images/slideshow/fact0113.jpg

Стоит осень. Красавица. Золотая. Как у Левитана… Левитановский пейзаж! Хочется взять краски, кисти, полотно — и рисовать. С природой одною жизнью дышать.

В пейзажах Исаака Ильича Левитана (1860—1900) «красою вечною сияет» одухотворённая чувством и мыслью природа: лес, поле, вода, небо, деревья, цветы. Сюжеты просты и, кажется, однообразны. Однако даже в миниатюрных этюдах видно, как яблони цветут, какая яркая зелень у густых грустных елей. Современники называли Левитана художником-поэтом, ибо находили в его картинах нечто большее, чем отражение однообразной, привычной глазу действительности. Красота русской природы, воспроизведённая живописцем, поражала правдой колорита, передавала настроение автора, вызывая не только наслаждение, но и смутную тоску о чём-то печальном, скорбном.

В детстве своём Левитан любил бродить по лесам и полям и созерцать природу. Мальчиком он подолгу простаивал у окна, любуясь эффектным закатом и думая, как бы его изобразить. Когда наступала весна, его никак нельзя было удержать дома, он рвался за город, на природу.

Известно, что у Исаака Ильича почти не было учителей, пожалуй, кроме Саврасова. Но Левитан никому и никогда не подражал, не испытывал чужого влияния. Ему не исполнилось ещё восемнадцати лет, как он предстал перед публикой со своими творениями, отличавшимися от множества других, например, картина «Осенний день. Сокольники» (1879) имела такие достоинства, что её приобрёл для своей галереи Павел Третьяков, купивший впоследствии ещё 25 полотен Левитана.

И.И. Левитан. Над вечным покоем, 1894.

Спокойный, мягкий, изящный, художник поражал своим лицом с чудными вдумчивыми глазами, в которых светилась чуткая поэтическая душа. Поражали и его картины. К примеру, полотно «Над вечным покоем»: убогая часовенка, покривившиеся кресты, зелёный холм и тихая гладь необозримого озера, в котором отражаются тёмные облака. Обычное сельское кладбище, где покоятся те, кто жил, трудился, любил. И возникает вопрос: Зачем жить и страдать? Мы стоим в раздумье перед величием и бесконечностью природы. Исчезнет всякий след человеческой жизни, а вода и небо останутся навечно.

Левитан родился 18 августа 1860 года на западной границе с Пруссией. Отец переехал в Москву, сам учил и воспитывал сына. После окончания первого курса юноша похоронил мать, а через два года и отца, оказавшись в весьма затруднительном материальном положении. Известность его росла, но безденежье не кончалось. Когда же публика оценила его талант, он сделался её любимцем. Он поселился в доме своих друзей, которые предоставили ему удобную мастерскую, и неустанно трудился, сомневаясь в себе и приходя в отчаяние, когда картина казалась неудачной.

В 1892 году Левитан получил первую премию на выставке за картину «Сумерки», в 1897 году был избран академиком живописи. Заболев тифом, он едва вылечился, но получил осложнение, проявившееся в пороке сердца. Начались поездки за границу, самочувствие то ухудшалось, то улучшалось. Он стал преподавать в училище живописи, ваяния и зодчества. Весной 1900 года сильно простудился, состояние, по словам докторов, оказалось безнадёжным, и 22 июля 1900 года художник скончался.

Левитан прожил всего сорок лет, нужда и лишения в начале жизни, тяжёлая болезнь в конце. Когда он умер, в его столе нашли записку: «Письма все сжечь, не читая, по моей смерти». Завещание было выполнено: сожжены все письма Чехова, Коровина, Нестерова, Серова. Не осталось ни дневниковых записей, ни записных книжек. Левитан не хотел, чтобы после смерти досужие люди судили о его личной жизни.

Мария Павловна Чехова вспоминала: «...Сам он никогда и ничего о родных не говорил... Порой мне казалось даже, что ему хотелось забыть об их существовании. Рассказывал он только, что очень бедствовал ребёнком». Так оно и было. Он остался сиротой без всяких средств к существованию, когда был учеником московского училища ваяния и живописи.

Часто ему негде было ночевать, и тогда он «играл в прятки» с «Нечистой силой» — так прозвали сторожа училища, отставного солдата Землянкина,— и если выигрывал, то ночевал среди холстов и картин. Голоден был постоянно. Одет — в красную рубаху, поношенный клетчатый пиджак, дырявые брюки и опорки на босу ногу. Внешнего своего облика стыдился, на улицу выходил, когда становилось совсем темно. Только природа вносила в его жизнь душевное равновесие,— может быть потому, что перед ней все равны? — и он отвечал ей преданной любовью.

А ещё ему повезло с учителем. Однажды Левитана отметил и взял в свой класс Саврасов — художник, прославившийся в те годы на всю Россию картиной «Грачи прилетели». У Саврасова была своя метода.

— Почему все в классе? На дворе весна— лужи! Воробьи чирикают! Хорошо! — говорил он.

Или:

— Скорее в лес! Фиалки расцвели!

И самое главное:

— Пишите этюды! Изучайте! Чувствуйте! Никаких сочинений! Природа вечно дышит! Жизнь — тайна! Прославляйте её!

Эти уроки и определили весь строй творческой жизни Левитана.

