Качество обучения

Что представляет собой система критериев эффективности оценки качества обучения? Данный материал поможет понять, какие измерители используются для оценки качества обучения и чем они отличаются.

СИСТЕМА КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

 

Понятие "критерий" в разных словарях и энциклопедиях рассматривается как признак, на основании которого производится сравнительная оценка, классификация. Это тот показатель, по которому можно судить о том, насколько хорошо функционирует учреждение образования. (слайд 2)

Внутренняя система оценки качества образования. Учёные-методисты под критерием оценки качества понимают систему индикаторов, которая должна позволить оценить эффективность управленческой деятельности, условий, процесса и результативности обучения. (слайд 3)

Группы критериев. Критерии оценки управленческой деятельности разделяются по разным основаниям, среди которых можно выделить следующие 4 группы критериев. Остановлюсь на некоторых. (слайд 4)

  • Общеорганизационные и специализированные критерии.
  • Количественные и качественные критерии.
  • Объективные и субъективные критерии.
  • Интегральные и простые критерии.

1 - Общеорганизационные подразумевают качество, своевременность, полноту выполнения обязанностей. Специализированные - это соответствие определенному рабочему месту, виду деятельности (они разработаны для каждой отдельной должности - учитель, педагог дополнительного образования и т.д.).

2 - К качественным критериям оценки относят индивидуальные характеристики работника (личностные качества, рабочее поведение или рабочие результаты).

3 - Объективные - соответствие стандартам, нормативам. Субъективные - мнения и оценки экспертов.

4 - Сочетание разной информации о рабочем поведении - интегральная оценка. Оценку отдельного аспекта работы относят к простым критериям.

Количество критериев должно быть минимальным, но достаточным для оценки наиболее существенных параметров: соответствие должности, эффективность работы, ведение документации.

Измерители. Критерий эффективности условий обучения может быть рассмотрен через отношение к четырём измерителям: антропологическому, методическому, дидактическому и культурологическому. (слайд 5)

Первая позиция предполагает учитывать потенциал педагогических кадров и уровень обучающихся, втораясредства, приёмы и технологии, обеспечивающие деятельность учителя в ситуации обучения, третья имеет в виду содержание образования, четвертаясоответствие нормам и стандартам.

Индикаторы качества условий: база. Среди индикаторов оценки качества условий несколько показателей, которые охватывают состояние материально-технической базы и её соответствие требованиям государственных стандартов и взаимодействию в рамках единого информационного пространства. (слайд 6)

Индикаторы качества условий: кадры. В эту же группу входят показатели кадрового потенциала: мотивация и трудовая дисциплина. Учитываются процент учителей с высшей категорией и результативность участия в различных педагогических конкурсах, эффективность опытно-экспериментальной работы: на стажировочных площадках, семинарах, в создании образовательных проектов и методических разработок из опыта работы, публикаций, персональных интернет страниц и сайтов педагогов. (слайд 7)

Индикаторы качества процесса: учебные планы и программы. В группу индикаторов оценки качества процесса обучения включены показатели выполнения учебных планов и рабочих программ, учитывающих преемственность и согласованность содержания по годам обучения и предметным областям, наличие курсов психологического и компьютерного сопровождения. (слайд 8)

Индикаторы качества результатов. Наконец, обратимся к показателям оценки качества результатов обучения. Здесь перечислен целый комплекс тех индикаторов, которые связаны с эффективной реализацией приоритетного национального проекта «Образование», с устойчивостью уровня достижений и соответствием ФГОС. Безусловно, с учётом результатов независимых форм государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 классов и поступлением выпускников в вузы. (слайд 9)

Проблема оценки, стоящая за выявлением качества образования, может быть технологически решена через введение специальных шкал, позволяющих измерять комплексную образовательную эффективность.

Вероятно, качественный критериальный подход к оценке кажется более предпочтительным, чем количественный параметрический. Параметры своей «конкретностью», «наглядностью» и «счётностью» часто заслоняют качественный и деятельностный смысл такой оценки.

Использование критериев открывает широкий простор для педагогической рефлексии, без развития которой управление качеством образования невозможно в принципе.


ПРЕЗЕНТАЦИЯ (файл pptx, 11 слайдов, 81,6 КБ).

Яндекс.Метрика