В 3 классе по литературному чтению проводим урок-обобщение по разделу «Произведения Л.Н. Толстого».
Разработчик урока: Галина Васильевна Тюнина
Цели:
- повторить и обобщить пройденный материал по теме «Произведения Л.Н. Толстого»;
- формировать критерии самопроверки и самооценки своей работы;
- развивать читательскую зоркость, внимание к слову.
Учебные задачи:
- обобщить знания о жанрах произведений;
- дать понятие о притче;
- формировать умение работать с книгой: правильно называть издание, пользоваться титульным листом и оглавлением, сравнивать книги одного автора;
- обогащать читательский опыт, расширять круг чтения учащихся путём включения в учебный процесс работы с книгами-справочниками;
- отрабатывать навык чтения вслух и про себя.
Учебные умения:
- характеризовать произведения Л.Н. Толстого;
- различать произведения разных жанров;
- самостоятельно рассказывать о прочитанной книге;
- сравнивать героев произведений.
Оборудование урока:
- выставка книг;
- книжки-самоделки по произведениям Л.Н. Толстого;
- индивидуальные схемы для заполнения «Произведения Л.Н. Толстого»;
- карточки с названием жанров;
- портрет Л.Н. Толстого;
- высказывание о творчестве Л.Н. Толстого.
Ход урока
I. Организационный момент
Руку - вправо, руку – влево,
Отвечать я буду смело,
Не лениться, не скучать,
Буду другу помогать.
II. Работа с выставкой книг
- Начнём наш урок работой с книгой. Возьмите книгу с выставки, рассмотрите её и правильно назовите произведение.
- Евгений Носов рассказ о животных «Белый гусь»
- Лев Николаевич Толстой сборник произведений «Для детей»
- Лев Николаевич Толстой рассказ о детях «Прыжок»
- Лев Николаевич Толстой рассказ о животных «Умная галка»
- Лев Николаевич Толстой сказка о животных «Три медведя»
- Чем похожи эти книги? (Книги русских писателей; прозаические произведения)
- Какая книга может быть лишняя?
- Почему на уроке мы выбрали книги Л.Н. Толстого?
III. Повторение жанров произведений Л.Н. Толстого
Самостоятельная работа. Работа со схемой «Произведения Л.Н. Толстого»
- Сегодня обобщим знания, полученные на уроках по творчеству Льва Николаевича Толстого. Перед вами на столах лежат схемы. Рассмотрите их внимательно и заполните. Устно подтвердите ответ названием произведения этого жанра.
(Дети работают со схемами, учитель фиксирует ответы обучающихся на доске.)
Проверка самостоятельной работы
(Ребята читают заполненные схемы и подтверждают ответы примерами.)
- Лев Николаевич Толстой писал сказки. Сказка Л.Н. Толстого «Два брата», сказка «Работник Емельян и пустой барабан».
- …басни. Басня Л.Н. Толстого «Белка и волк».
- …былины. Былина Л.Н. Толстого «Как боролся русский богатырь».
- …рассказы. Рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок».
- …рассказы научно-познавательные. Рассказ Л.Н. Толстого «Зайцы».
(У детей остался один незаполненный прямоугольник в схеме.)
- Сегодня я хочу вас познакомить ещё с одним произведением Льва Николаевича Толстого. Послушайте и скажите, к какому жанру можно отнести это произведение.
IV. Слушание притчи «Равное наследство»
- Понравилось произведение? Чем понравилось?
- Какие чувства испытали?
- О чём вы думали, слушая произведение?
- Чему учит?
- К какому жанру вы отнесли бы это произведение? (В этом произведении есть скрытая мораль, и этим оно похоже на басню.)
- Это притча. Лев Николаевич Толстой писал ещё притчи.
V. Работа со словарём-справочником по литературному чтению «Книгочей»
- Откройте словарь-справочник «Книгочей» и найдите значение слова «Притча».
- Что поможет найти нам значение слова в «Книгочее»? (Содержание)
- Притча похожа на басню тем, что содержит мораль, есть аллегорические персонажи. Но есть и отличия. Басня формулирует мораль, а притча предоставляет читателю самому сделать вывод. Нет прямого наставления, правила, как поступать. В притче отсутствует также указание на место и время действия. В басне раскрывается житейская, частная мудрость, а в притче раскрывается более глубокое моральное или религиозное поучение.
VI. Работа с произведением «Равное наследство»
(каждому обучающемуся дан распечатанный текст)
- Чтение.
- Характеристика героев и их сравнение.
- Выяснение главной мысли.
- Подбор пословицы.
- Как вы думаете, для чего Л.Н. Толстой написал это произведение?
VII. Продолжение работы со схемой «Произведения Л.Н. Толстого»
- Дополните схему ещё одним жанром.
- Перечислите, произведения каких жанров создавал Л.Н. Толстой.
VIII. Расширение читательского кругозора (групповая работа)
- Сейчас поработаем в группах. Каждая группа получит определённую модель книги: жёлтый прямоугольник, коричневый прямоугольник, зелёный прямоугольник. Вам нужно из предложенных книг подобрать к этой модели произведение и доказать, почему оно подходит к данным жанру и теме.
IX. Проверка домашнего задания
Вам было дано домашнее задание:
- Составить список книг Л.Н. Толстого из своей домашней библиотеки.
- Прочитать понравившееся произведение, выполнить модель обложки с аннотацией.
(Ребята на одной стороне листа моделировали обложку, на другой писали аннотацию.)
- Представьте свои книги, которые прочитали самостоятельно.
- Оцените работу своих одноклассников.
X. Составление книги-самоделки «Произведения Л.Н. Толстого»
- Давайте соберем подготовленный материал в книгу-самоделку.
- Кто хочет выполнить титульный лист для книги-самоделки?
XI. Литературная викторина «Мир Л.Н. Толстого» (с использованием ИКТ)
Учащиеся читают отрывки из изученных произведений и дают ответ. Затем проверяют свой ответ по экрану, где появляется иллюстрация к этому произведению и название. Ученик, правильно назвавший произведение, получает право назвать номер следующего вопроса.
XII. Самостоятельная работа в тетради по рубрике «Проверь себя» (Ефросинина Л.А., Литературное чтение: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010. С. 83-84.)
XIII.Коллективная проверка самостоятельной работы с комментированием своих ответов
1 задание: «Соответствие». Соединить стрелкой название произведения с жанром.
2 задание: «Выбор». Соединить стрелкой персонажей с названием произведения. (Один персонаж остаётся лишним. Обучающийся объясняет, что это «ловушка».)
3 задание: Кроссворд «Животные – герои произведений Л.Н. Толстого».
(Дети называют животное и подтверждают ответ, называя нужное произведение.)
- Оцените правильность решения кроссворда знаком «+».
- Кто допустил ошибку?
XIV. Обобщающая беседа
- Посмотрите внимательно на портрет Л.Н. Толстого. Каким вы представляете писателя?
- Почему люди любят и помнят произведения Л.Н. Толстого?
- Как вы понимаете слова «Азбука Льва Толстого – это источник народной мудрости»?
- Хотелось бы вам пообщаться с писателем? О чём бы вы спросили его?
XV. Домашнее задание
- Составить справку об авторе, опираясь на справочник или энциклопедию (по желанию).
- Подготовить выразительное чтение притчи «Равное наследство» и выполнить иллюстрацию к ней.
Приложение 1
Притча
Равное наследство
У одного купца было два сына. Старший был любимец отца, и отец всё своё наследство хотел отдать ему. Мать жалела меньшого сына и просила мужа не объявлять до времени сыновьям, как их разделят: она хотела как-нибудь сравнять двух сыновей. Купец её послушал и не объявлял своего решения.
Один раз мать сидела у окна и плакала; к окну подошёл странник и спросил, о чём она плачет? Она сказала:
- Как мне не плакать: оба сына мне равны, а отец хочет одному сыну всё отдать, а другому ничего. Я просила мужа не объявлять своего решения сыновьям, пока я не придумаю, как помочь меньшому. Но денег у меня своих нет, и я не знаю, как помочь горю.
Странник сказал:
- Твоему горю легко помочь; поди объяви сыновьям, что старшему достанется всё богатство, а меньшому ничего; и у них будет поровну.
Меньшой сын, как узнал, что у него ничего не будет, ушёл в чужие страны и выучился мастерствам и наукам, а старший жил при отце и ничему не учился, потому что знал, что будет богат.
Когда отец умер, старший ничего не умел делать, прожил всё своё имение, а младший выучился наживать на чужой стороне и стал богат.
Приложение 2
Вопросы к литературной викторине
- Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. («Косточка»)
- Взялось солнце. Только припекло – распахнулся человек, сдвинул шапку. Ещё припекло солнце – и вовсе разделся человек. («Солнце и ветер»)
- На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою маму. (Быль «Лучше всех»)
- Отец и говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться да всё врозь, вас всякий легко погубит. («Отец и сыновья»)
- Вышла мышка гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.
- Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый. (Басня «Страшный зверь»)
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. (Басня «Белка и волк»)
- И так несколько ночей братья друг другу хлеб перекладывали, пока один другого на месте не застал («Сказка «Два брата»)
- Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. (Рассказ «Лебеди»)
- Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитростям зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится. (Рассказ «Зайцы»)
- Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал. («Лев и собачка»)
- Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. (Рассказ «Прыжок»)
- Печенежский силач хотел поднять Ивана и перекинуть через себя его, но Иван так крепко сжал печенега, что он не мог дышать и захрипел. Тогда Иван приподнял его, шмякнул об землю и расшиб до смерти. Печенеги испугались и побежали, и русские побили их. (Былина «Как боролся русский богатырь»)
- Подошёл Емельян с барабаном к реке, и все солдаты за ним пришли. Пробил Емельян у реки барабан, разломал в щепки, бросил его в реку – и разбежались все солдаты. А Емельян взял жену и повёл к себе в дом. (Сказка «Работник Емельян и пустой барабан»)
- Жил богатый купец, и было у него три дочери. Собрался он ехать за товаром и спросил у дочерей, что им привезти. (Сказка «Ореховая ветка»)
- Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику. (Сказка «Три медведя»)
Приложение 3