Внешними событиями жизнь Левитана, собственно, не была богата. Семьёй он так и не обзавёлся. Поездки в другие страны считал напрасной тратой времени: любил только среднюю полосу России. После окончания училища — поиски в живописи себя. С вечными сомнениями, недовольством собой, хандрой, меланхолией, переходящей в болезнь, с неумением распутывать личные отношения — он дважды пытался покончить жизнь самоубийством. Но и с подъёмом творческих сил, с находками, достижениями.

А итог — «левитановский пейзаж». Или, как его ещё называют,— пейзаж настроений. Пейзажи, в которых переданы все состояния природы.

Чем старше становился Левитан, тем чаще обращался он к осени. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесённые им на полотно: Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов.

«Золотая осень» — одно из его самых светлых, самых жизнерадостных полотен. Здесь — поэзия, пушкинское начало, радость «пышного природы увяданья». Берёзы усыпаны золотом листвы, которая должна завянуть и погибнуть. Опадут и эти листья, а холодный снег укроет эти деревья. Грустно, но не безнадёжно, ведь придёт весна, и будут глядеться берёзки в зеркальную поверхность ручья. Зиму — символ смерти и покоя — Левитан не любил писать, словно не находил ей сочувствия. Левитан чрезвычайно редко изображал фигуры людей на своих пейзажах, будто боялся нарушить гармонию и величие природы земными интересами. 

Поэзия была всегда близка Левитану. Он знал наизусть Пушкина, Никитина, Тютчева, Лермонтова. Своё творческое кредо он выразит, цитируя строчки стихотворения Евгения Баратынского:

С природой одною он жизнью дышал.

Ручья разумел лепетанье.

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье...

Вот это и был идеал пейзажиста Левитана — слышать «трав прозябанье». 

Т. Топилина

Исаак Ильич Левитан

Войдите в любой музей, осмотрите любую картинную галерею — и вы увидите, как любят художники писать природу. Сколько времени существует на свете живопись, столько времени пишутся пейзажи. Их очень много, но если внимательно всмотреться в один из них, можно без труда понять, где и когда он написан, хотя природа со временем мало меняется.

Просто в разные эпохи разные живописцы по-разному видят одни и те же вещи. Ведь пейзаж — это не только изображение красивого лесного ручейка или полянки; это рассказ о раздумьях, о чувствах и мыслях художника.

Шишкин, Остроухов, Петровичев, Левитан, Бакшеев, Рылов, Грабарь.

Список этот можно и продолжить. Все они писали природу средней и северной России, и все не похожи друг на друга.

Но, пожалуй, самый замечательный среди русских пейзажистов Исаак Ильич Левитан. Вы знаете его, конечно, хотя бы по репродукциям. Сегодня мы еще раз хотим рассказать вам об этом замечательном художнике и о6 одной из лучших его работ.

Левитан не только писал природу — он горячо и самозабвенно любил её.

Забрав с собой собаку, он мог часами бродить по лесу, не охотясь, не стреляя. Он готов был проделать долгое путешествие, чтобы отыскать нужный пейзаж.

Его не устраивали ни яркая Италия, ни Швейцария, ни северная красавица Финляндия. Ему не в радость были заграничные путешествия. Он начинал там тосковать по своему Поволжью, по русским просторам и рвался на родину.

Из всех времен года предпочитал художник осень. Он всегда ждал её и, когда она приходила, работал особенно много. Он изображал осень задумчивой и чуть-чуть грустной. Почему он видел её так? Почему такая печальная улыбка прячется в его пейзажах?

Потому что печальной была жизнь простых людей, которых любил он и которые были ему близки.

Да и жизнь самого художника была трудной. Голод и нищета в детстве, полная невзгод юность, борьба за право стать художником, одиночество.

И ему казалось, что тоску по счастью с ним может разделить только природа. В ней одной находил он утешение и радость. Но это была печальная радость. Жизнь была трудна, и о светлом можно было только мечтать.

И.И. Левитан. Золотая осень, 1895.

Вот «Золотая осень». Мягкий, тёплый свет заливает холст. Мы как будто ощущаем приятное, ласковое осеннее тепло. Зелёно-жёлтая трава стелется по земле бархатистым ковром, спокойно течёт, уходя вдаль, лесной ручей.

Всё вокруг тихо и светло. Что-то удивительно желанное ощущается в этой тишине и покое. Так красив и светел тёплый оранжевый цвет осени, так прозрачен воздух, так ласкает взгляд голубая вода...

Но как-то беззащитно тонки и хрупки стволы берёзок, а светлое, лёгкое кружево листьев напоминает о близости зимы. Далеко-далеко сливается с небом горизонт, и нигде нет следов человека. Всё дышит одиночеством, и сквозь радость проглядывает печаль.

Будто светло и печально улыбается художник, мечтая о прекрасном и веря в него.

 

Литература

  1. Алпатов М.В. И.И. Левитан. — Л.: Искусство, 1945.
  2. Вермель С.С. Исаак Ильич Левитан и его творчество. — Санкт-Петербург: типо-лит. А.Е. Ландау, 1902.
  3. Паустовский К. Г. Исаак Левитан. — Москва, Ленинград: Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1938.
  4. Топилина Т. И.И. Левитан / Юный натуралист. — 1962. — № 10.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru