств учащихся;

2) воспитание патриотизма, исторической памяти.

Методы, технологии: проблемно-поисковый, репродуктивный, информационно-коммуникативные технологии.

Формы: коллективная и индивидуальная

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер с проектором, слайдовая презентация.

 

Ход урока

1. Организационный момент.

- Добрый день. Ребята, мы с вами подошли к одному из важнейших уровней школьного образования – завершению обучения по программе основного общего образования. В конце учебного года вам предстоит сдать основной государственный экзамен по русскому языку, и вы уже знаете, какие задания и разделы он будет содержать. Давайте сейчас повторим основные части экзамена. (Дети называют: изложение, тестовая часть, сочинение).

2. Актуализация знаний.

- Вы знаете, что текст по типу бывает разным. Давайте повторим, какие типы речи вам известны? (Дети называют: повествование, описание, рассуждение).

- Каковы особенности каждого типа речи? (Дети называют особенности, в том числе композиционные).

- Давайте повторим ключевые термины нашего урока, и тогда сразу станет понятно, какова будет тема нашего урока. Вспомните термин по его определению:

-  … положение, утверждение, которое требуется доказать.

- … доказательства, факты, подтверждающие тезис.

- … заключение, итог проведённого рассуждения.

(Учащиеся называют: тезис, аргументы, вывод).

- Какому типу речи соответствуют эти термины? (Рассуждение). Как будет звучать тема нашего урока?

3. Введение в тему урока. Анализ текста. (Учитель читает текст, у учащихся на столах карточки с текстом).

1)Трудно объяснить, откуда берутся привычки, и притом неожиданные.

2)Каждый раз, собираясь в далёкие поездки, я обязательно приходил на Ильинский омут. 3)Я просто не мог уехать, не попрощавшись с ним, со всероссийскими этими полями. 4)Я говорил себе: «Вот этот чертополох ты вспомнишь когда-нибудь, когда будешь пролетать над Средиземным морем.   5)Если, конечно, туда попадёшь.6) А этот последний, рассеянный в небесном пространстве розовеющий луч солнца ты вспомнишь где-нибудь под Парижем. 7)Но, конечно, если и туда ты попадёшь».

8)И всё сбылось. 9)Действительно, самолёт шёл над Тирренским морем.10) Я посмотрел в круглое окно-иллюминатор. 11)В бездонной синеве и глубине появились жёлтые очертания острова, похожего на цветок чертополоха. 12)Это была Корсика. 13)Потом я убедился, что острова с воздуха принимают причудливые формы, так же как и кучевые облака. 14)Эти формы им сообщает наше человеческое воображение.

15) Рим сверкал вдали яростными отражениями солнца в стеклянных стенах многоэтажных новых домов. 16)Радио часто и нервно повторяло, что синьора Парелли ждёт у главного выхода аэровокзала его собственная машина.

17)И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, на Ильинский омут, где меня дожидаются ивы, туманные русские равнинные закаты и друзья.

18)Что же касается розовеющего луча солнца, то я тоже увидел его несколько дней спустя вблизи Парижа в городке Эрменонвиле, где в старинном поместье провёл последние свои годы и умер Жан-Жак Руссо... 19)Я вспомнил такой же розовеющий вечер на Ильинском омуте, и знакомая тоска внезапно стиснула сердце — тоска по нашей просторной земле, своим закатам, своему подорожнику и скромному шороху палой листвы.

20)Прекрасная Франция, конечно, оставалась великолепной, но равнодушной к нам. 21)Тоска по России легла на сердце. 22) С этого дня я начал торопиться домой, на Оку, где всё было так знакомо, так мило и простодушно. 23)У меня холодало под сердцем при одной только мысли, что возвращение на родину может по какой-либо причине задержаться хотя бы на несколько дней. 24)Я полюбил Францию давным-давно. 25)Сначала умозрительно. 26)А потом вплотную, всерьёз. 27)Но я не мог бы ради неё отказаться даже от такой малости, как утренний шафранный луч солнца на бревенчатой стене старой избы. 28)Можно было следить за движением луча по стене, слушать нахальные вопли деревенских петухов и невольно повторять знакомые с детства слова:

На святой Руси петухи кричат —

Скоро будет день на святой Руси...

29) Нет! 30)Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.       

(По К. Паустовскому)

4.Подготовка к написанию сочинения.

- Определите стиль данного текста.

- Каков основная мысль текста?

- Какие ключевые слова и предложения вы смогли выделить в этом тексте?

- Какое слово объединяет все эти мысли и фразы? (Родина)

- Перед тем, как написать сочинение, давайте ознакомимся с заданием 9.3, в котором озвучены все требования к вашим работам:

Как Вы понимаете значение слова РОДИНА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое родина?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй -  из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

5.Написание сочинения.

 - В задании поставлен вопрос: что такое Родина? Где мы с вами можем найти лексические толкования слов? (в словаре) Обратимся к словарю С.И.Ожегова:

РО́ДИНА, -ы, жен.

  1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.
  2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н.

 - Вашему вниманию предлагаю несколько высказываний известных людей о Родине. Ознакомьтесь с ними. (На столах карточки с цитатами).

«Любовь к отечеству должна исходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину значит — пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому». Виссарион Белинский

«Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество». Федор Достоевский

«Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм». Александр Блок

«У большинства людей чувство родины в обычном смысле — родной страны, отчизны — дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки». Александр Твардовский

 

- Какое из высказываний вам ближе всего? Почему?

- С какими понятиями у вас ассоциируется родина? (примерные ответы: патриотизм, Отечество, любовь, дом, родная страна, город, село и т.д.) Запишите себе в тетрадь эти слова.

 

Написание вступления.

- Опираясь на толкование из словаря С.И.Ожегова, а также высказывания писателей и поэтов сформулируйте свое определение: «Что для вас значит родина?» Прокомментируйте свой тезис 2-3 предложениями, в которых вы можете дать пояснения, выразить размышления относительно заявленному тезису. (зачитываются готовые части, комментируются)

 

Основная часть.  Аргументация.

 - Что говорил о родине Паустовский? Как его мысли повлияли на ваш тезис или как они перекликаются с вашими мыслями? Найдите в тексте предложения, подтверждающие вашу мысль.

- Второй аргумент вы можете взять из вашего жизненного опыта: прочитанных книг, публицистических заметок, фактов истории, событий современности, личных наблюдений и т.д.) Важный совет: следите, чтобы оба ваши аргумента соответствовали заявленному тезису!

 

Работа над заключением

- Заключение вашего сочинения должно быть представлено выводом –  общим итогом, подтверждающим выдвинутый тезис, без которого рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом. Важный совет: прочтите тезис и вывод, опуская основную часть. Они должны соответствовать друг другу по смыслу.

6. Подведение итогов. Рефлексия

- А сейчас мы подведем итоги нашего урока по вариантам:

1 вариант составляет синквейн на тему «Родина» (главное существительное, два прилагательных, три глагола, ключевая фраза, слово-ассоциация).

2 вариант составляет «ассоциативный куст» к слову Родина: записывает как можно больше слов, которые раскрывают данное понятие или ассоциируются с ним. (Работы зачитываются)

7. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему «Как я понимаю значение слова РОДИНА?»

Яндекс.Метрика