В 3 классе по литературному чтению проводим урок-обобщение по разделу «Произведения Л.Н. Толстого».

Разработчик урока: Галина Васильевна Тюнина

Цели:

  • повторить и обобщить пройденный материал по теме «Произведения Л.Н. Толстого»;
  • формировать критерии самопроверки и самооценки своей работы;
  • развивать читательскую зоркость, внимание к слову.

Учебные задачи:

  • обобщить знания о жанрах произведений;
  • дать понятие о притче;
  • формировать умение работать с книгой: правильно называть издание, пользоваться титульным листом и оглавлением, сравнивать книги одного автора;
  • обогащать читательский опыт, расширять круг чтения учащихся путём включения в учебный процесс работы с книгами-справочниками;
  • отрабатывать навык чтения вслух и про себя.

Учебные умения:

  • характеризовать произведения Л.Н. Толстого;
  • различать произведения разных жанров;
  • самостоятельно рассказывать о прочитанной книге;
  • сравнивать героев произведений.

Оборудование урока:

  • выставка книг;
  • книжки-самоделки по произведениям Л.Н. Толстого;
  • индивидуальные схемы для заполнения «Произведения Л.Н. Толстого»;
  • карточки с названием жанров;
  • портрет Л.Н. Толстого;
  • высказывание о творчестве Л.Н. Толстого.

 

Ход урока

I. Организационный момент

Руку - вправо, руку – влево,

Отвечать я буду смело,

Не лениться, не скучать,

Буду другу помогать.

II. Работа с выставкой книг

- Начнём наш урок работой с книгой. Возьмите книгу с выставки, рассмотрите её и правильно назовите произведение.

  1. Евгений Носов рассказ о животных «Белый гусь»
  2. Лев Николаевич Толстой сборник произведений «Для детей»
  3. Лев Николаевич Толстой рассказ о детях «Прыжок»
  4. Лев Николаевич Толстой рассказ о животных «Умная галка»
  5. Лев Николаевич Толстой сказка о животных «Три медведя»

- Чем похожи эти книги? (Книги русских писателей; прозаические произведения)

- Какая книга может быть лишняя?

- Почему на уроке мы  выбрали книги Л.Н. Толстого?

III. Повторение жанров произведений Л.Н. Толстого

 Самостоятельная работа. Работа со схемой «Произведения Л.Н. Толстого»

- Сегодня обобщим знания, полученные на уроках по творчеству Льва Николаевича Толстого. Перед вами на столах лежат схемы. Рассмотрите их внимательно и заполните. Устно подтвердите ответ названием произведения этого жанра.

(Дети работают со схемами, учитель фиксирует ответы обучающихся на доске.)

Проверка самостоятельной работы

(Ребята читают заполненные схемы и подтверждают ответы примерами.)

- Лев Николаевич Толстой писал сказки. Сказка Л.Н. Толстого «Два брата», сказка «Работник Емельян и пустой барабан».

- …басни. Басня Л.Н. Толстого «Белка и волк».

- …былины. Былина Л.Н. Толстого «Как боролся русский богатырь».

- …рассказы. Рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок».

- …рассказы научно-познавательные. Рассказ Л.Н. Толстого «Зайцы».

(У детей остался один незаполненный прямоугольник в схеме.)

- Сегодня я хочу вас познакомить ещё с одним произведением Льва Николаевича Толстого. Послушайте и скажите, к какому жанру можно отнести это произведение.

IV. Слушание притчи «Равное наследство»

- Понравилось произведение? Чем понравилось?

- Какие чувства испытали?

- О чём вы думали, слушая произведение?

- Чему учит?

- К какому жанру вы отнесли бы это произведение? (В этом произведении есть скрытая мораль, и этим оно похоже на басню.)

- Это притча. Лев Николаевич Толстой писал ещё притчи.

V. Работа со словарём-справочником по литературному чтению «Книгочей»

- Откройте словарь-справочник «Книгочей» и найдите значение слова «Притча».

- Что поможет найти нам значение слова в «Книгочее»? (Содержание)

- Притча похожа на басню тем, что содержит мораль, есть аллегорические персонажи. Но есть и отличия. Басня формулирует мораль, а притча предоставляет читателю самому сделать вывод. Нет прямого наставления, правила, как поступать. В притче отсутствует также указание на место и время действия. В басне раскрывается житейская, частная мудрость, а в притче раскрывается более глубокое моральное или религиозное поучение.

VI. Работа с произведением «Равное наследство»

(каждому обучающемуся дан распечатанный текст)

  1. Чтение.
  2. Характеристика героев и их сравнение.
  3. Выяснение главной мысли.
  4. Подбор пословицы.

- Как вы думаете, для чего Л.Н. Толстой написал это произведение?

VII. Продолжение работы со схемой «Произведения Л.Н. Толстого»

- Дополните схему ещё одним жанром.

- Перечислите, произведения каких жанров создавал Л.Н. Толстой.

VIII. Расширение читательского кругозора (групповая работа)

- Сейчас поработаем в группах. Каждая группа получит определённую модель книги: жёлтый прямоугольник, коричневый прямоугольник, зелёный прямоугольник. Вам нужно из предложенных книг подобрать к этой модели произведение и доказать, почему оно подходит к данным жанру и теме.

IX. Проверка домашнего задания

Вам было дано домашнее задание:

  1. Составить список книг Л.Н. Толстого из своей домашней библиотеки.
  2. Прочитать понравившееся произведение, выполнить модель обложки с аннотацией.

(Ребята на одной стороне листа  моделировали обложку, на другой писали аннотацию.)

- Представьте свои книги, которые прочитали самостоятельно.

- Оцените работу своих одноклассников.

X. Составление книги-самоделки «Произведения Л.Н. Толстого»

- Давайте соберем подготовленный материал в книгу-самоделку.

- Кто хочет выполнить титульный лист для книги-самоделки?

XI. Литературная викторина «Мир Л.Н. Толстого» (с использованием ИКТ)

Учащиеся читают отрывки из изученных произведений и дают ответ. Затем проверяют свой ответ по экрану, где появляется иллюстрация к этому произведению и название. Ученик, правильно назвавший произведение, получает право назвать номер следующего вопроса.

XII. Самостоятельная работа в тетради по рубрике «Проверь себя» (Ефросинина Л.А., Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010. С. 83-84.)

XIII.Коллективная проверка самостоятельной работы с комментированием своих ответов

1 задание: «Соответствие». Соединить стрелкой название произведения с жанром.

2 задание: «Выбор». Соединить стрелкой персонажей с названием произведения. (Один персонаж остаётся лишним. Обучающийся объясняет, что это «ловушка».)

3 задание: Кроссворд «Животные – герои произведений Л.Н. Толстого».

(Дети называют животное и подтверждают ответ, называя нужное произведение.)

- Оцените правильность решения кроссворда знаком «+».

- Кто допустил ошибку?

XIV. Обобщающая беседа

- Посмотрите внимательно на портрет Л.Н. Толстого. Каким вы представляете писателя?

- Почему люди любят и помнят произведения Л.Н. Толстого?

- Как вы понимаете слова «Азбука Льва Толстого  – это источник народной мудрости»?

- Хотелось бы вам пообщаться с писателем? О чём бы вы спросили его?

XV. Домашнее задание

  1. Составить справку об авторе, опираясь на справочник или энциклопедию (по желанию).
  2. Подготовить выразительное чтение притчи «Равное наследство» и выполнить иллюстрацию к ней.

 

Приложение 1

Притча

Равное наследство

У одного купца было два сына. Старший был любимец отца, и отец всё своё наследство хотел отдать ему. Мать жалела меньшого сына и просила мужа не объявлять до времени сыновьям, как их разделят: она хотела как-нибудь сравнять двух сыновей. Купец её послушал и не объявлял своего решения.

Один раз мать сидела у окна и плакала; к окну подошёл странник и спросил, о чём она плачет? Она сказала:

- Как мне не плакать: оба сына мне равны, а отец хочет одному сыну всё отдать, а другому ничего. Я просила мужа не объявлять своего решения сыновьям, пока я не придумаю, как помочь меньшому. Но денег у меня своих нет, и я не знаю, как помочь горю.

Странник сказал:

- Твоему горю легко помочь; поди объяви сыновьям, что старшему достанется всё богатство, а меньшому ничего; и у них будет поровну.

Меньшой сын, как узнал, что у него ничего не будет, ушёл в чужие страны и выучился мастерствам и наукам, а старший жил при отце и ничему не учился, потому что знал, что будет богат.

Когда отец умер, старший ничего не умел делать, прожил всё своё имение, а младший выучился наживать на чужой стороне и стал богат.

Приложение 2

Вопросы к литературной викторине

  1. Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. («Косточка»)
  1. Взялось солнце. Только припекло – распахнулся человек, сдвинул шапку. Ещё припекло солнце – и вовсе разделся человек. («Солнце и ветер»)
  1. На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою маму. (Быль «Лучше всех»)
  1. Отец и говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь, вас всякий легко погубит. («Отец и сыновья»)
  1. Вышла мышка гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.

- Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый. (Басня «Страшный зверь»)

  1. Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. (Басня «Белка и волк»)
  1. И так несколько ночей братья друг другу хлеб перекладывали, пока один другого на месте не застал («Сказка «Два брата»)
  1. Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. (Рассказ «Лебеди»)
  2. Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитростям зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится. (Рассказ «Зайцы»)
  1. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал. («Лев и собачка»)
  1. Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. (Рассказ «Прыжок»)
  1. Печенежский силач хотел поднять Ивана и перекинуть через себя его, но Иван так крепко сжал печенега, что он не мог дышать и захрипел. Тогда Иван приподнял его, шмякнул об землю и расшиб до смерти. Печенеги испугались и побежали, и русские побили их. (Былина «Как боролся русский богатырь»)
  2. Подошёл Емельян с барабаном к реке, и все солдаты за ним пришли. Пробил Емельян у реки барабан, разломал в щепки, бросил его в реку – и разбежались все солдаты. А Емельян взял жену и повёл к себе в дом. (Сказка «Работник Емельян и пустой барабан»)
  1. Жил богатый купец, и было у него три дочери. Собрался он ехать за товаром и спросил у дочерей, что им привезти. (Сказка «Ореховая ветка»)
  1. Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику. (Сказка «Три медведя»)

 

Приложение 3

Викторина к уроку

Яндекс.Метрика